Кандидат химических наук Ю.Н. Тилькунов

(начальник отдела того же Института);

А.Б. Беляков (руководитель Российского центра Туринской плащаницы);

кандидат химических наук Т.П. Москвина

(начальник управления Министерства юстиции России)

ТАЙНА СВЯТОГО ЛИКА

В 1848 г. итальянский фотограф Секондо Пиа впервые сфотографировал Туринскую плащаницу и, проявив негатив, увидел на фотопластинке позитивное изображение тела Иисуса Христа. С тех пор разгадке тайны одной из самых почитаемых реликвий христианской церкви посвящён ряд научных трудов. Какова же природа этого феномена? Можно ли объяснить появление нерукотворного образа с точки зрения физики, химии и биологии? …

Пытаясь разгадать тайну Туринской плащаницы, специалисты изучали её фотографии, а также ткань в области изображения и вне его. Среди множества исследований наиболее удачен проект STURP, осуществленный в начале 1980-х гг. группой ученых из разных стран (в основном США и Италии) под руководством американского физика Дж. Джексона. В ходе его реализации проведено комплексное изучение святыни с использованием широкого спектра неразрушающих методов. Полученные результаты изложены в подробных отчетах и монографии английского ученого Я. Вилсона «Свидетельствует плащаница» (1985). Кроме того, Дж. Джексон с коллегами провел ряд экспериментов для определения оптических характеристик загадочного изображения. В 1988 г. независимые лаборатории (в Аризоне, Оксфорде и Цюрихе) радиоуглеродным методом установил возраст ткани. Результат был неожиданным — она изготовлена не в I веке, как считалось ранее, а в XIV. …

Опираясь только на проверенные и научно аргументированные факты, накопленные к настоящему времени, о христианской реликвии как материальном объекте в принципе можно сказать следующее.

Хранящаяся в соборе Джованни Батиста в Турине Плащаница — это длинное (4,3 х 1,1 м) полотнище со слабо проступающим на нем желтовато-коричневым отпечатком двух проекций обнаженного мужского тела (спереди и со спины), покрытого пятнами тёмного цвета, напоминающими подтёки и капли крови. Ткань плотностью 20 – 40 мг / кв. см. — льняная с редкими волокнами хлопка, сплетена вручную без применения каких-либо механизмов. Желтовато-коричневое изображение тела практически не проникает вглубь материи. Никаких посторонних веществ, которые могли бы его образовать, не найдено. К настоящему времени ни одна из выдвинутых гипотез выполнения такой работы не согласуется с данными экспериментальных проверок. Пятна, похожие на подтёки и капли крови, действительно являются таковыми. В отличие от изображения, они проникают вглубь ткани. На фотографии отчётливо прорисовываются лицо, волосы, кисти рук, ноги. Изображение тела негативное, пятна крови — позитивные. Негативный отпечаток человеческого тела, отсутствие на ткани посторонних веществ, возможность восстановления трёхмерной структуры человеческого тела по оптическим плотностям отдельных участков изображения делают маловероятным факт изготовления его художником. Детальный анализ отпечатка на Плащанице показывает: человека подвергли бичеванию плетями римского образца, увенчали колючими ветвями, пробили гвоздями запястья и лодыжки, нанесли рану в грудь. Всё это совпадает с евангельским описанием страданий Иисуса из Назарета. Палиноморфологический анализ выявил микроследы пребывания святыни во Франции, Италии, Испании, странах Ближнего Востока.

Вышеуказанные сведения имеют, несомненно, огромную ценность для установления истины при решении вопроса о происхождении одной из самых таинственных христианских и исторических реликвий. Вместе с тем они не проливают свет на загадку Туринской Плащаницы. Остается пока неясным природа запечатленного на ткани нерукотворного образа человека, завернутого в него перед погребением. Как уже отмечалось, все проверенные гипотезы образования отпечатка на ткани, связанные с воздействием на неё излучений различных длин волн, диффузии химических веществ, не подтвердились и не позволили экспериментально получить его воспроизведение, близкое по своим морфологическим особенностям и зрительному восприятию к изображению на Туринской Плащанице.

В своей работе мы не ставили целью проверить какую-либо гипотезу, как наши предшественники, а попытались теоретически обосновать и опытным путём изучить процессы, происходящие с волокнами льняной ткани при соприкосновении их с плотью человека, испытавшего тяжёлые физические нагрузки или подвергавшегося телесным истязаниям и похороненного в соответствии с иудейскими обычаями. Экспериментальные данные о химическом составе выделений организма при различных эмоциональных и физических нагрузках обобщены в монографии американского ученого Я. Куно «Человеческая перспирация». В состав потожировых выделений человека, кроме хлоридов, липидов и мочевины, входит значительное (до 25 %) количество кислот: высшие и низшие жирные (линолевая, пальмитиновая, масляная, муравьиная, валериановая, каприловая и т.д.); аскорбиновая, молочная и эфиросерные кислоты, а также ароматические оксикислоты. При этом рH выделений человека может колебаться от 3 до 6. Следует отметить: наиболее кислые потожировые выделения у людей наблюдались после тяжёлой физической и эмоциональной нагрузки, а также через несколько дней после мытья, ибо к процессу их закисления подключается микрофлора кожи, разрушающая липиды с образованием летучих кислот, в первую очередь изовалериановой, масляной и других.

А теперь давайте вспомним, как в древней Палестине хоронили распятого римлянами человека. Согласно еврейским традициям, тело убитого неевреями иудея предавали земле в тот же день; его не обмывали и не облачали в саван, а клали вместе с остатками одежды на кусок льняной ткани, второй же половиной покрывали. При дефиците времени (если это была, например, пятница) покойника могли просто присыпать землёй (учитывая почвенный покров Палестины, — песком с небольшим содержанием глины и гумуса). Таким образом, не исключено, что снятое с креста кровоточащее тело, покрытое потожировыми выделениями с рH = 3, по крайней мере сутки пролежало завернутым в кусок льняной ткани, присыпанным землёй. Затем его перезахоронили. … Окровавленная материя наверняка хранилась ранними христианами как реликвия. Учитывая жестокие гонения, которые римляне обрушили на них в ту эпоху (включая массовые казни, в том числе и распятия), таких погребальных полотнищ, сохраняющих наглядное свидетельство о мученической смерти подвижников новой религии, могло быть достаточно много. Но благодаря стечению обстоятельств до наших дней дошло лишь одно — Туринская Плащаница.

Обратимся теперь к появлению нерукотворного образа. Основными компонентами любой ткани из растительных волокон являются целлюлоза и лигнин. Химические свойства последнего таковы, что под воздействием кислот и нагревания он превращается в сложное по составу и структуре вещество (смесь полимеров различной природы) со значительным количеством карбонильных и карбоксильных групп. Под влиянием температуры практические бесцветный лигнин становится желто-коричневым, а при сильном нагревании — тёмно-коричневым (кстати, воздействие кислотного и термального факторов могут быть значительно разделены во времени, однако суть описанных процессов от этого не меняется). В правильности сказанного может убедиться любой желающий. Достаточно нанести на светлую льняную или хлопковую ткань раствор даже слабой кислоты (лимонной, аскорбиновой, яблочной и других), не говоря уже о более сильных — минеральных, а затем через любой промежуток времени утюгом или в жарочном шкафу сильно нагреть материю до лёгкого пожелтения. В результате на месте попадания кислот появятся желто-коричневые пятна. То же самое наблюдается на бумагах низкого качества, содержащих большое количество лигнина. … В подтверждение сказанного мы провели многочисленные эксперименты по определению возможности получения изображений различных рельефных поверхностей и частей тела человека контактным методом. При этом на макет наносили исследуемое вещество или смесь веществ, затем его покрывали льняной или хлопковой тканью, сверху насыпали песок до такого уровня, чтобы на 2–3 см скрыть самую высшую точку рельефа. Все это выдерживали при 20–30 ˚ С в течение определённого времени (от 1 до 24 часов). Далее материю изымали и после выдержки при комнатной температуре от 1 часа до 1 месяца помещали в термошкаф, где повергали тепловому воздействию в течение нескольких часов при температуре 120–180 ˚ С, пока ткань заметно не желтела. В качестве исследуемых веществ мы применяли натуральные потожировые выделения человека, а также модельные смеси кислот, содержащихся в них. … В результате мы получили негативные изображения жёлто-коричневого цвета различных объёмных элементов. …

Механизм образования рисунка на ткани, скорее всего, не просто контактный, а контактно-диффузионный. Иными словами, для образования чёткого отпечатка, по-видимому, более предпочтителен переход «красящего» вещества с оригинала на подложку не за счёт адгезии (прилипания), а благодаря испарению, диффузии и последующей сорбции (закреплению) его паров. … Спектры поглощения и флюоресценции отпечатка практически не отличаются от полученных с Туринской Плащаницы.

Основной результат настоящей работы — установление механизма образования нерукотворного образа и объяснение его естественными причинами, подчиняющимися известным законам природы.

Что же касается идентификации образа Христа и изображения на Плащанице, то в настоящее время … подобная идентификация практически невозможна. … Поскольку не существует ни одного идентификационного признака Иисуса Христа, то установить или опровергнуть это принципиально невозможно. Но для человечества (и, в частности, для науки) важно не то, чьё тело обвивала Плащаница — Христа или другого погибшего аналогичным образом человека. Главное — она доносит до нас из глубины веков свидетельства не только страдания и смерти, но и вечной победы духа над смертью и забвением.

Наука в России. М., 2003. № 1–2.

Наши рекомендации