Диагностический инструментарий

К КОРРЕКЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Карта ранжирования отрицательных качеств личности

Ф.И.О. ученика_____________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Учебный год_______________________________________________________

Недостатки нравственного развития Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков
Не доводит начатое дело до конца 4, 9, 11, 12, 30
Безразличен к коллективу 1, 2, 9, 16, 18
Равнодушен к людям 2, 3, 15, 30
Замкнут, необщителен 2, 3, 7, 9, 16, 18, 30
Ленив 1,2,4, 11, 12, 30, 32
Неисполнителен, недисциплинирован 1,2,4, 6,9, 12, 15, 18,30, 32
Не считается с мнением коллектива 1,2,6,9,16,18,30
Зловреден, зол 7,8,14,29,30
Стремится к лидерству, превосходству 9,12,14,15,18,30
Несамокритичен,самоуверен, заносчив 2,6,9,11,14,16,18,21,30
Груб 10,15,29,30
Циничен, развязен 2,6,14,18,19,21
Эгоистичен 2,3,9,14,16,18,21,29,30
Озлоблен 3,7,8,10,15,30
Жесток 7,10,15,20,29,30
Злопамятен 7,15,30
Небрежен, неопрятен 11,13,30
Обидчив, легко раним 1,3,4,6,8,14,30
Пассивен или малоактивен на уроках 1,4,5,23,26,27
Пассивен или малоактивен во внеклассной работе 1,4,5,22,23,26
Отрицательно относится к практической деятельности 1,4,5,23,27,28

Карта ранжирования недостатков эмоционально–волевого развития

Недостатки нравственного развития Направления, виды, формы воспитательной деятельности по преодолению недостатков
Нестойкие беззлобные аффекты, раздражителен 4,6,9,15,17,18,21
Тревожен, боязлив, часто бывает подавлен 1–8,17,30,31
Часто испытывает чувство страха, тоски 1–8,30
Капризен, плаксив 3,6–8,11,12,17,30
Ведущий мотив поведения– получение Удовольствий, развлечений 9–12,14,15,20,30,32
Рассеян 7,17,25,30
Мнителен, подозрителен 3,6–8,14,15
Стойкие злобные аффекты 4,6–10,15,17,18,20,21,30
Склонен к бродяжничеству 7,17,22,23,30
Пассивен 2,4,5,7,9,11,15,30
Безволен,робок,труслив, нерешителен 1,2,4,5,7,9,11,15,30
Не любит выполнять трудную работу 1,2,4,5,10–12,15,17,18,30–32
Уклоняется от ответственности, беспечен 1,2,4–6,10–12,15–18,30
Упрям 6,10,12,14,15,17,30

ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

1. Выявление у подростка качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие

2. Привлечение учащегося к общественной работе, периодическая отчетность его перед коллективом и оценка коллективом его усилий

3. Оказание помощи в установлении дружеских отношений в школе и вне ее

4. Постепенное усложнение учебных и общественных заданий по содержанию и объему, поощрительная оценка достигнутых учащимися успехов.

5. Систематическое поощрение за успехи.

6. Постепенное приучение к объективному отношению к критике.

7. Направление на психоневрологические обследование, лечение нервных, психических и соматических отклонений.

8. При наличии каких–либо внешних недостатков у учащихся (полнота, веснушки, близорукость и др.) проведение в коллективе разъяснительной работы о недопустимости насмешек или иных форм третирования; решительная борьба с подобными проявлениями.

9. Вовлечение учащегося в общественную жизнь коллектива индивидуальная работа.

10. Обязательное включение учащегося в группы личностного роста с целью развития способности к рефлексии, оценке и самооценке собственных поступков и поступков других значимых лиц.

11. Формирование способности и навыков самодисциплины и самоорганизации.

12. Поручение учащемуся не всегда интересных для него, но нужных для других дел при постепенном их усложнении, обязательном осмыслении значимости сделанного для самовоспитания и саморазвития, т.е. нахождение личностных смыслов в социально значимых делах.

13. Эстетическое воспитание при особом внимании к эстетике одежды и поведения.

14. Формирование потребности в объективной самооценке своих личностных и нравственных качеств, педагогическое руководство самовоспитанием и саморазвитием личности.

15. Формирование гуманистических отношений как условие реализации интересов, потребностей и возможностей каждого в деятельном режиме.

16. Постепенное приобщение учащегося к руководству социально значимой работой.

17. Оказание подростку помощи к самовоспитании воли.

18. Организация систематических отчетов и самоотчетов учащегося как главного условия самовоспитания.

19. Осуществление мер нравственно–полового воспитания.

20. Привлечение подростка к различным мероприятиям по нравственно–правовому воспитанию и просвещению.

21. Привлечение учащегося к активному участию в общественной работе, особенно к выполнению дел, способствующих преодолению застенчивости, самоуверенности, эгоизма.

22. Привлечение учащегося к занятиям в кружках познавательного характера.

23. Систематическое оказание ему помощи в учебной и другой работе, в общении со сверстниками.

24. Обучение приемам самостоятельной умственной деятельности.

25. Проведение специальной работы по развитию памяти.

26. Обязательное привлечение учащегося к внеклассной работе (участие в кружках, секциях, и др.)

27. Выявление трудностей, которые испытывает учащийся при овладении специальными умениями и навыками, систематическое оказание ему помощи в процессе индивидуальной работы.

28. Организация индивидуального шефства со стороны старшеклассников, учителей, приобщение учащегося к активному участию в жизни школы, классного коллектива, семьи.

29. Приобщение подростка к участию в добрых делах для ровесников, младших, больных и стариков.

30. Оказание учащемуся помощи в разработке программы самовоспитания и в ее реализации.

31. Систематическое физическое воспитание.

32. Формирование умения и навыков самоанализа, проектирования, планирования и организации собственной деятельности.

Наши рекомендации