Структура типовой модели СК ОУ в контексте общей системы управления вузом
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Система качества образовательного учреждения является частью системы менеджмента организации, и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования потребителей и других заинтересованных сторон.
Цели в области качества дополняют другие цели ОУ, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью жизнедеятельности. Различные части системы менеджмента ОУ могут быть интегрированы вместе с СК в единую систему менеджмента, использующую общие элементы.
СК ОУ является основой постоянного улучшения процессов ОУ и предназначена для практической реализации стратегии ОУ по улучшению качества образования с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их семей, работодателей, государства и общества в целом.
В узком смысле управление качеством образования - это управление качеством образовательного процесса и других видов деятельности, обеспечивающих формирование компетенций обучаемых и выпускников ОУ.
В соответствии с терминологическим словарем в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования под системой качества ОУ понимается "система для разработки политики и целей гарантий качества и достижения этих целей". Обобщенная типовая модель СК ОУ представлена на рис. 4. Предлагаемая модель в целом соответствует Стандартам и Директивам ENQA, а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, принятой в стандартах серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) и представляет собой упорядоченную совокупность рекомендаций, которые не предполагают строгое их исполнение, и не должны интерпретироваться как предписание, не подлежащее изменениям. В том случае, когда типовая модель затрагивает области, которые регламентируются требованиями ГОС, органов лицензирования и аккредитации, стандартами и директивами ENQA, образовательное учреждение должно гарантировать, что надлежащие механизмы гарантии качества действуют и доступны для независимой экспертизы.
Модель включает пять взаимосвязанных и взаимодействующих групп компонентов, составляющих требований по различным ее аспектам:
1. Ответственность руководства - деятельность руководства, включающая совокупность организационных мероприятий в рамках СК ОУ, а также разработку политики и целей в области качества деятельности ОУ.
2. Процессы и деятельность ОУ.
3. Документации СК ОУ, регламентирующая основные виды деятельности и процессы ОУ (на рис.4 не показана).
4. Измерения, мониторинг, анализ и улучшение процессов.
5. Менеджмент ресурсов, обеспечивающий функционирование всех 4-х предыдущих групп компонентов.
Рис. 4.- Обобщенная типовая модель СК ОУ.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001 менеджмент качества - это координированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. На рис. 5. показана структура СК ОУ с учетом типовой модели, представленной на рис. 4.
Рисунок 5. - Структура системы качества ОУ
На рисунке 6. показана детализированная структура СК ОУ с учетом выделенных выше пяти групп компонентов, составляющих требований по различным ее аспектам.
Рис. 6. Совокупность компонентов требований по различным аспектам типовой модели СК ОУ