Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.
Лекция по теме 3.1 Обучение в целостном педагогическом процессе
Вопросы изучения сущности процесса обучения и теоретических основ его организации рассматривает дидактика –отрасль педагогики.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика даёт ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения), «Чему учить?» (содержание обучения) и «Как учить?» (методы, формы, контроль освоения материала).
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Основными категориями дидактики являются обучение, преподавание, учение.
Обучение – одна сторона педагогического процесса. Отражая все характеристики педагогического процесса, обучение имеет и качественные отличия.
Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучаемых.
Обучение - это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Обучение является самым надежным путем получения систематического образования. В процессе обучения учащийся познает окружающий мир при направляющей роли учителя. В основе любого вида или типа обучения заложена взаимосвязь преподавания и учения.
Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.
Преподавание - это деятельность учителя по:
· передаче информации;
· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
· оценке учебных достижений учащихся.
Учение - это деятельность ученика по:
· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.
Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения, образовательную, воспитательную и развивающую.
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружений учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использовании на практике.
Знание - совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин).
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектированием.
Умения - овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки - умения, доведенные до автоматизма.
Умение, как умелое действие, направляется осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упорядоченных связей.
Воспитательная функция обучения связана с формированием отношений учащихся (В. В. Краевский). Она вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и в процессе общения учителя и учащихся. Важной стороной воспитательной функции является работа учителя по формированию мотивов учебной деятельности школьников.
В современных условиях воспитательная функция предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества, формирование отношений учащихся к учению, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, что в итоге выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, моральных качествах личности.
В процессе обучения всегда происходит развитие личности. Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Это предполагает развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся в процессе обучения.
Эту идею преследуют современные концепции развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и др.
Методологическими основами процесса обучения в отечественной дидактике выступает материалистическая теория познания. Согласно положениям, процесс познания начинается с чувственного ознакомления с материалом, после которого осуществляются процессы рационального осмысления и обобщения полученных представлений и далее - проверка выводов на практике.
На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея - «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами.
Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо, рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания.
Отличие учебно-познавательной деятельности ученика от познавательной деятельности учёного заключается в том, что ученик познает субъективно новое, т. е. уже открытые в науке факты, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материала.
Вместе с тем, процесс обучения, так же как и познание, надо рассматривать в развитии. Основным источником этого развития являются противоречия. По мнению М. Л. Данилова, главным противоречием обучения выступает противоречие между новымизадачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.
Управление процессом обучения предполагает: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов. В плане урока определяет конкретные образовательные, воспитательные и развивающие задачи, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбирает содержание: продумывает формы и методы ведения урока, конкретные виды работ.
Учитель ставит перед учащимися задачи, отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач (М. А. Данилов):
· познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
· необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и
их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
· задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
· к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
· нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Завершающим этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи.