Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.

Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Этапы освоения дисциплины (Модули) Компетенции, формируемые дисциплиной Критерии в соответствии с уровнем освоения образовательной программы Оценочные средства
Пороговый уровень Базовый уровень Повышенный уровень
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей.   ОК-3 Знает: -основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей.   Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей     Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности».
Умеет: формулировать некоторые понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Умеет: формулировать основныепонятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Умеет: формулировать в полном объеме понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание
Владеет: - начальным навыком составления паспорта опасности Владеет: - устойчивым навыком составления паспорта опасности Владеет: - прочным навыком составления паспорта опасности Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание
Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. ОК-5 Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, работа в малых группах (решение задач) , тестовые задания.
Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в некоторых ситуациях; Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в основных ситуациях; Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природуво всех указанных ситуациях; Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание
Владеет: начальными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Владеет: устойчивыми навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Владеет: прочными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание
Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. ОК-9 Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС.   Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС.   Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС.   Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач.
Умеет: -применять некоторыенеобходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций. Умеет: -применять основные необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций Умеет: -применять в полном объеме необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание
Владеет: начальныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Владеет: устойчивыминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Владеет: прочныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание

8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:

Оценочные средства.

№ п/п Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины Оценочные средства
1. Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности». Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание  
2. Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, практическая работа, тестовые задания (решение кейс-задач) Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание  
3. Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание
4. Модули 1-3 Рубежный контроль. зачет – комплексное тестовое задание, билеты.

Примерные вопросы к зачету.

1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.

2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.

3. Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.

4. Принципы и понятия ноксологии.

5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.

6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.

7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.

8. Основы теории риска.

9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.

10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.

11. Региональные и глобальные техногенные опасности.

12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.

13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.

14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.

15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.

16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.

17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.

18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.

19. Защита человека от переменных климатических воздействий.

20. Защита человека от высоких и низких температур.

21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.

22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.

23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.

24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.

25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.

26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.

27. Психофизиологические основы безопасности труда.

28. Защита от стихийных явлений.

29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.

30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.

31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.

32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.

33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.

34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.

35. Криминалистические опасности и защита от них.

36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.

37. Опасности индивидуального характера.

38. Опасности общественного характера.

39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.

40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.

41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.

42. Национальные интересы и национальная безопасность России.

43. Чрезвычайные ситуации, классификация.

44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.

45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.

46. Чрезвычайные ситуации военного времени.

47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.

48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.

49. Гражданская оборона и ее задачи.

50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.

Наши рекомендации