Обобщенная трудовая функция.

Наименование Оказание психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Код B Уровень квалификации 6-7  
Происхождение обобщенной трудовой функции   Оригинал Х   Заимствовано из оригинала    
  Код оригинала Рег. номер проф. стандарта
Возможные наименования должностей Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации
 
Требования к профессиональному образованию и обучению Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, специалист по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения»; Высшее, специалист по направлению (специальности) «Психология»
Требования к опыту практической работы -
Особые условия допуска к работе Справка об отсутствии судимости[x], Отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению профессиональной деятельности[xi]

Трудовая функция

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Код B/01.6 Уровень (подуровень) квалификации   Происхождение трудовой функции   Оригинал Х   Заимствовано из оригинала     Трудовые действия     Знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста детей с ограниченными возможностями здоровья. Знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также родителей(законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка в ходе консультирования, педагогических советов. Ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в т.ч., одаренности ребенка. Знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Способствует формированию психологической культуры субъектов образовательного процесса. Способствует сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) Необходимые умения Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Информировать участников образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Разрабатывать и реализовывать образовательные программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса, работающих с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Владеть навыками преподавания, проведения дискуссий, презентаций. Необходимые знания Задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых людей с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Другие характеристики -                                    
3.2.2 Трудовая функция
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации Код B/02.7 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции   Оригинал Х   Заимствовано из оригинала    
          Код оригинала Рег. номер проф. стандарта
   
Трудовые действия     Выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности обучающихся с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Разрабатывает предложения по формированию здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни
Разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления на каждом возрастном этапе
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации, и организации, осуществляющей образовательную деятельность,
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период
Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательной организации и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности
Необходимые знания Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов.
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Методы коррекции социально-психологического климата, регулирования конфликтов.
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи.
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития.
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов.
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе
Случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -
                         
3.2.3 Трудовая функция
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья Код B/03.6 Уровень квалификации
 
Происхождение трудовой функции   Оригинал Х   Заимствовано из оригинала    
          Код Рег. номер проф. стандарта
   
Трудовые действия     Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам
Консультирует преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и пр. профессиональным проблемам
Консультирует педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудных жизненных ситуациях и по вопросам их профессионального самоопределения
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье
Проводить мониторинг психического развития обучающихся на различных ступенях образования в различных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.
Необходимые знания Современные технологии и методы консультирования.
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.
Методы математической обработки результатов.
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития.
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи.
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики --
3.2.4 Трудовая функция
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья Код B/04.7 Уровень (подуровень) квалификации
 
Происхождение трудовой функции Оригинал Х   Заимствовано из оригинала    
          Код Рег. номер проф. стандарта
   
Трудовые действия     Разрабатывает и реализует планы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения.
Организует и осуществляет совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, дефектологами, логопедами) психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации.
Формирует совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательную среду, удовлетворяющую их интересы и потребности.
Разрабатывает программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождает их реализацию в образовательной организации, и организации, осуществляющей образовательную деятельность
Проводит коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатывает и проводит профилактические, диагностические, развивающие мероприятия в образовательных организациях различных типов.
Разрабатывает и реализует программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся.
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных ступенях образования в образовательных организациях.
Применять стандартные методы диагностики психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации).
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся.
Необходимые знания Современные теории, направления и практику психокоррекционной работы.
Теория психодиагностики.
Методы и приемы проведения индивидуальной психокоррекции. Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы.
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции. Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции.
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи.
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся.
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -
3.2.5 Трудовая функция
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья Код B/05.7 Уровень (подуровень) квалификации
Происхождение трудовой функции Оригинал Х   Заимствовано из оригинала    
          Код оригинала Рег. номер проф. стандарта
   
Трудовые действия     Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы
Проводит регулярные скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Определяет степень нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
С профориентационной целью осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
Необходимые умения Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования.
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов.
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям.
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи.
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе.
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями).
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и совместно с учителем разрабатывать способы их коррекции.
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Необходимые знания Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи.
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.
Методы математической обработки результатов психологической диагностики.
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
Другие характеристики -
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта
4.1.Ответственная организация – разработчик
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет»
(наименование организации)
  Ректор Рубцов Виталий Владимирович    
  (должность и ФИО руководителя)   (подпись)
4.2.Наименования организаций – разработчиков
1. Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», г. Москва
2. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград
3. Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», г. Самара
4. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет», г. Уфа
5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
6. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва
7. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону
                                             

[1] Общероссийский классификатор занятий.

[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

[iii] Трудовой кодекс Российской Федерации

[iv] Трудовой кодекс Российской Федерации

[v] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

[vi] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

[vii] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

[viii] Общероссийский классификатор начального профессионального образования.

[ix] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.

[x] Трудовой кодекс Российской Федерации

[xi] Трудовой кодекс Российской Федерации

Наши рекомендации