Вимоги до освітлення, опалювання і вентиляції

2.1. Вікна і інші світлові отвори забороняється загро­мождать виробами, інструментом, матеріалами і іншими предметами. Складання поблизу вікон матеріалів, виробів і інших предметів не повинне погіршувати природну освітленність майстерні. Устаткування майстерень, як правило, має бути розміщене так, щоб воно не затемняло робочу зону.

2.2.Стекла вікон повинні очищатися від пилу і бруду не менше два раз на рік, а в приміщеннях зі значним виділенням диму, пил, кіптява - у міру їх забруднення, але не менше чотири раз на рік.

2.5.Сажать дерева потрібно на відстані потрійною высо­ти їх (дерев, що виросли) від навчальної будівлі, але не бли­жче 10 м, з тим щоб крони дерев не засло­няли вікон; гілки зростаючих біля вікон будівлі дерев необхідно підрізувати кожну весну.

2.6. Штучне освітлення допускається загальне або комбіноване (загальне плюс місцеве). Застосування тільки місцевого освітлення неприпустимо.

2.7.Светильники аварійного освітлення мають бути приєднані до мережі, незалежної від мережі робочого освітлення, починаючи від щита підстанції, або за наявності тільки одного введення, починаючи від цього введення.

2.8. Електрична частина освітлювальних установок повинна задовольняти вимогам Правил пристрою електро­установок (ПУЭ).

2.9.УНавчально-виробничі майстерні і допоміжні приміщення мають бути обладнані вентиля­цією і опалюванням. Вентиляція може бути природною, механічною або змішаною і повинна забезпечити повітрообмін, темпі­ратуру і стан повітряного середовища, передбачені санітарними нормами.

2.11. Обладнання учбових майстерень - установка для нікелювання, апарат точеч­ний зварювання, робочі місця по відливанню деталей і термооб­робітці - як правило, повинно встановлюватися в окремому приміщенні з обов'язковим пристроєм місцевих ви­тяжних відсмоктувань. Роботу по никелюванню необхідно проводити тільки у витяжній шафі. Над робочим місцем для запуску і випробування двигунів внутрішнього згорання має бути обладнаний кожух з витяжною вентиляцією.

3. Оборудование и материалы

3.1.Все эксплуатируемое оборудование учебных и учеб­но-производственных мастерских должно быть в полной
исправности и надежно закреплено. Надежность установки
оборудования на междуэтажных перекрытиях должна быть
подтверждена соответствующими расчетами.

Оборудование и механизмы должны иметь все необхо­димые надежно закрепленные ограничители.

3.2.Расположение оборудования (станков, машин, меха­низмов, верстаков и пр.) должно соответствовать учебно-производственному процессу, нормам расстановки обору­дования и условиям его работы.

3.3.Складирование материалов и деталей должно произ­водиться на специальных местах таким образом, чтобы они
не загромождали проходы и не мешали свободному обслу­живанию. Высота складирования не должна быть более 1 м. При складировании должна быть обеспечена устойчивость сложенных предметов и исключена возможность падения заготовок, деталей или материалов. С этой целью применя­ются специальные приспособления, стойки, прокладки, подкладки, упоры и т. д.

3.4.Вновь устанавливаемое оборудование может быть пущено в эксплуатацию лишь с санкции технической ин­спекции и органов народного образования с оформлением соответствующего акта.

3.5.Передачи (ременные, канатные, цепные, фрикцион­ные, зубчатые и др.) должны быть обеспечены надежными и удобными в эксплуатации предохранительными огражде­ниями.

3.6.Передачи, находящиеся внутри оборудования и аг­регатов, должны быть закрыты со всех сторон. Доступ к ним должен осуществляться устройствами открывающего­ся типа (крышка, дверцы и т. п.), а не съемного типа.

3.7.Подающие валики и подобные устройства должны быть обеспечены приспособлениями, исключающими возмож­ность захвата одежды и пальцев работающего Оборудование и механизмы учебных мастерских должны иметь только индивидуальные приводы. Передача движения к оборудованию трансмиссиями в учебных мас­терских не разрешается.

3.8.Обрабатываемые, движущиеся или вращающиеся детали, изделия, выступающие за габариты оборудования, должны быть ограждены и иметь устойчивые поддержи­вающие приспособления.

Все станочное оборудование, предназначенное для об­работки хрупких металлов, должно иметь приспособления для защиты работающего на нем от ранения стружкой и от­летающими частицами материала. При обработке материа­лов с образованием сливной стружки станки должны быть снабжены стружколомателями. Фрезерные станки для за­щиты от стружки должны иметь надежные щитки и ширмы. Строгальные станки обеспечиваются стружкосборниками.

3.9.Оборудование надлежит окрашивать в светлые то­на одного цвета (зеленый). Места, подлежащие огражде­нию, — в красный цвет, резко выделяющийся при снятом
ограждении.

3.10.Исправность и состояние оборудования и его ограж­дений должны проверяться до начала работы мастером, инструктором или учителем труда. Работа на неисправном оборудовании запрещается.

3.11.Пуск и остановка оборудования и механизмов долж­ны быть совершенно безопасны, а пусковые устройства удобны в обращении.

3.12.Пусковые приспособления должны обеспечивать бы­строту и плавность включения с рабочего места и должны быть лишены возможности самопроизвольного включения. Наличие нескольких мест пуска запрещается.

Вблизи рабочего места учителя должен быть рубильник (кнопка «стоп») отключения всего оборудования учебной мастерской. Расположение органов управления (рукоятки, махович­ки, кнопки) должно быть удобным, безопасным для пользо­вания работающих на данном оборудовании.

3.13.Кнопки включения любого оборудования должны
быть углублены на 3—5 мм, а кнопки выключения должны выступать над панелью не менее чем на 3 мм и иметь хоро­шо видимую надпись «стоп». Цвет кнопок выключения — красный.

Контакты должны быть защищены от попадания пыли, стружки, эмульсий, масел, употребляемых при работе.

3.14.Пусковое педальное устройство, где оно есть, долж­но иметь ограждение, исключающее возможность случай­ного включения (от падения предмета на педаль, неожи­данного нажатия и т. п.).

3.15.Уборка стружек, обрезков, пыли и грязи с оборудова­ния производится только с помощью крючков, щеток-сме­ток и т. п. при выключенном оборудовании. Без примене­ния указанных приспособлений уборка запрещается.

Применение сжатого воздуха для сдувания опилок и стружек не допускается.

3.16. Смазка всех частей оборудования должна произво­диться тщательно и систематически в соответствии с имею­щейся инструкцией при выключенном оборудовании.

Система смазки обеспечивается устройствами, преду­преждающими разбрызгивание и разливание масел (щетки, сборники, противни, поддоны), и должна быть безопасной в обслуживании.

3.17. Учащиеся, работающие на оборудовании с примене­нием охлаждающих смесей, должны быть проинструктиро­ваны о необходимых мерах предосторожности.

4. Рабочее место

4.1.Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая. Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидень­ями (приставными, выдвижными или откидными), кото­рыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производ­ства отдельных операций при выполнении основной работы.

4.2. Рабочие места должны быть оборудованы специаль­ными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящи­ками, шкафами, инструментальными полками или стелла­жами для хранения инструмента, защитных очков, черте­жей и т. п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

4.3.Запрещается загромождение рабочих мест и прохо­дов материалами, заготовками, деталями и отходами произ­водства. Нахождение на рабочем месте предметов, не тре­бующихся для выполнения работы, запрещается.

4.4.Руководители учебных заведений, заведующие мас­терскими, мастера, инструкторы и учителя трудового обу­чения, а также руководители производственных участков, где проводятся практикумы учащихся, обязаны: а) обеспечить учащихся исправным инструментом; б) следить за тем, что­ бы инструмент был правильно заточен; в) следить за пра­вильным выполнением трудовых приемов.

4.5.Инструмент должен находиться в специальных инст­рументальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией маши­ны, — внутри ее.

4.6.Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих ос­колков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейка­ми не более 3 мм) высотой не менее 1 м.На одноместных универсальных столах-верстаках, пред­назначенных для школьных комбинированных мастерских 8-летних школ, допускается съемное защитное устройство размером поверхности, обеспечивающей улавливание ос­колков по вертикальной плоскости 45°, а по горизонталь­ной — 96°.

Поверхность защитного устройства должна обеспечи­вать хорошее гашение скорости осколков. Тиски должны обеспечивать надежное крепление заго­товки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.

4.7.Учащиеся, допускаемые к ремонту и затачиванию инструмента, должны быть предварительно проинструкти­рованы. Первоначальные работы проводятся под наблюде­нием мастера, инструктора или учителя труда.

4.8.Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, вы­боин, трещин, иметь прочные рукоятки.

4.9.Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.).Применение ручек из мягких или крупнослойных по­род дерева (ель, сосна) запрещается.

Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, оваль­ного сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищен­ной, без трещин, заусенцев и сучков.

4.10.На хвостовики напильников, стамесок, долот, пил, отверток и др. должны быть прочно насажены ручки, стя­нутые металлическими кольцами, предотвращающими рас­калывание. Длина ручек должна соответствовать размерам инстру­мента. Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отко­лы и т. д.) ручками запрещается.

4.11.При работах зубилом и крейцмейселем для защиты глаз учащегося от отлетающих осколков должны приме­няться защитные очки. Мастера, инструкторы и учителя труда обязаны следить за их обязательным применением.

4.12.Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) долж­ны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспе­чивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

4.13.Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и др.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки.

Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верх­ней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно и плотно при­гнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

4.14.Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать ключи контрключами, трубами и т. д.

Разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных частях. Рабочие грани губок ключей должны быть парал­лельны между собой.

4.15.Все приспособления (кондукторы, делительные го­ловки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.

4.16.Масса переносимых вручную тяжестей, когда на это затрачивается не более 1/3 рабочего времени, не должна превышать согласно трудовому законодательству:

для юношей 15 лет — 8,2 кг, для девушек 15 лет — 5,0 кг, для юношей 16—18 лет — 16,4 кг, для девушек 16—18 лет —10,2 кг.

Учащихся моложе 15 лет запрещается привлекать к pa-! ботам, связанным с переноской и передвижением тяжестей.

4.17.Для подъема, установки и снятия тяжелых деталей
должны применяться подъемные приспособления или уст­ройства (тали, тельферы, краны, стрелы, роликовые столы
и т. п.), обеспечивающие безопасность операции и облег­чающие труд учащихся.

Наши рекомендации