Имеющими общее недоразвитие речи
Предлагаемая нами схема построения занятий ни в коей мере не исключает творческого подхода к их проведению. Конспекты занятий разработаны в соответствии с содержанием коррекционной программы и перспективным тематическим планом.
В основу организации занятий наряду с общедидактическими положены принципы предметности и наглядности. Соблюдение этих принципов крайне важно, так как дает возможность максимально опираться на все анализаторные системы ребенка и развивать зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, тактильные ощущения. Использование на занятиях натуральных объектов позволяет получить желаемый эффект.
Все конспекты занятий построены по единой схеме, состоящей из двух блоков. В первом блоке определены: тема; форма организации занятия (дидактическая игра, экскурсия, рассматривание иллюстраций, картин, составление рассказа, беседа и т.п.); цель занятия; словарь, который должен быть усвоен на занятии; характер предварительной работы; необходимый для занятия дидактический и наглядный материал. Во втором блоке конспекта представлен собственно ход занятия.
Структура занятия определяется его целями и задачами. В подборе дидактического материала мы руководствовались классификацией типов занятий, предложенной Е.Д.Худенко [55]: вводное занятие; изучение нового материала; обобщающее занятие; комбинированное занятие.
Вводное занятиеимеет следующую структуру.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) классификация предметов;
г) составление предложения на основе демонстрации натуральных объектов с опорой на их графические символы;
д) работа по иллюстрациям: «Подбери слово, антоним, синоним» и т.п.;
е) программированные задания.
III. Итог.
В соответствии с этой структурой составлены, например, конспекты по темам «Школа» (экскурсия в школу) и «Семья» (рассматривание картины «Семья»).
Структура занятия, посвященного изучению нового материала,может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания,
восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II.Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III.Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II.Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
По этим вариантам составлены конспекты занятий по таким темам, например, как «Помещение детского сада» (экскурсия по детскому саду), «Фрукты» (рассматривание картины «Сбор фруктов»), «Посуда» (рассказ воспитателя о посуде), «Осень» (чтение произведения А.Твардовского «Лес осенью»), «Зима» (рассказывание по картине «Зимние развлечения»).
Комбинированное занятиеможет быть построено следующим образом.
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие). П. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
В соответствии с этой структурой построены конспекты занятий по таким, например, темам, как «Сад и огород» (рассказ воспитателя о труде овощеводов и садоводов), «Наш дом» (составление творческих рассказов).
Обобщающее занятиеможет иметь следующую структуру.
I. Организационный момент: упражнения на развитие высших психических функций.
И. Обобщение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнение на узнавание, определение предметов и явлений;
в) программированные задания;
г) лексические игры и задания;
д) работа с опорой на графические схемы.
III.Физкультминутка.
IV.Итог.
Эта структура выдержана в конспектах занятий, таких, например, как «Школа» (беседа об экскурсии), «Транспорт», «Сад и огород».
Педагоги выбирают структуру в соответствии с типом занятия и затем находят соответствующий дидактический материал.
Обращаем внимание на то, что в структуру занятия обязательно входит организационный момент, включающий упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия. Цель его — настроить детей на учебную деятельность.
Практика показывает, что, поскольку детям с речевой патологией трудно высказать мысль, построить предложение, участвовать в диалоге, на занятиях следует использовать графические схемы, символы, программированные задания, помогающие организовать речь.
В содержании физкультминутки учитывается лексическая тема коррекционной программы. Все занятия построены в игровой форме, динамично — с учетом возрастных и психологических особенностей детей.
В отдельных случаях тексты бесед, включенных в конспекты, представлены детально, в качестве образцов, хотя, разумеется, не исключается, как и во всех других случаях, возможность творческого подхода при подборе дидактического (иллюстративного, художественного, литературного) материала в рамках предложенной лексической темы.
Таким образом, идея комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи у дошкольников находит выражение прежде всего в структуре тематического планирования и разработанном в соответствии с ним методическом сопровождении. Ведущая роль в обучении и воспитании детей с ОНР принадлежит учителю-логопеду, направляющему усилия педагогов на создание условий для успешного речевого развития и подготовки каждого ребенка к обучению в школе.