Подлинно свободное поведение (по Скиннеру) - когда личность контролирует себя сама.

Прагматизм

От греческого «прагма» - дело, труд. Философско – педагогическое направление, выступающее за сближение воспитателя с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. У истоков прагматизма стояли Пирс и Джелес, их идеи развил американский философ – педагог Дж. Дьюи, который предпочел назвать эту концепцию инструментализмом. Основные положения:

1) школа не должна быть оторвана от жизни, обучение от воспитания;

2) в учебно – воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учащихся, а поощрять и стимулировать;

3) воспитание и обучение осуществляется не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных дел, где дети познают мир, учатся вместе работать (сотрудничать). Преодолевать разногласия и трудности;

4) школа стремится воспитывать детей хорошо приспособленных к жизни;

5) в основе учебно – воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Дж. Дьюи в работе: «Школа и ребенок» писал: «….мы должны стать на место ребенка и исходить из него, не программа, а он должен определить, как качество, так и количество обучения».

В 60-е года философия прагматизма и ее концепция теряют свою популярность, т. к. привела к снижению качества обучения и воспитания. Возникла потребность в людях, и более прочных, упорядоченных знаниях, что привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма и он возрождается в 70-е года, как неопргаматизм.

Неопрагматизм.

Сторонниками были: Маслоу, Роджерс, Келли. Они дополняли установки Дж. Дьюи новыми тенденциями понимания. Воспитание, как процесс социализации (введение личности в общество). Главная сущность – самоутверждение личности.

Несмотря на критику, эта концепция остается ведущей в американской педагогике. Неопазитивизм зародился в недрах классического пазитивизма на идеях Платона и Аристотеля. Сегодня данная концепция именуется как новый гуманизм, представителями которого являются: Вильсон, Питерс. Главные положения: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, т. к. жизнь нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Полная гуманизация системы воспитания есть средство для утверждения во всех сферах жизни – справедливость, как высшего принципа отношений между людьми. особое внимание уделялось развитию интеллекта и формированию рационально мыслящего человека.

Экзестенционализм.

От латинского «существование». Это влиятельное философское течение, признающее личность высшей ценностью мира. Каждая личность – особая, неповторимая, уникальная. Мысль концепции: в современном мире, полном тревог и опасностей, человеческое существование находится под постоянной угрозой. Сохранить свое собственное «Я» становится труднее. По утверждению сторонников – человек всегда и везде одинок, изолирован и обречен на существование во враждебной ему среде. Общество наносит колоссальный ущерб нравственной, самостоятельной личности, т.к. социальные институты нацелены на унификацию личности. Идеи данной концепции получили широкое распространение среди представителей творческих профессий в Америке (Кнеллер, Гоулд), Западной Европе, Японии (Морита).

Воспитание мало чем помогает: « Человек есть то, что он сам из себя делает». Идет отказ от школ, не нужны программы, методы и приемы воспитания. самое вредное для формирование личности – коллектив, который превращает человека в стадное животное.

Неотализм.

Философское течение, получившее название от имени католического богослова. В основе лежит религия. Неоталисты признают существование объективной реальности, ног ставят ее в зависимости от бога. Сущность мира наукой не постижима, ее можно познать только сверхразум. Науке доступен кусок материального мира, поэтому нужно совершенствовать истинное образование: приобщение к религии; воспитание веры в бога.

В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать дополняя друг друга: науке отводится область земных естественных явлений; религия – область духовных идей, идущих от бога. Представители : Франция (Маритен), Италия (Стеффани, Казотти). Основные положения: определяются двойственной природой человека. Человек – единство материи и духа, поэтому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид – человек материальное, телесное существо, подчинено всем законам природы и общества. Как личность – обладает бессмертной душой, сверхсуществованием.

Неоталисты считают, что только эти качества (доброта, гуманизм, честность, способность к самопожертвованию) помогут спасти нашу цивилизацию, несущуюся к самоуничтожению. Цель воспитания выводится из христианской нравственности (о смирении). Педагогика неотализма преследует двойственную цель: ближнюю и дальнюю.

Ближняя – усовершенствование человека на земле по канону христианства.

Дальняя – забота о спасении души, о жизни в потустороннем мире.

Сеть учебных заведений религиозного характера расширяются особой популярностью, пользуются католические школы в Испании, Италии, Ирландии, Бельгии, Франции.

Бихивиоризм.

От английского «поведение». Эта психолого - педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание. Которое базируется на новейших достижениях науки о человеке, использование современных методов исследования, его интересы, потребности. У истоков бихивиоризма – виднейший психолог Уотсон. Он обогатил науку положениями о зависимостью поведения от раздрожителя.

Стимул

Реакция поведения

Концепция развивалась и через какой – то период стала называться необихивиоризм.

Представители: Скиннер, Холл и др. они дополнили формулы Уотсона положением о подкреплении и формула приобрела новый вид: стимул – реакция – поведение.

Таким образом, главная идея заключается в том, что человек и его поведение можно назвать управляемым процессом. Поведение обусловлено применяемыми стимулами и положительным подкреплением, значит, чтобы вызвать нужное нам поведение следует правильно подобрать стимулы и рационально их применять.

Скиннер – психолог – экспериментатор. Пришел к выводу, что выработка данного поведения у людей должна идти тем же путем, что и у животных. При этом нет необходимости признавать наличие разумности умственных способностей, понимания. Считал, что поведение человека не обусловлено желаниями. Характеризуется дарованием. Значение имеют лишь действия – ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведения, регулируется факторами подкрепления. По его мнению, молодежь стремится к знаниям не для того чтобы преобразовать мир, а ради карьеры, подкрепляя это стремление можно достичь нужного поведения. Подкрепление может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительные факторы подкрепления вызывают активное участие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его самым счастливым.

Отрицательные факторы подкрепления выявляют условия, которые человек пытается избежать, что тоже сказывается на формирование типов поведения.

Подлинно свободное поведение (по Скиннеру) - когда личность контролирует себя сама.

Моральные качества(храбрость, трусость, преступность, добродетель) полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершенствование заключается в умении наилучшим способом приспособиться к окружающей среде (как все биологические организмы).

Процесс воспитания ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества индустриального человека: деловитость, организованность, предприимчивость, дисциплинированность.

Наши рекомендации