Тема 3.2. Национальная и международная безопасности Российской Федерации.
Глобальные проблемы человечества. Жизнедеятельность сообщества и национальная безопасность. Россия в мире цивилизаций. Жизнестойкость мирового сообщества в новой эпохе. Россия в новой эпохе. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
Этапы освоения дисциплины (Модули) | Компетенции, формируемые дисциплиной | Критерии в соответствии с уровнем освоения образовательной программы | Оценочные средства | ||
Пороговый уровень | Базовый уровень | Повышенный уровень | |||
Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. | ОК-3 | Знает: -основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей. | Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей | Знает: основные принципы ноксологии; -основы взаимодействия системы «человек-среда обитания» (закон Куражковского, закон Шелфорда); -критерии допустимого воздействия потоков, критерии травмоопасности, концепцию приемлемого риска; -показатели негативного влияния реализованных опасностей | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности». |
Умеет: формулировать некоторые понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) | Умеет: формулировать основныепонятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) | Умеет: формулировать в полном объеме понятия ноксологии (опасность, источник опасности, риск, вредный фактор, травмоопасный фактор, чрезвычайная ситуация, авария, катастрофа) | Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание | ||
Владеет: - начальным навыком составления паспорта опасности | Владеет: - устойчивым навыком составления паспорта опасности | Владеет: - прочным навыком составления паспорта опасности | Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание | ||
Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. | ОК-5 | Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; | Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; | Знает: -естественные и естественно-техногенные (повседневные и стихийные), антропогенные и антропогенно-техногенные, а также техногенные опасности, действующие на человека в быту и на производстве, в региональном и глобально пространствах; - негативное воздействие этих опасностей на человека и природу в повседневных и чрезвычайных ситуациях; | Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, работа в малых группах (решение задач) , тестовые задания. |
Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в некоторых ситуациях; | Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу в основных ситуациях; | Умеет: - оценивать масштабы негативного влияния опасностей на человека и природуво всех указанных ситуациях; | Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание | ||
Владеет: начальными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. | Владеет: устойчивыми навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. | Владеет: прочными навыками анализа и прогнозирования влияния техносферных опасностей на человека. | Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание | ||
Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. | ОК-9 | Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. | Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. | Знает: -сущность мониторинга опасностей, основные объекты мониторинга (источники опасностей, население и работающие, окружающая среда) и его современные действующие системы; --государственное управление и международное сотрудничество в БЖД и ЗОС. | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач. |
Умеет: -применять некоторыенеобходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций. | Умеет: -применять основные необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций | Умеет: -применять в полном объеме необходимые системы мониторинга и нормативные правовые акты в рамках определенных ситуаций | Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание | ||
Владеет: начальныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. | Владеет: устойчивыминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. | Владеет: прочныминавыками оценки опасности трудовой деятельности административно-управленческого аппарата; - государственной системой стандартизации и структурой проектной документации по безопасности труда, охране окружающей среды (природы) и безопасносности в чрезвычайных ситуациях. | Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание |
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:
Оценочные средства.
№ п/п | Модуль, раздел (тема) учебной дисциплины | Оценочные средства |
1. | Модуль 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Современный мир опасностей. | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, тестовые задания, решение задач: «паспорт опасности». Промежуточный контроль: КМ 1 – комплексное тестовое задание |
2. | Модуль 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. | Текущий контроль: фронтальный опрос, экспресс-опрос, доклады, презентационный материал, практическая работа, тестовые задания (решение кейс-задач) Промежуточный контроль: КМ 2 – комплексное тестовое задание |
3. | Модуль 3. Управление безопасностью жизнедеятельности. | Текущий контроль: фронтальный опрос, доклады, презентации, контрольные работы, тестовые задания, решение задач. Промежуточный контроль: КМ 3 – комплексное тестовое задание |
4. | Модули 1-3 | Рубежный контроль. зачет – комплексное тестовое задание, билеты. |
Примерные вопросы к зачету.
1. Теоретические основы учения о человеке и природозащитной деятельности.
2. Эволюция человечества и среды его обитания. Эволюция мира опасностей.
3. Становление и развитие учения о человеко - и природозащитной деятельности.
4. Принципы и понятия ноксологии.
5. Опасности и их показатели. Качественная классификация и количественная оценка опасностей.
6. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия.
7. Естественные, естественно-техногенные опасности и антропогенные опасности.
8. Основы теории риска.
9. Воздействие на человека вибрации, акустического шума, инфразвука и ультразвука.
10. Воздействие на человека электромагнитных полей и излучений.
11. Региональные и глобальные техногенные опасности.
12. Чрезвычайные опасности. Техносферные и социальные источники чрезвычайных опасностей. Общие меры защиты.
13. Масштабы негативного влияния опасностей на человека и природу.
14. Анализ и прогнозирование влияния техносферных и социальных опасностей на человека.
15. Индивидуальные и коллективные средства и устройства защиты.
16. Способы защиты человека и окружающей среды от опасностей техники и технологий.
17. Комплексная оценка безопасности техногенного объекта и жизненного пространства.
18. Стратегия глобальной безопасности. Устойчивое развитие.
19. Защита человека от переменных климатических воздействий.
20. Защита человека от высоких и низких температур.
21. Защита человека от токсичных веществ в атмосферном воздухе помещений и минимизация их воздействия.
22. Защита человека от вибраций, акустических воздействий, неионизирующих электромагнитных полей и излучений и минимизация их воздействия.
23. Защита от электромагнитных полей и излучений оптического диапазона и минимизация их воздействия.
24. Технические способы и средства обеспечения электробезопасности и минимизация рисков.
25. Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы.
26. Защита населения и окружающей среды от пожаров и взрывов. Профилактические мероприятия.
27. Психофизиологические основы безопасности труда.
28. Защита от стихийных явлений.
29. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Защита от терроризма.
30. Глобальные проблемы человечества и защита от них.
31. Мониторинг и контроль опасностей окружающей среды, здоровья работающих и населения.
32. Государственное управление в БЖД и ЗОС.
33. Международное сотрудничество в области безопасности (борьба с терроризмом), при ЧС и ликвидация их последствий.
34. Ответственность за нарушение безопасности человека и окружающей среды.
35. Криминалистические опасности и защита от них.
36. Опасности в сфере политической и экономической жизни общества и защита от них.
37. Опасности индивидуального характера.
38. Опасности общественного характера.
39. Психофизиологические основы безопасности труда. Обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве.
40. Особенности города как среды обитания. Зоны повышенной опасности в городе. Службы, обеспечивающие безопасность города и правила их вызова.
41. Защита и правила поведения населения в период эпидемий, массовых инфекционных заболеваний, профилактические мероприятия.
42. Национальные интересы и национальная безопасность России.
43. Чрезвычайные ситуации, классификация.
44. Чрезвычайные ситуации техногенного (антропогенного) характера.
45. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них.
46. Чрезвычайные ситуации военного времени.
47. Чрезвычайные ситуации индивидуального характера.
48. Чрезвычайные ситуации общественного характера.
49. Гражданская оборона и ее задачи.
50. Чрезвычайные социально-биологические ситуации.