Раздел 3. Социализация и воспитание

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию.

1. Какие факторы обусловили возникновение профессии педагога?

2. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, учёных, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.

3 Как соотносятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»? Объясните многообразие современных педагогических профессии. Объясните их многообразие.

4. Что даёт современному педагогу педагогическая наука?

5. Сравнить основные виды педагогической деятельности (таблица).

6. Раскрыть суть определения «профессиограмма» как модели личности учителя.

7. Дать оценку профессионально – значимым качествам собственной личности.

8. «Magister dixit» («Учитель сказал» – таким был решающий довод в средневековых спорах и диспутах). В то время слово учителя было окончательным. Хорошо это или плохо? Если плохо, то что может служить таким решающим доводом в современной педагогике?

9. Объяснить смысл утверждения: „учитель является субъектом педагогической деятельности”.

10. Что такое педагогическая техника? Каковы ее составляющие?

11. Что собой представляют прикладные умения и для чего они нужны педагогу?

12.. Как вы понимаете готовность учителя к инновационной деятельности?

Раздел 2. Теоретико-методологические основы педагогики.

1. Докажите и подтвердите примерами, что воспитание – это общая и вечная категория общественной жизни.

2. Что значит «воспитание как организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей»?

3. Выделите актуальные проблемы развития педагогики по основным документам образования (Закон РФ «Об образовании», ФГОС начального образования).

4. Напишите короткие сообщения о сути главных понятий педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие и др.).

5. В чем Вы видите сходство и различие педагогики и искусства? Обоснуйте свою точку зрения.

6. Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остаётся самостоятельной наукой?

7. Проиллюстрируйте примерами связи педагогики с другими науками.

8. Должна ли педагогика стоять над политикой или это невозможно? В чем заключается идея гражданственности педагогики?

9. Обоснуйте место педагогики в системе человековедческих дисциплин.

10. Изучить документы, которые определяют суть и функционирование СО в РФ

11. Подготовить сообщение об особенностях системы образования в одной из стран (по выбору студента)

12. Охарактеризовать взаимосвязь и иерархию общечеловеческих, конкретно-исторических, национальных и индивидуальных ценностей в воспитания.

13. Сравнить цели воспитания в развитых странах и РФ. Составить таблицу.

14. Познакомиться с различными подходами к классификации закономерностей и принципов целостного педагогического процесса (Сластенин В.А., Зябкин В.Е., Бабанский Ю. К. и др.)

15. Привести примеры реализации принципов целостного педагогического процесса из школьной практики.

Раздел 3. Социализация и воспитание

1. Составить социально-педагогический и психологический портрет ребенка-школьника.

2. Подобрать фактический материал о роли различных факторов в развитии личности.

3. Подобрать цитаты известных педагогов и психологов, раскрывающие особенности развития личности, индивида, индивидуальности.

4. Доказать, что в развитии личности могут быть и регрессивные изменения.

5. Дать определение понятиям «воспитание» и «воспитательная работа».

6. Объяснить, в чем сущность воспитания как процесса интериоризации общечеловеческих ценностей?

7. Аргументировать движущие силы и логику воспитательного процесса. Подобрать примеры.

8. Выразите свое отношение к теории научения-бихевиоризму.

9. В чем сущность педагогической концепции прагматизма? Неопрагматизма?

10. Назовите основные положения педагогики экзистенциализма.

11. Выразите свое отношение к психоаналитической теории.

12. Охарактеризовать основные ценностные понятия личностно-ориентированного подхода к воспитанию.

13. В чем суть объекта, предмета и содержания этнопедагогики?

14. Сформулировать основные условия формирования:

а) интеллектуальной культуры;

б) нравственной культуры;

в) культуры труда и экономической культуры;

г) эстетической и художественной культуры;

д) экологической культуры;

е) правовой и демократической культуры личности.

15. Обосновать основные пути и средства философско-мировоззренческой подготовки учащихся.

16. Дать характеристику основных средств физического воспитания школьников.

17. Обосновать своё мнение о путях достижения гармонии между национальным и интернациональным в воспитании? Возможна ли она?

18. Объяснить, чем отличаются понятия «формы воспитания» и «средства воспитания»?

19. Сравнить понятия: «метод воспитания», «прием воспитания», «способ воспитания».

20. Назвать основания для классификации форм и методов воспитания.

21. Привести несколько примеров из практики работы учителя об использовании им каких-либо методов воспитания. Дать анализ использованию.

22. Подобрать высказывания известных педагогов, ученых о роли семьи в воспитании детей.

23. Определить основные типы неблагополучных семей и свойственные им проблемы воспитания детей.

24.. Выделить актуальные проблемы семейного воспитания.

25. Раскрыть роль современных образовательных организаций альтернативного типа в решении насущных проблем воспитания обучающихся?

26. Доказать, что коллектив является одним из ведущих факторов гуманистической системы воспитания.

27. Обосновать реалии основных положений учения о коллективе А.С. Макаренко в деятельности современных педагогов школы?

28. Доказать свою точку зрения по поводу утверждения, что личность теряется в коллективе, и коллектив не способствует развитию индивидуальности.

Наши рекомендации