Контроль обучения как дидактическое понятие
Процесс обучения не может осуществляться бесконтрольно. Проверить качество и уровень знаний ученика можно в результате выполнения конкретных программных заданий, при повторении отдельных тем, выполнении письменных работ.
Педагогический контроль является необходимой и составной мастью обучения. Он трактуется дидактикой как педагогическая диагностика. В общей педагогике контроль рассматривается с двух позиций:
- как административная процедура проверки работы учителя через деятельность учеников;
- как совместная система работы учителя и ученика, направленная на более успешное овладение знаниями, умениями.
Контроль как функция выдвигает ряд проблем управленческого характера: задач контроля и проверки; методов и форм реализации проверки; видов контроля.
Контроль как диагностико-педагогическая система предполагает не только выбор видов контроля, что важно, но и определение задач, способов воздействия на ученика, формирование правильного отношения к достигнутым результатам в процессе обучения.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида проверка и оценка знаний имеют огромное значение в решении воспитательных задач.
Результаты обучения детей с нарушениями интеллекта во многом зависят от уровня развития компенсаторных функций ВНД. Наблюдаются случаи, когда знания, казалось бы, у подростка имеются, но при малейших воздействиях раздражителей сформированная с таким трудом система знаний и умений легко распадается.
Вот почему учитель-дефектолог часто возвращается к пройденному материалу, выявляет характер ошибок, уточняет выбор средств воздействия на учащихся.
В силу особенностей психофизического развития, нарушений интеллекта в полном объеме программный материал специальной (коррекционной) школы VIII вида могут усвоить лишь отдельные учащиеся. Но это не значит, что данная группа учащихся
должна быть «выравнена» с остальными. Обучение строится на широком использовании индивидуального и дифференцированного подходов. Проверка знаний и их оценка носят индивидуальный характер.
Проверяя знания и умения, учитель выявляет уровень и особенности познавательной деятельности учащихся.
Проверка знаний учащихся выполняет следующие функции.
Обучающая функция состоит в том, что процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются.
Воспитывающая функция проверки знаний сводится к тому, что оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность.
Диагностико-прогностическая функция проверки знаний способствует определению возможностей ученика с нарушениями интеллекта, его способностей, обучаемости, разработке основ кор-рекционно-развивающих мероприятий и подходов.
Оценочная функция проверки знаний реализуется лишь в том случае, когда учитель:
- знает особенности развития психических процессов учащихся;
- учитывает работоспособность детей на уроке;
- использует общедидактические и коррекционные методы обучения;
- ведет систематический, объективный учет знаний и умений.
В системе учета знаний в общей и специальной дидактике используются следующие виды контроля: текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль самый распространенный. Это систематическая, на каждом уроке, оценка знаний и умений учащихся. Такой контроль более оперативен, разнообразен по методам и формам оценки.
Периодический контроль используется после изучения учащимся достаточно больших разделов программы. Иногда в нем используются данные текущего контроля.
Итоговый контроль — это система проверки знаний после выполнения итоговых устных или письменных работ за четверть, год, при прохождении отдельных тем программы.