В заключении представлены основные результаты исследования.

1. Современное состояние российской экономики неразрывно связано с состоянием экономического образования молодежи в России Формирование экономических знаний, предпринимательских умений и навыков управления предприятиями нашей страны в условиях рыночной экономики

является насущной потребностью общества. Поэтому подготовка школьников к будущей трудовой деятельности в условиях рынка - это заказ общества системе образования

2 Проведенное исследование показало, что решающую роль в ста-новлении экономики играет предпринимательство, о чем свидетельствует как опыт России, так и других стран мира.

3 Использование только узкопрофессионального подхода в изучении сущности предпринимательства как социального института общества не-достаточно Осуществление предпринимательской деятельности возможно лишь через систему социальных взаимосвязей, способствующих освоению наилучших культурных форм активной человеческой деятельности (независимость, самоконтроль, уверенность, приспособляемость, настойчивость, умение пользоваться противоречивыми обстоятельствами, направленность в поиске новых решений и т д.). Следовательно, предпринимательство как социальный институт, как система социальных взаимосвязей имеет интегративную комплексную природу, определяемую формами общественного сознания.

• ученическое предприятие - это добровольное объединение учащихся общеобразовательных учебных заведений, направленное на практическое изучение основ технологии, экономики и предпринимательства;

• учебно-предпринимательская деятельность школьников - это целенаправленно организованное учебно-игровое взаимодействие учащихся, имеющее своей целью формирование технолого-экономической компе-тонности;

• учебно-предпринимательская деятельность школьников - это моделирование реальной предпринимательской деятельности, так как вся она прагматически направлена на деятельность реальной акционерной компании;

• учебно-предпринимательская деятельность школьников является способом освоения учащейся молодежью производственных отношений в коллективе и обществе с решением сложных общественных проблем;

• учебно-предпринимательская деятельность школьников имеет большую содержательную насыщенность, связанную с усилением используемого имитационного моделирования как живого отображения основных черт реальности,

• учебно-предпринимательская деятельность школьников задает в обучении предметный и социальный контексты будущей жизнедеятельности, позволяет проиграть возможные будущие варианты поведения- принятие решений, совместная деятельность в трудовом коллективе, разрешение различных конфликтов, творческое развитие.

Одной из форм решения проблемы, которая обеспечивает качеств-венную подготовку подрастающего поколения, является использование возможностей образовательной области «Технология» Формирование тех-нолого-экономических знаний, умений и навыков преобразовательной деятельности окружающего мира, в том числе и путем создания учебных производственных компаний, является арсеналом образовательной области «Технология». Создание своего настоящего, хотя и учебного, производства, работающего по принципу самоокупаемости, будет соответствовать концепции технологического образования, что школа должна быть трудовой, политехнической и что одним из ее основополагающих принципов является соединение обучения с производительным трудом Участие преподавателей технологии в создании, управлении и консультировании ученических предприятий оказывает весьма эффективное воздействие и с точки зрения организации более производительного труда, и с точки зрения выбора безопасных условий производства.

13. Педагогическое руководство учебно-предпринимательской деятельностью школьников требует особого комплексного подхода, объединения усилий как педагогов, так и психологов, экономистов, финансистов, правоведов и социологов Проблема управления деятельностью школьного предприятия необходимым условием связана с социально-экономической готовностью учителя Проведенное исследование определило структуру готовности учителя к руководству ученическим предпринимательством, в ко-торой можно выделить три компонента - информационный, операционный, практический Кроме того, выявлено, что готовность представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов, к которым относятся когнитивный, процессуальный, деятельности и эмоциональный в единстве с мотивационно-целостным компонентов. Выявлены критерии, принципы и условия готовности учителя к руководству учебно-предпринимательской деятельностью школьников. Определена не-об ходимость сочетания практической деятельности школьников в ученическом предприятии с изучением курса «Основы предпринимательской деятельности».

14. В исследовании определены психологические предпосылки во-влечения старшеклассников в учебно-предпринимательскую деятельность, которыми являются активность, стремление к реализации себя и сознательное принятие идеалов общества, превращение их в глубоко личные для данного человека ценности, убеждения и потребности. Выявлены наиболее важные мотивы вступления в ученическое предприятие - самоутверждение, участие в экономической жизни, в нужном труде и реализация своих возможностей.

15. Учитывая ситуацию в области экономического образования, следовало бы рекомендовать следующие направления деятельности в развитии ученических предприятий в России:

• организовать обучение учителей школ основам экономики и пред-принимательства, обмен опытом среди преподавателей, проведение научно-практических конференций, семинаров;

• осуществить распространение информационных, учебных и методических материалов о деятельности ученических предприятий;

• создать компьютерные базы данных информации о деятельности

ученических предприятий, в том числе и в Интернет, создать базу данных бизнес-планов, пригодных доя деятельности ученических предприятий,

• создать систему непрерывного мониторинга за процессами деятельности ученических предприятий, а также за процессами бизнес-образована их участников,

• оказать юридическую, методическую и финансовую помощь учебным заведениям в плане развития учебно-предпринимательской деятельности школьников;

• отладить взаимодействие и координацию между государственными органами образования, предприятиями и общественными объединениями в деле расширения учебно-предпринимательской деятельности школьников;

• организовать маркетинговые исследования, способные расширить учебно-предпринимательскую деятельность школьников.

Наши рекомендации