Функциональный анализ воспитательной деятельности учителя (классного руководителя)

К вопросу о целеполагании в воспитательном процессе

Функции Методы, процедуры воспитания Ожидаемые результаты
Концептуальная Концептуализация: теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов Выбор для себя приоритетных теорий и принципов воспитания
Целевая Целеполагание: отбор, систематизация целей и задач воспитания Конкретизация целей и задач воспитания
Диагностическая Методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, пролонгированное изучение Углублённое изучение личности и классного коллектива, эффективности воспитания
Планирование Планирование: отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий Оптимизация целей, задач и видов деятельности обучающихся
Организаторская Организационные: организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности обучающихся Формирование классного коллектива и развитие детского самоуправления
Стимулирующая Стимулирование: активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества Создание творческой атмосферы и готовности обучающихся к решению поставленных задач
Коммуникативная Коммуникативные: беседы, дискуссии, обсуждения, ориентация на коммуникативное взаимодействие Взаимопонимание, психологический контакт, сотрудничество
Контрольно-оценочная Контроль и оценка: анализ, учёт и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки Оперативность и системность контроля и оценки
Коррекция Коррекционные: коррекция взаимодействия и поведения обучающихся, методы разрешения конфликтов повышение эффективности воспитания на основе координации воспитательных взаимодействий
Прогностическая Прогнозирование: моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса Предвосхищение и предвидение возможных ситуаций и ожидаемых результатов воспитания

(Настольная книга зам. директора школы по воспитательной работе /Г.Н. Сибирцова. - Ростов н/Д, Феникс, 2005)

Роль педагога в развитии сущностных сфер ребёнка

Становление личностного в человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей, составляющих основу его гуманистической культуры. Перенос общественных представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к превращению общечеловеческих ценностей в высшие психологические функции индивидуальности.

Основная задача педагога - помочь ребёнку в его развитии. Именно поэтому вся гуманистическая педагогическая практика должна способствовать развитию и совершенствованию всех сущностных сфер ребёнка.

Наиболее перспективной моделью воспитания представляется та, которая вычленяет социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

В интеллектуальной сфере необходимо формировать объём, глубину, действенность знаний о нравственных ценностях: моральные идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, любовь, представления о долге, самокритичности, ответственности за себя). При этом должно быт организовано такое усвоение, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.п.

В мотивационной сфере целесообразно формировать правомерность и обоснованное отношение к моральным нормам; бережное отношение к человеку; сочетание личностных и общественных интересов; нравственные установки; цели жизни и т.д. Развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.

В эмоциональной сфере (развитие мотивационной сферы никогда не происходит без подключения к ней эмоциональной сферы) необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, эмпатию, стыд и т.д. При формировании этой сферы очень важен правильный эмоциональный тон, когда педагогу важно сочетать требовательность и доброту.

В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации нравственных поступков: мужество, смелость. Важно не столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что пойдёт личность ради достижения цели.

В сфере саморегуляции (когда в качестве оценивающего выступает сам субъект, а его параметры оценки являются субъективными, проявляется сфера саморегуляции) необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, рефлексию и др.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки. Психологи отмечают, что не всякая деятельность развивает способности и не все возникающие способности приводят к развитию личности в целом. Личность выбирает тот способ применения своих способностей, который выражает её готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. способ этот в свою очередь зависит от сформированности экзистенциальной сферы.

В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному совершенствованию любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, понимание морали. Эта сфера характеризуется умением человека управлять своим отношениями с миром. Среди целей развития этой сферы немаловажными являются: обеспечение развития позитивной Я-концепции и самоуважения, формирование навыков социального взаимодействия, формирование признаков плодотворной ориентации.

Таким образом, уровень интеллектуального развития и развития других сфер определяет границы воспитательных воздействий на поведение и деятельность личности.

В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности.

Наши рекомендации