Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося
Для проведения тестов и составления по ним общего анализа мною был выбран ученик 8 класса Даниил, возраст которого 14 лет.
Что могу сказать о внешнем виде обучающегося, юноша вполне опрятен, следит за чистотой своей одежды, что не скажешь о ведении тетрадей, дневника и тому подобное. Телосложение спортивное, рост довольно высокий.
Состояние здоровья положительным не назовешь, у мальчика обнаружено повышенное артериальное давление, что способствует возникновению частых головных болей, сопровождаемых тошнотой. Это естественно отрицательно влияет на его успеваемость. Конечно, Даниил, не осознавая всей важности своей болезни, ведёт себя довольно энергично, активно проявляет себя в спортивных мероприятиях и в мероприятиях в области математики.
Отношения в коллективе очень хорошие, не скажу, что Даниил является лидером класса, там преобладает атмосфера того, что каждый ученик отдельно проявляет себя как лидер, и поэтому разделить это вовсе невозможно.
Воспитывается мальчик в неполной семье, у него есть мама (работник на кране) и брат-близнец (ученик). Мама и брат живут в городе, а сам Даниил обучается и живёт в деревне у тёти по доверенности от родителя. В быту мальчик неприхотливый, выполняет всю работу по дому.
На выходных, мама забирает Даниила в город и они вместе с семьёй посещают различного рода места, такие как музеи, кинотеатры, театр оперы и балета и т.д.
Любимый предмет в школе, является математика. Он с удовольствием принимает участие во всех олимпиадах, относящихся к данной области. Так же принимает активное участие в спортивных соревнованиях, даже несмотря на состояние здоровья. На других уроках, проявляет себя неактивно, учащались случаи невыполнения домашних работ. Реакция на отрицательные оценки, не вызывают у мальчика никаких эмоций, кроме ухмылки на лице. По моей просьбе о выполнении данных тестов, реакция мальчика была положительной, он с огромным удовольствием выполнил всё, что от него требовалось, ведь это не относилось к выполнению домашней работы.
На основе проведенного теста «Корректурная проба Бурдона» (см. Приложение1) мною было установлено, что устойчивость внимания у мальчика средняя с периодической потерей интереса на 6-ой и 7-ой минутах. Исходя из этого, можно сделать вывод, что обучающийся выполнял задание, опираясь на время, никак не на точность выполнения. Так же можно сказать, что концентрация внимания у мальчика не полностью, но отсутствует.
Анализ следующего теста показал, что преобладает комбинированный (70%)тип памяти, нежели другие. Слуховой и зрительный тип расположились на одном уровне – по 60%. Ну а самым низким оказался моторно-слуховой тип – 50%. (см. Приложение 2)
При выполнении следующего теста (см. Приложение3) у обучающегося возникли некоторые сложности. По моей просьбе, сначала нужно было вписать сходства, а затем различия. Мальчик, слегка растерялся и не понял задания, но в последующем уже разобрался. Но выполнил он его не полностью. Данные слова он произносил в слух и уже потом представлял, что общего и разного. Это указывает на то, что у мальчика не очень хорошо развиты умственные качества.
При исследовании скорости протекания мыслительных процессов обучающийся затруднялся в составлении слов (см. Приложение 4). Из 50 слов с пропущенными буквами, мальчик написал только 29 слова за 4 минуты 01 секунду. Если брать каждое слово, то на него мальчик тратил примерно 4, 82 секунды, что указывает на хорошую скорость протекания мыслительных процессов.
На великое удивление, мальчик очень хорошо справился с тестом Липпмана (см. Приложение 5). Конечно по времени у него ушло 4 минуты 21 секунда, но при этом допущена только одна ошибка, что указывает на то, что у ученика высокий уровень логического мышления.
Мальчик стремиться получать хорошие отметки только по тем предметам, которые ему нравятся. Это – математика и всё, что связано со спортом. На остальных предметах он проявляет себя неактивно, часто не выполняет домашние задания. На отрицательные отметки реагирует «никак». То есть он не стремится к успеху и думает, что это нормально
Ну а если смотреть на тест диагностики учебной ситуации (см. Приложение 6), то можно найти противоречия. При анализе выполненной работы были выявлены следующие мотивы: долга и ответственности, избегания неудачи и достижение успеха.
Тест Н. Айзенка (см. Приложение 7) (тип № 22 Э: 9-12, Н: 9-12) показал, что мальчик очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношениях к окружающим жестоко-требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен.