Имеющими общее недоразвитие речи

Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.

В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность макси­мально опираться на все анализаторные системы ребенка и раз­вивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, так­тильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.

Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоя­щей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассмат­ривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на за­нятии; характер предварительной работы; необходимый для заня­тия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке кон­спекта представлен собственно ход занятия.

Структура занятия определяется его целями и задачами. В под­боре дидактического материала мы руководствовались классифи­кацией типов занятий, предложенной Е.Д.Худенко [55]: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; ком­бинированное занятие.

Вводное занятиеимеет следующую структуру.

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение, определение пред­метов и явлений;

в) классификация предметов;

г) составление предложения на основе демонстрации нату­ральных объектов с опорой на их графические символы;

д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, си­ноним» и т.п.;

е) программированные задания.

III. Итог.

В соответствии с этой структурой составлены, например, кон­спекты по темам «Школа» (экскурсия в школу) и «Семья» (рас­сматривание картины «Семья»).

Структура занятия, посвященного изучению нового материала,может иметь несколько вариантов.

Вариант 1

I. Организационный момент:

а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания,
восприятия, памяти;

б) лексические упражнения.

II.Актуализация опорных знаний и представлений:

а) вводная беседа;

б) упражнения на узнавание, различение предметов и яв­лений;

в) сообщение темы, целей урока.

III.Изучение нового:

а) рассказ воспитателя;

б) демонстрация наглядности, схем, опор.

IV. Обобщение (обобщающая беседа).

V. Закрепление:

а) программированные задания;

б) графические работы;

в) работа с текстом и т.д.

VI. Итог.

Вариант 2

I. Организационный момент (лексические упражнения).

II.Введение в тему:

а) вводная беседа;

б) сообщение темы, целей урока.

III. Изучение нового:

а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;

б) рассказ, объяснение воспитателя.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление:

а) обобщающая беседа;

б) практические работы.

По этим вариантам составлены конспекты занятий по таким темам, например, как «Помещение детского сада» (экскурсия по детскому саду), «Фрукты» (рассматривание картины «Сбор фрук­тов»), «Посуда» (рассказ воспитателя о посуде), «Осень» (чтение произведения А.Твардовского «Лес осенью»), «Зима» (рассказы­вание по картине «Зимние развлечения»).

Комбинированное занятиеможет быть построено следующим образом.

I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие). П. Повторение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнения в узнавании, различении предметов и явле­ний;

в) программированные задания;

г) рассказ воспитанника.

III. Изучение нового:

а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;

б) рассказ педагога.

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление:

а) упражнения на узнавание; определение;

б) лексические игры, задания.

VI. Итог.

В соответствии с этой структурой построены конспекты заня­тий по таким, например, темам, как «Сад и огород» (рассказ вос­питателя о труде овощеводов и садоводов), «Наш дом» (составле­ние творческих рассказов).

Обобщающее занятиеможет иметь следующую структуру.

I. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.

И. Обобщение:

а) обобщающая беседа;

б) упражнение на узнавание, определение предметов и яв­лений;

в) программированные задания;

г) лексические игры и задания;

д) работа с опорой на графические схемы.

III.Физкультминутка.

IV.Итог.

Эта структура выдержана в конспектах занятий, таких, напри­мер, как «Школа» (беседа об экскурсии), «Транспорт», «Сад и огород».

Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.

Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязатель­но входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его — настроить детей на учебную деятельность.

Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патоло­гией трудно высказать мысль, построить предложение, участво­вать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие орга­низовать речь.

В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично — с учетом возрастных и психологических особенностей детей.

В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность твор­ческого подхода при подборе дидактического (иллюстративного, художественного, литературного) материала в рамках предложен­ной лексической темы.

Таким образом, идея комплексного подхода к устранению об­щего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разра­ботанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадле­жит учителю-логопеду, направляющему усилия педагогов на со­здание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе.

Наши рекомендации