Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

Лекция 1.

Безопасность жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения

Появление науки о безопасной жизнедеятельности человека (БЖД) в России — объективная потребность современного общества. Основными причинами этому послужили: высокая смертность населения от внешних причин; низкие показатели средней продолжительности жизни; ежегодное снижение общей численности населения России в настоящий период и на перспективу. Достигнутый уровень защиты от опасностей общества и человека в России значительно уступает современным достижениям ведущих стран мира в этой области.

Исследование проблем безопасности жизнедеятельности (БЖД) развертывается в нескольких направлениях: во-первых, как профессиональной деятельности, во-вторых, как научной теории, в-третьих, как учебной дисциплины. В настоящее время возникла насущная потребность в разработке целостной системы обеспечения безопасной жизнедеятельности – «практика – теория – образование». В рамках этой системы и должно осуществляться комплексное изучение данной сферы человеческой деятельности и ее дальнейшее развитие.

Цели и задачи дисциплины

Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности и способы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) в качестве учебной дисциплины в вузах РФ была введена в 1990 г. (приказ Государственного комитета по образованию № 473 от 09.07.1990 г.) с целью выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения. Новая дисциплина объединила существовавшие ранее курсы «Охрана труда» (ОТ), «Охрана окружающей среды» и «Гражданская оборона» (ГО). Предпосылкой такого объединения является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Дисциплина имеет комплексный, междисциплинарный характер, т.к. рассматривает социальные, медико-биологические, экологические, технологические, правовые и международные аспекты.

Теоретическую основу БЖД составляют достижения таких наук о человеке и его деятельности, как физиология, гигиена, экология, психология, социология, охрана труда, эргономика, экономика, юриспруденция и многих других.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» связана с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных учебных заведений, так как продолжает представлять теоретические вопросы и практические навыки безопасного взаимодействия человека со средой обитания по более широкой и углубленной программе.

Безопасность жизнедеятельности является научно-методическим фундаментом для всех специальных дисциплин безопасности (безопасность труда, радиационная безопасность, электробезопасность, пожарная безопасность и др.).

Основной целью образования по дисциплине«Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретениепонимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека;

овладениеприемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей для идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть:законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

Предметная область дисциплины,обеспечивающая достижение поставленных целей, включает изучение окружающей человека среды обитания, взаимодействия человека со средой обитания, взаимовлияние человека и среды обитания с точки зрения обеспечения безопасной жизни и деятельности, методов создания среды обитания допустимого качества. Ядром содержательной части предметной области является круг опасностей, определяемых физическими полями (потоками энергии), потоками вещества и информации.

Объектами изученияв дисциплине являются биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека. Изучение объектов как источников опасности осуществляется в составе систем «человек - техносфера», «техносфера -природа», «человек-природа». Изучение характеристик объектов осуществляется в сочетании «объект, как источник опасности – объект защиты».

Объектами защитыявляются человек, компоненты природы и техносферы.

Дисциплина БЖД, наряду с прикладной (направленной на практическое решение технических и социальных проблем) инженерной направленностью, ориентирована также на повышение гуманитарной (процесс формирования ценностных ориентаций общества) подготовки выпускников технических университетов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, общенаучных и общеинженерных дисциплин.

Центральным изучаемым понятием дисциплины являетсяопасность –потенциальное свойство среды обитания, ее отдельных компонентов, проявляющееся в нанесении вреда объекту защиты, в качестве которого может выступать и сам источник опасности. В предметной области изучаются основные виды и характеристики опасностей, условия их реализации, характер их проявления и влияния на объекты защиты, прежде всего, на человека и природу.

Вред– это утрата, повреждение или ухудшение состояния объекта защиты. В дисциплине изучаются основные источники опасности, которые характеризуется набором факторов (вредных факторов), способных нанести вред, и степенью их опасности – риском и уровнем (количественным значением) вредных факторов при ее проявлении.

Рискрассматривается как вероятность проявления опасности с учетом возможных размеров вреда. Изучаются следующие виды риска: индивидуальный, коллективный, социальный, экологический, профессиональный, производственный, мотивированный и немотивированный, приемлемый.

Другое центральное изучаемое понятие – безопасность. Безопасность объекта защиты и безопасность системы «человек-среда обитания»- это состояние объекта и системы, при которой риск не превышает приемлемое обществом значение, а уровни вредных факторов потоков вещества, энергии и информации – допустимых величин, при превышении которых ухудшаются условия существования человека и компонентов природной среды. В дисциплине изучаются виды систем безопасности, методы и средства ее обеспечения. При изучении дисциплины рассматриваются:

- современное состояние и негативные факторы среды обитания;

- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные условия деятельности;

- последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

- методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

- мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности;

- методы контроля и управления условиями жизнедеятельности.

Наши рекомендации