Обобщенная трудовая функция.
Наименование | Оказание психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B | Уровень квалификации | 6-7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | ||||
Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта | |||||
Возможные наименования должностей | Психолог Педагог-психолог Психолог образовательной организации | |||||
Требования к профессиональному образованию и обучению | Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование Высшее, бакалавр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; Высшее, магистр по направлению подготовки «Психология»; Высшее, специалист по направлению подготовки «Педагогика и психология девиантного поведения»; Высшее, специалист по направлению (специальности) «Психология» | |||||
Требования к опыту практической работы | - | |||||
Особые условия допуска к работе | Справка об отсутствии судимости[x], Отсутствие медицинских противопоказаний к осуществлению профессиональной деятельности[xi] | |||||
Трудовая функция
3.2.2 Трудовая функция | ||||||||||||
Психологическая профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | Код | B/02.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||
Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта | |||||||||||
Трудовые действия | Выявляет условия, затрудняющие становление и развитие личности обучающихся с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | |||||||||||
Осуществляет психопрофилактическую работу с учетом особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации | ||||||||||||
Разрабатывает предложения по формированию здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни | ||||||||||||
Разрабатывает рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам психологической готовности обучающихся к переходу на следующий уровень образования, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||
Необходимые умения | Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и находящихся в сложной жизненной ситуации | |||||||||||
Создавать и поддерживать в образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления на каждом возрастном этапе | ||||||||||||
Способствовать созданию благоприятного психологического климата в образовательной организации, и организации, осуществляющей образовательную деятельность, | ||||||||||||
Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся | ||||||||||||
Вырабатывать рекомендации педагогам, преподавателям, родителям (законным представителям), воспитателям и др. по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в адаптационный период | ||||||||||||
Эффективно взаимодействовать с педагогами образовательной организации и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности | ||||||||||||
Необходимые знания | Способы адаптации детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций различных типов. | |||||||||||
Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе. | ||||||||||||
Методы коррекции социально-психологического климата, регулирования конфликтов. | ||||||||||||
Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи. | ||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития. | ||||||||||||
Теории и методы предотвращения «профессионального выгорания» специалистов. | ||||||||||||
Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе | ||||||||||||
Случаи возникновения и методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива. | ||||||||||||
Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности. | ||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||
3.2.3 Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||
Психологическое консультирование обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Код | B/03.6 | Уровень квалификации | |||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||
Код | Рег. номер проф. стандарта | |||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам | |||||||||||||||||||||
Консультирует преподавателей и других работников образовательной организации и организации, осуществляющей образовательную деятельность, по проблемам взаимоотношений с обучающимися и пр. профессиональным проблемам | ||||||||||||||||||||||
Консультирует педагогических работников по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||
Консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудных жизненных ситуациях и по вопросам их профессионального самоопределения | ||||||||||||||||||||||
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов | |||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов | ||||||||||||||||||||||
Консультировать администрацию образовательных организаций, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения и воспитания, развития обучающихся | ||||||||||||||||||||||
Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||||||||||||
Владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)и педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций | ||||||||||||||||||||||
Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных учебных взаимодействий обучающихся, их общения в образовательных организациях и в семье | ||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг психического развития обучающихся на различных ступенях образования в различных образовательных организациях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность. | ||||||||||||||||||||||
Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями траектории обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. | ||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Современные технологии и методы консультирования. | |||||||||||||||||||||
Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. | ||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов. | ||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. | ||||||||||||||||||||||
Приемы организации совместной и индивидуальной деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с возрастными нормами их развития. | ||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. | ||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | ||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | -- | |||||||||||||||||||||
3.2.4 Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||
Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Код | B/04.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||
Код | Рег. номер проф. стандарта | |||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Разрабатывает и реализует планы коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения. | |||||||||||||||||||||
Организует и осуществляет совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, дефектологами, логопедами) психолого-педагогическую коррекцию отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации. | ||||||||||||||||||||||
Формирует совместно с иными педагогическими работниками для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также для обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, образовательную среду, удовлетворяющую их интересы и потребности. | ||||||||||||||||||||||
Разрабатывает программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся и сопровождает их реализацию в образовательной организации, и организации, осуществляющей образовательную деятельность | ||||||||||||||||||||||
Проводит коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья. | ||||||||||||||||||||||
Разрабатывает и проводит профилактические, диагностические, развивающие мероприятия в образовательных организациях различных типов. | ||||||||||||||||||||||
Разрабатывает и реализует программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся. | ||||||||||||||||||||||
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Владеть приемами формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия | |||||||||||||||||||||
Оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных ступенях образования в образовательных организациях. | ||||||||||||||||||||||
Применять стандартные методы диагностики психических особенностей личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также находящихся в трудной жизненной ситуации). | ||||||||||||||||||||||
Реализовывать индивидуально-ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся. | ||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Современные теории, направления и практику психокоррекционной работы. | |||||||||||||||||||||
Теория психодиагностики. | ||||||||||||||||||||||
Методы и приемы проведения индивидуальной психокоррекции. Этапы групповой динамики, методы, приемы проведения групповой психокоррекционной работы. | ||||||||||||||||||||||
Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции. Методы и способы определения и контроля результативности психокоррекции. | ||||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи. | ||||||||||||||||||||||
Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся. | ||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | ||||||||||||||||||||||
Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения. | ||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||
3.2.5 Трудовая функция | ||||||||||||||||||||||
Психологическая диагностика особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Код | B/05.7 | Уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||||||
Происхождение трудовой функции | Оригинал Х | Заимствовано из оригинала | ||||||||||||||||||||
Код оригинала | Рег. номер проф. стандарта | |||||||||||||||||||||
Трудовые действия | Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы | |||||||||||||||||||||
Проводит регулярные скрининговые обследования с целью мониторинга психического развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | ||||||||||||||||||||||
Составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | ||||||||||||||||||||||
Определяет степень нарушений в психическом и личностном развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | ||||||||||||||||||||||
Проводит изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | ||||||||||||||||||||||
С профориентационной целью осуществляет комплекс диагностических мероприятий по изучению мотивации, личностных, характерологических особенностей обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно - процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления. | ||||||||||||||||||||||
Ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) | ||||||||||||||||||||||
Необходимые умения | Подбирать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования. | |||||||||||||||||||||
Проводить диагностическое обследование обучающихся с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов. | ||||||||||||||||||||||
Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации к новым образовательным условиям. | ||||||||||||||||||||||
Осуществлять диагностическую работу по выявлению особенностей и причин дезадаптации обучающихся с целью определения направлений оказания психолого-педагогической помощи. | ||||||||||||||||||||||
Осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных ученических коллективов, диагностику социально-психологического климата в коллективе. | ||||||||||||||||||||||
Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями). | ||||||||||||||||||||||
Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, находящихся в сложных жизненных ситуациях, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и совместно с учителем разрабатывать способы их коррекции. | ||||||||||||||||||||||
Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления | ||||||||||||||||||||||
Необходимые знания | Теория, методология психодиагностики, классификация психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования. | |||||||||||||||||||||
Стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи. | ||||||||||||||||||||||
Методы сбора, первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики. | ||||||||||||||||||||||
Методы математической обработки результатов психологической диагностики. | ||||||||||||||||||||||
Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования. | ||||||||||||||||||||||
Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей; Федеральное законодательство в области труда, образования и прав ребенка; Основные нормативные документы, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования | ||||||||||||||||||||||
Другие характеристики | - | |||||||||||||||||||||
IV. Сведения об организациях-разработчиках профессионального стандарта | ||||||||||||||||||||||
4.1.Ответственная организация – разработчик | ||||||||||||||||||||||
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» | ||||||||||||||||||||||
(наименование организации) | ||||||||||||||||||||||
Ректор Рубцов Виталий Владимирович | ||||||||||||||||||||||
(должность и ФИО руководителя) | (подпись) | |||||||||||||||||||||
4.2.Наименования организаций – разработчиков | ||||||||||||||||||||||
1. | Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», г. Москва | |||||||||||||||||||||
2. | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград | |||||||||||||||||||||
3. | Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», г. Самара | |||||||||||||||||||||
4. | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет», г. Уфа | |||||||||||||||||||||
5. | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург | |||||||||||||||||||||
6. | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской педагогический университет», г. Москва | |||||||||||||||||||||
7. | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону | |||||||||||||||||||||
[1] Общероссийский классификатор занятий.
[2] Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
[iii] Трудовой кодекс Российской Федерации
[iv] Трудовой кодекс Российской Федерации
[v] Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
[vi] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
[vii] Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
[viii] Общероссийский классификатор начального профессионального образования.
[ix] Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
[x] Трудовой кодекс Российской Федерации
[xi] Трудовой кодекс Российской Федерации