Методические указания по выполнению домашних заданий
Министерство образования и науки РФ
Институт фундаментального образования
А.А.Волкова, В.Г.Шишкунов, А.О.Хоменко
Безопасность жизнедеятельности
Методические указания по выполнению домашних заданий
Подготовлено кафедрой «Безопасность жизнедеятельности»
Научный редактор: доц., канд. техн. наук А.О.Хоменко
Методические указания к домашним работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для студентов всех форм обучения, всех специальностей.
Содержат краткие сведения по основным разделам курса: безопасность производственной деятельности, экологическая безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов, безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Приведены варианты типовых задач и методические указания для их самостоятельного решения
Екатеринбург
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. …..…3
Общие методические указания по выполнению заданий…………..….3
1. Санитарно-гигиеническая оценка условий труда……………………..…...4
1.1. Производственное освещение ………………………………………..…....4
1.1.1. Задача № 1 Оценка естественной освещенности помещения…….……4
1.2. Защита от шума и вибрации………………………………………….…....7
1.2.1. Задача №2 Расчет глушителя шума……………………………….…....7
1.2.2. Задача №3 Определение уровня звукового давления……………...…9
1.2.3. Задача №4 Расчет и выбор виброизоляторов…………………….…13
1.3. Оздоровление воздушной среды…………………………………………15
1.3.1. Задача №5 Оценка состояния воздушной среды производственного помещения и загрязнения атмосферного воздуха…………………………..15
1.3.2. Задача №6 Расчет воздухообмена общеобменной вентиляции ……18
2. Взрывопожарная безопасность……………………………………….…....22
2.1. Расчет показателей взрывопожарной опасности ………………….…….22
2.1.1. Задача №7 Оценка взрывоопасности помещения……………………22
2.1.2. Задача №8 Оценка последствий взрыва………………………………24
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...25
Таблица П.1. СНиП 23-05-95 (извлечение) Группы административных районов по ресурсам светового климата ……………………………………..27
Таблица П.2 Значения коэффициента светового климата…………….27
Таблица П.3 Предельно-допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот………………………………………………………28
Таблица П.4 Акустические характеристики звукопоглощающих облицовок……………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..30
Введение
В программе курса «Безопасность жизнедеятельности» предусматривается выполнение задач, которые предназначены для углубления знаний выпускника вуза и могут оказаться полезными в практической деятельности будущего специалиста.
Все рассматриваемые в данном предмете производственные факторы присутствуют на большенстве рабочих мест предприятий Российской федерации и могут оказывать вредное или опасное воздействие на жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности.
Федеральный закон №426-ФЗ от 28.12.2013 «О спецальной оценке условий труда» дает работникам предприятия на своих рабочих местах возможность стать активнымиыми участниками процесса идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. В связи с этим компетенция: «Идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере профессиональной деятельности», прописанная в большенстве ФГОС высшего профессионального обоазования, необходима в дальнейшей трудовой деятельности специалиста.