Раздел 1. Человек и среда обитания

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методические указания и задания

домашней контрольной работы

для студентов заочного отделения

Всех специальностей

СОГЛАСОВАНО Зав.заочным отделением ___________Э.З.Яхина «___»______2010 г.   РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК протокол № ____ от _____2010 г. Председатель ПЦК ____________ И.М.Вовденко
      Разработчики ___________ И.А.Корепанова ___________И.М.Вовденко

Выдержка из требований стандарта по общепрофессиональной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

ОПД.14 Безопасность жизнедеятельности: Общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы; основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативные воздействие на организм человека курение табака

Содержание учебной дисциплины

Введение

Содержание и задачи дисциплины « Безопасность жизнедеятельности», основные понятия, термины и определения в области безопасности жизнедеятельности.

Виды систем «человек-среда обитания». Этапы эволюции среды обитания.

Переход к техносфере: демографический взрыв, урбанизация, развитие техногенной деятельности. Преимущества и недостатки техносферы.

Опасности техносферы. Аксиома о потенциальной опасности процесса жизнедеятельности. Классификация негативных факторов по природе возникновения. Критерии безопасности. Понятие риска. Приемлемый риск. Примеры негативных факторов техносферы и источников опасности, объектов защиты, систем безопасности, их значимость и взаимосвязь.

Безопасность жизнедеятельности – защита человека и природной среды от влияния техносферы. Гуманистическая направленность дисциплины.

Всемирная программа действий «Повестка дня на ХХI век» (Рио-де-Жанейро, 1992 г).

Литература:

(3), с 7-9, 19-22, 69-77 (2), с 56-60

Студент должен иметь представление:

-о содержании и задачах дисциплины, ее роли в формировании специалиста любой профессиональной принадлежности.

знать:

- основные понятия, термины, определения дисциплины;

- основные тенденции современного развития техносферы и степень ее влияния на среду обитания.

Раздел 1. Человек и среда обитания

Тема 1.1. Влияние условий окружающей среды на здоровье и работоспособность. Негативные факторы техносферы

Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Методы оценки тяжести труда с помощью энергетических затрат при различных видах деятельности.

Утомление, работоспособность и ее динамика. Режимы труда и отдыха. Влияние учебной нагрузки на здоровье учащихся. Пути предупреждения утомления.

Комфортные условия труда. Критерии комфортности. Системы обеспечения комфортного микроклимата на производстве и в быту. Контроль параметров микроклимата и степени освещения. Источники освещения.

Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места.

Виды, источники и уровни негативных факторов производственной среды:

Запыленность и загазованность воздуха, вибрация акустические колебания, электромагнитные поля и излучения, ионизирующие излучения, электрический ток, система повышенного давления; промышленные яды; повышенная и пониженная температуры воздуха: неправильное освещение; недостаток кислорода в зоне работы; физические и нервно-психические перегрузки. Взрывы, пожары и др. негативные воздействия.

Сочетание действия негативных факторов на человека.

Литература:

(2), 60-83 (3), 100-142, 80-91

После изучения темы студент должен:

знать:

- общность и различия физического и умственного труда;

- способы снижения утомления и повышения работоспособности человека;

- особенности труда женщин и подростков;

- способы оценки тяжести и напряженности труда;

- критерии комфортности;

- требования к организации рабочего места и методы контроля параметров микроклимата;

- виды, источники и уровни негативных факторов производственной, городской и бытовой сферы;

- допустимые воздействия вредных факторов на человека и среду обитания;

уметь:

- оценить режимы труда рабочих;

- определить параметры микроклимата;

- рационально организовать рабочее место;

- сопоставлять уровни вредных факторов с критериями безопасности (ПДК, ПДС, ПДУ).

Тема 1.2. Общие вопросы обеспечения безопасности технических систем

Причины отказов технических систем и методы оценки вероятности возникновения аварийных ситуаций. Идентификация выбросов и сбросов. Зоны действия вредных факторов.

Общие требования безопасности к техническим системам и процессам. Экспертиза безопасности. ПДВ, ПДС технических объектов. Контроль за оборудованием технологических процессов. Вторичные ресурсы. Малоотходные технологии.

Принципы защиты от вредных воздействий.

Аппараты и системы улавливания токсичных выбросов. Устройства для очистки выбросов от пыли, паров и токсичных газов.

Устройства для очистки и нейтрализации жидких отходов (масел, электролитов, травильных растворов). Очистка сточных вод.

Радиоактивные отходы. Средства индивидуальной защиты.

Литература

[3] 152-170

Студент должен:

знать:

- причины и вероятность аварий на производстве;

- характеристики вибро- и шумоопасных зон, зон источников электромагнитных полей, ионизирующих излучений;

- содержание экологического паспорта предприятия;

- типовые системы и аппараты для очистки выбросов и сбросов;

- средства защиты от энергетических воздействий;

уметь:

- использовать нормативные значения критериев безопасности (ПДК, ПДС, ПДУ, ПДВ) технологических процессов для оценки рабочего места, технических систем и природной среды обитания;

- пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Наши рекомендации