Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

- Информационные технологии - использование электронной образовательной среды для более контактного взаимодействия преподавателя и студентов (INCAMPUS);

- проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы;

- контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением;

- обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации и собственного опыта обращения с предметом изучения.

При изучении тем раздела 2 и 3 предусмотрены практические занятия (№№ 3-7) в интерактивной форме с разбором конкретных ситуаций и поиском решения в группе, а также с демонстрацией средств индивидуальной защиты от опасностей (10 ч.)

При проведении лекционных занятий предусмотрено использование презентаций с наглядной демонстраций различных видов опасностей и средств защиты от их воздействия.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Контрольные вопросы

Раздел 1

- Естественные и естественно-техногенные опасности.

- Взаимодействие человека с окружающей средой.

- Повседневные естественные опасности.

- Опасности стихийных явлений.

- Антропогенные и антропогенно-техногенные опасности.

- Техногенные опасности. Постоянные локально-действующие опасности.

- Вредные вещества. Вибрации. Акустический шум. Инфpазвук. Ультразвук.

- Неионизирующие электромагнитные поля и излучения. Лазерное излучение. Ионизирующие излучения.

- Постоянные региональные и глобальные опасности.

- Воздействие на атмосферу. Выбросы в приземный слой атмосферы. Фотохимический смог. Кислотные осадки. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя.

- Воздействие на гидросферу. Воздействие на литосферу. Электрический ток.

- Механическое травмирование. Системы повышенного давления. Транспортные аварии.

- Региональные чрезвычайные опасности. Радиационные аварии.

- Химические аварии. Пожары и взрывы.

Раздел 2

- Становление и развитие учения о человеко- и природозащитной деятельности.

- Принципы и понятия ноксологии. Опасность, условия ее возникновения и реализации. Закон толерантности, опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Поле опасностей.

- Качественная классификация (таксономия) опасностей.

- Количественная оценка и нормирование опасностей. Критерии допустимого вредного воздействия потоков.

- Критерии допустимой травмоопасности потоков.

- Концепция приемлемого риска.

- Идентификация опасностей техногенных источников.

- Идентификация выбросов в атмосферный воздух.

- Идентификация энергетических воздействий.

- Идентификация травмоопасных воздействий.

Раздел 3

- Понятие "безопасность объекта защиты".

- Основные направления достижения техносферной безопасности.

- Опасные зоны. Коллективная и индивидуальная защита работающих и населения от опасностей в техносфере.

- Экобиозащитная техника. Устройства для очистки потоков масс от примесей.

- Устройства для защиты от потоков энергии.

- Устройства для защиты от поражения электрическим током.

- Устройства и средства индивидуальной защиты.

- Защита урбанизированных территорий и природных зон от опасного воздействия техносферы (региональная защита).

- Этапы стратегии по защите от отходов техносферы. Защита атмосферного воздуха от выбросов.

- Защита гидросферы от стоков. 3ащита земель и почв от загрязнения.

- Защита от энергетических потоков и радиоактивных отходов.

- Защита от чрезвычайных техногенных опасностей.

- Экспертная оценка опасностей объекта экономики и его продукции.

- Экологическая экспертиза. Декларация промышленной безопасности. Технические регламенты.

- Защита от глобальных опасностей. Минимизация антропогенно-техногенных опасностей.

Раздел 4

- Системы мониторинга.

- Мониторинг источников опасностей.

- Мониторинг здоровья работающих и населения.

- Мониторинг окружающей среды.

Примерные темы рефератов

1. Значимость психофизиологических и психологических факторов в реализации антропогенных и социальных опасностей.

2. Анализ современного подхода к оценке, организации и обеспечению защиты от опасных факторов природной среды.

3. Технические, коллективные и индивидуальные средства защиты от поражения электрическим током.

4. Технические средства и способы снижения шума в производственных цехах и на улицах городов.

5. Профилактика дорожно-транспортных происшествий и меры по снижению количества жертв на дрогах страны.

6. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в деревообрабатывающих цехах.

7. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в литейных цехах приборо-, машиностроительных цехах.

8. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в механообрабатывающих цехах машиностроительного предприятия.

9. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в цехах химико-термической обработки, заготовок деталей.

10. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в гальванических цехах.

11. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов в кузнечно - прессовых цехах машиностроения.

12. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов при разработке рудных и угольных месторождений.

13. Анализ производственной обстановки и снижение степени риска подвергнутся воздействию опасных факторов при осуществлении строительно-монтажных работ.

14. Профилактические и организационные меры по снижению количества авиапроисшествий, аварий и катастроф.

15. Профилактические и организационные меры по предупреждению пожаров в производстве и быту.

16. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты в условиях ЧС.

17. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуации и расчеты ущерба.

18. Меры по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики (АЭС, ТЭЦ, ГРЭС и т.п.)

19. Мероприятия противорадиационной, противохимической, противобактериальной защиты.

20. Оповещение населения и организация эвакомероприятий при угрозе масштабной природной, либо техногенной опасностью.

6.3. Промежуточный и суммарный (рубежный или итоговый) рейтинг по дисциплине.

Рейтинг первого контроля Рейтинг второго контроля Суммарный. (рубежный или итоговый) рейтинг
макс. мин. макс. мин. макс. мин.

.

Рейтинг и итоговая дифференциальная оценка по дисциплине

Дифференциальная. оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно
Рейтинг (в баллах системы РИТМ) 100-85 84-70 69-55 Менее 55
Обозначение оценки в системе ECTS A C E F

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Ноксология»

а) основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Под ред. С.В.Белова. – 8-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2008. – 616 с.

б) дополнительная литература:

2. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 5). Вып. 1. - 2010. - 24 с.

3. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил.к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 6). Вып. 2. - 2010. - 24 с.

4. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 8). Вып. 3. - 2010. - 24 с.

5. Белов С.В. Ноксология: учеб. пособие для студ. вузов/С.В. Белов, Е. Н. Симакова. - М.: Новые технологии. - (Прил. к журн. "Безопасность жизнедеятельности"; № 9). Вып. 4. - 2010. - 24 с

в) программное обеспечение и интернет – ресурсы

ПО Microsoft Office

цифровой кампус ТТИ ЮФУ

ИИК

www.exponenta.ru

Наши рекомендации