Организационные условия реализации программы
Методические рекомендации по составлению программы кружка (творческого объединения).
Рекомендации по составлению образовательной программы кружка.
Титульный лист
Название вышестоящего органа управления образования Наименование учреждения образования Отметка об утверждении (где, кем, когда) Название учебной программы Возраст детей, на которых рассчитана программа Срок реализации программы Ф. И. О., должность автора (авторов) программы Название населенного пункта, в котором реализуется программа год разработки программы |
Классификация программ
Образовательные программы можно классифицировать следующим образом:
А) по целевому назначению
общекультурные - программы, целевое назначение которых - общее разностороннее развитие кружковцев;
углубленные - программы, обеспечивающие общее разностороннее развитие и формирование теоретических знаний, и практических навыков в определенной области образования и деятельности, включая допрофессиональную подготовку;
Б) по содержанию и видам деятельности
профильные (многопрофильные) – программы, содержащие соответственно одну или несколько образовательных областей;
комплексно-интегрированные – программы, которые предполагают интеграцию различных образовательных областей, их взаимосвязь и взаимодополнение в достижении единой образовательной цели;
В) по степени авторства
типовая – программа, утвержденная Министерством образования в качестве примерной в той или иной образовательной области или направлении деятельности;
индивидуальная – программа, разработанная на основе типовой и измененная с учетом собственного опыта работы, видения предмета, но не затрагивающая основ традиционной структуры занятий, концептуальных основ образовательного процесса;
экспериментальная – программа, в содержании которой заключен педагогический эксперимент. Ее целью является изменение содержания организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение и внедрение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Программа должна иметь обоснование необходимости опытно-экспериментальной работы и научного руководителя. После прохождения экспериментальной проверки, обсуждения и утверждения на экспертном совете программа переходит в статус авторской;
авторская – программа, разработанная индивидуально или коллективно на основе оригинального замысла и собственного педагогического опыта, не имеющая аналогов в системе внешкольного воспитания и обучения;
Г) по сроку реализации
краткосрочные – программы, тематических спецкурсов, рассчитанные на срок менее 1 учебного года;
одногодичные – программы, рассчитанные на 1 год обучения;
долгосрочные – программы, рассчитанные на несколько лет обучения, но не более 6 лет;
Д) по особенностям развития
общие – программы, ориентированные на широкий контингент кружковцев;
специальные – программы, ориентированные на особенности развития кружковцев:
- для одаренных и талантливых;
- для детей и молодежи с особенностями психофизического развития.
Пояснительная записка
Пояснительная записка – компонент, часть программы, в которой обозначены основы организации процесса обучения какому-либо курсу, предмету.
В пояснительной записке к программе необходимо раскрыть:
- характер, тип программы (согласно классификатору, см. выше), ее направленность;
- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
- основные принципы обучения и воспитания;
- цель программы, ее назначение;
- задачи программы (образовательные, воспитательные и другие).
Цели и задачи программы должны быть научно и педагогически обоснованы, социально и личностно значимы, способствовать прогнозированию результатов реализации программы. Задачи должны не повторять цели, а раскрывать, конкретизировать их.
В пояснительной записке кратко обосновывается актуальность данной программы, ее отличительные особенности от уже существующих программ. Необходимо также назвать возраст детей, участвующих в реализации данной программы, продолжительность (сроки) ее реализации, этапы, формы и режим учебных занятий.
Принцип – исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.
Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.
Цель – заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Цель образовательной программы – запрограммированный педагогом конечный результат, который должен быть им и учащимися достигнут в конце курса обучения (учебного года).
Задача –путь достижения цели. Задачи, которые решает педагог, складываются из 3-х аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Познавательный – основной и определяющий аспект. Он складывается из выполнения ряда требований: учить и научить каждого учащегося добывать самостоятельно знания, показать учащимся, что они должны делать, чтобы научится тому, чему их учат; формировать умения и навыки, то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков: речевое развитие, развитие мышления, развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы. В качестве развивающих задач можно предусмотреть развитие у воспитанников речи, внимания, формирования умения рационально запоминать учебный материал, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, выделять главное, делать самостоятельно выводы и обобщения, планировать свою работу, осуществлять ее в должном темпе, применять доступные приемы самоконтроля; развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности выполнения заданий, упражнений, элементов; развитие мелкой моторики, формирование умения управлять своими двигательными действиями и др.
Воспитывающий аспект должен предусматривать формирование и развитие волевых, нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, гражданских, экологических и других качеств личности учащегося. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
!!! Если образовательная программа кружка рассчитана на несколько лет обучения, то цели и задачи ставятся на каждый год обучения. |
Организационные условия реализации программы
В этом разделе необходимо указать:
- особенности группы детей (возраст, уровень развития и образования, круг интересов и т. д.);
- общее количество часов;
- периодичность и продолжительность занятий;
- нормы наполняемости группы;
- организационные формы (групповая, мелкогрупповая, индивидуальная), необходимо аргументировать выбранную организационную форму;
- санитарно-гигиенические нормы, нормы пожарной безопасности;
- ресурсное обеспечение (материально-техническое).
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса, в той последовательности, в которой они будут изучаться. В таблице также указывается количество часов на каждый раздел (общих, теоретических, практических).
№ п/п | Название раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Для того чтобы распределить количество часов на каждый раздел, необходимо знать количество часов всего курса в год.
Количество часов курса в год рассчитывается по формуле:
Количество часов в неделю с одной группой | * | Количество учебных недель в году | = | Количество часов курса в год |
Всего в учебном году 36 учебных недель, значит, если количество часов с одной группой в неделю составляет 6 ч., то в год количество часов будет равняться 216 ч. (36*6=216).
!!! Если программа рассчитана на несколько лет обучения, учебно-тематический план составляется на каждый год. Если тематика курса для каждой группы разная, учебно-тематический план составляется отдельно для каждой группы. |
Содержание программы
Содержание программы – основная часть документа, в которой раскрывается содержание курса, приводится краткое изложение разделов программы согласно учебно-тематическому плану с указанием видов практической работы.
Основное содержание программы излагается в лаконичной форме и логической последовательности по направлениям: содержание учебного материала (разделов), виды образовательной деятельности, ожидаемые результаты, механизм их достижения, система оценки.
Здесь же после перечисления видов практических упражнений, работ в каждом разделе можно указать, какие умения и навыки необходимо сформировать у воспитанников при изучении этого раздела.
!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, насколько рассчитан курс обучения. |
Прогноз результативности
Прогноз результативности – ожидаемый результат по итогам завершения обучения.
Три уровня усвоения материала: знания; умения; навыки. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.
Знания – определенный объем сведений о чем-либо, без умения использовать эти сведения на практике.
Умения – такой уровень усвоения учебного материала, когда воспитанники при определенном напряжении памяти, воли, внимания могут правильно выполнить какое-либо задание, тот или иной вид практической работы.
Навыки – автоматизированные умения. Уровень навыка наблюдается тогда, когда учащиеся быстро и без ошибок выполняют определенное задание, определенный вид работ.
!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения! |