Диагностический инструментарий
К КОРРЕКЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Карта ранжирования отрицательных качеств личности
Ф.И.О. ученика_____________________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Учебный год_______________________________________________________
Недостатки нравственного развития | Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков |
Не доводит начатое дело до конца | 4, 9, 11, 12, 30 |
Безразличен к коллективу | 1, 2, 9, 16, 18 |
Равнодушен к людям | 2, 3, 15, 30 |
Замкнут, необщителен | 2, 3, 7, 9, 16, 18, 30 |
Ленив | 1,2,4, 11, 12, 30, 32 |
Неисполнителен, недисциплинирован | 1,2,4, 6,9, 12, 15, 18,30, 32 |
Не считается с мнением коллектива | 1,2,6,9,16,18,30 |
Зловреден, зол | 7,8,14,29,30 |
Стремится к лидерству, превосходству | 9,12,14,15,18,30 |
Несамокритичен,самоуверен, заносчив | 2,6,9,11,14,16,18,21,30 |
Груб | 10,15,29,30 |
Циничен, развязен | 2,6,14,18,19,21 |
Эгоистичен | 2,3,9,14,16,18,21,29,30 |
Озлоблен | 3,7,8,10,15,30 |
Жесток | 7,10,15,20,29,30 |
Злопамятен | 7,15,30 |
Небрежен, неопрятен | 11,13,30 |
Обидчив, легко раним | 1,3,4,6,8,14,30 |
Пассивен или малоактивен на уроках | 1,4,5,23,26,27 |
Пассивен или малоактивен во внеклассной работе | 1,4,5,22,23,26 |
Отрицательно относится к практической деятельности | 1,4,5,23,27,28 |
Карта ранжирования недостатков эмоционально–волевого развития
Недостатки нравственного развития | Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков |
Нестойкие беззлобные аффекты, раздражителен | 4,6,9,15,17,18,21 |
Тревожен, боязлив, часто бывает подавлен | 1–8,17,30,31 |
Часто испытывает чувство страха, тоски | 1–8,30 |
Капризен, плаксив | 3,6–8,11,12,17,30 |
Ведущий мотив поведения– получение Удовольствий, развлечений | 9–12,14,15,20,30,32 |
Рассеян | 7,17,25,30 |
Мнителен, подозрителен | 3,6–8,14,15 |
Стойкие злобные аффекты | 4,6–10,15,17,18,20,21,30 |
Склонен к бродяжничеству | 7,17,22,23,30 |
Пассивен | 2,4,5,7,9,11,15,30 |
Безволен,робок,труслив, нерешителен | 1,2,4,5,7,9,11,15,30 |
Не любит выполнять трудную работу | 1,2,4,5,10–12,15,17,18,30–32 |
Уклоняется от ответственности, беспечен | 1,2,4–6,10–12,15–18,30 |
Упрям | 6,10,12,14,15,17,30 |
ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Выявление у подростка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие
2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка коллективом его усилий
3. Оказание помощи в установлении дружеских отношений в школе и вне ее
4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимися успехов.
5. Систематическое поощрение за успехи.
6. Постепенное приучение к объективному отношению к критике.
7. Направление на психоневрологические обследование, лечение нервных, психических и соматических отклонений.
8. При наличии каких–либо внешних недостатков у учащихся (полнота, веснушки, близорукость и др.) проведение в коллективе разъяснительной работы о недопустимости насмешек или иных форм третирования; решительная борьба с подобными проявлениями.
9. Вовлечение учащегося в общественную жизнь коллектива индивидуальная работа.
10. Обязательное включение учащегося в группы личностного роста с целью развития способности к рефлексии, оценке и самооценке собственных поступков и поступков других значимых лиц.
11. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.
12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для других дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.
13. Эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения.
14. Формирование потребности в объективной самооценке своих личностных и нравственных качеств, педагогическое руководство самовоспитанием и саморазвитием личности.
15. Формирование гуманистических отношений как условие реализации интересов, потребностей и возможностей каждого в деятельном режиме.
16. Постепенное приобщение учащегося к руководству социально значимой работой.
17. Оказание подростку помощи к самовоспитании воли.
18. Организация систематических отчетов и самоотчетов учащегося как главного условия самовоспитания.
19. Осуществление мер нравственно–полового воспитания.
20. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно–правовому воспитанию и просвещению.
21. Привлечение учащегося к активному участию в общественной работе, особенно к выполнению дел, способствующих преодолению застенчивости, самоуверенности, эгоизма.
22. Привлечение учащегося к занятиям в кружках познавательного характера.
23. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.
24. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.
25. Проведение специальной работы по развитию памяти.
26. Обязательное привлечение учащегося к внеклассной работе (участие в кружках, секциях, и др.)
27. Выявление трудностей, которые испытывает учащийся при овладении специальными умениями и навыками, систематическое оказание ему помощи в процессе индивидуальной работы.
28. Организация индивидуального шефства со стороны старшеклассников, учителей, приобщение учащегося к активному участию в жизни школы, классного коллектива, семьи.
29. Приобщение подростка к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных и стариков.
30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания и в ее реализации.
31. Систематическое физическое воспитание.
32. Формирование умения и навыков самоанализа, проектирования, планирования и организации собственной деятельности.