Определение полезной площади, объема помещения и оценка его внутренней отделки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Согласно ФГОС-03 студенты специальности 050000.62 (профессиональное обучение (дизайн) изучают дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), которая входит в число общепрофессиональных.. Студентам необходимо знать, что в окружающей среде могут присутствовать негативные факторы отрицательно сказывающиеся на здоровье и жизни людей. Они могут проявляться как в производственной среде, так и в быту. Например, работа студентов в помещении на площадях менее допустимых по санитарным нормам приведет к скученности людей, а значит к возникновению у них головных болей, быстрой утомляемости и др. Несоблюдение параметров микроклимата приведет к переохлаждению или перегреву человеческого организма. Недостаток или избыток освещенности приведет к заболеваниям зрительных органов. Работа с красками и лаками может привести к развитию тяжелых патологий.
Целью настоящих методических указаний (МУ) является нахождение с помощью расчетов и сравнения с требованиями нормативных документов оптимальных параметров обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей в различных условиях. МУ составлены с учетом того, что выпускники специальности 050000.62 будут заниматься преподавательской деятельностью согласно полученной специальности (дизайн) и работать со студентами или учащимися.
При решении задач необходимо использование ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и других документов, в которых утверждены нормы параметров, обеспечивающих условия для плодотворной работы и других видов жизнедеятельности. В МУ представлены краткое изложение теоретического материала, справочные данные, примеры расчетов.
Работа выполняется в аудитории или в домашних условиях по варианту, номер, которого соответствует последнему номеру зачетной книжки либо в тетради рукописно, либо с помощью компьютера на скрепленных листах формата 4А. В любом случае на каждом листе оставляются поля для замечаний преподавателя. После вывода полученного в задаче студент ставит свою подпись и дату выполнения задания. После проверки правильности выполнения решения преподаватель ставит свою подпись.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ ПЛОЩАДИ, ОБЪЕМА ПОМЕЩЕНИЯ И ОЦЕНКА ЕГО ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКИ
Обучение представляет собой трудовой процесс, при котором происходят изменения физиологических функций организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы. Для обеспечения наибольшей эффективности трудового процесса большое значение имеет правильное расположение и компоновка рабочих мест, обеспечение удобной позы и свободы движений, использование оборудования отвечающего требованиям эргономики и инженерной психологии. В этом случае уменьшается утомляемость и предотвращается опасность профессиональных заболеваний. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда.
Для эффективного выполнения работы и сохранения здоровья студенты или учащиеся любого учебного учреждения должны находиться в аудиториях или классах построенных согласно требованиям нормативных документов [1 – 13]. Согласно гигиеническим требованиям [1], в лекционной аудитории рассчитанной на 100 человек на одно место должно приходиться 1,3 м2; рассчитанной на 75–50 человек – 1,5 м2, на 25 – 2,2 м2; в аудитории с обучающими и контролирующими машинами – 3,0 м2. В лекционной аудитории расстояние между столами для студентов (учащихся) должно быть не менее 0,7 м. Расстояние между столом преподавателя и экраном для демонстрации слайдов (или доской для отображения графического материала) – не менее 0,9 м. Расстояние от экрана (или доски) до первого ряда аудиторных столов – не менее 2 м. Расстояние от экрана до спинок стульев первого ряда – не менее 3 м. Расстояние от экрана (или доски) до последнего ряда мест – не более 20 м. В аудитории, где находится вычислительная техника, на одно рабочее место должно приходиться – 3,0 м2. Такое помещение должно занимать площадь в среднем 36 м2.
По санитарно-гигиеническим нормам: площадь обычной аудитории, рассчитанная для работы 25 студентов, должна быть около 38 м2; на каждого студента должно приходиться не менее 1,5 м2 площади аудитории (без учета места, занимаемого стенными шкафами) и не менее 4–5 м3. При кабинетной системе нормативы площади, необходимой для занятия одного студента, увеличиваются до 2 м2.
Эстетическое оформление аудитории начинается с ее внешнего облика.
Для того чтобы выбрать правильно гамму цветов для окраски помещения и предметов, находящихся в нем, необходимо ознакомиться с природой цвета, его значением и сочетаниями.
Цветом можно выделить что-то более значимое по отношению к другому, менее значимому. Или, наоборот, цвет может приглушить какие-либо детали, которые не должны сразу бросаться в глаза и которые можно разглядеть только при ближайшем рассмотрении. Например, если в помещении расположена мебель в серых тонах с отделкой элементов в синих тонах, то в первую очередь видна эта отделка, а потом менее яркие детали.
Цвет оказывает большое влияние на зрительное восприятие.
Наиболее благоприятно воздействуют на человека согласующиеся между собой цвета окружающей природы, т. Е. природные: тона: зеленый, коричневый, серебристо-серый, желтый.
Цвета разделяют на теплые и холодные.
К теплым тонам относятся: красный, оранжевый, желтый, черно-серый. Эти цвета являются выступающими, и помещения, окрашенные в такие тона, кажутся меньше.
К холодным относятся: голубой, синий, оттенки бело-серого. Эти тона зрительно увеличивают помещение.
Тон зеленый, который состоит из желтого и синего, может быть и холодным и теплым в зависимости от процентного содержания в зеленом тоне того или другого цвета.
Итак, одни цвета вызывают ощущение тепла, но приближают видимые предметы или плоскости, окрашенные в тона этой группы. Другие цвета вызывают ощущение холода, но при этом удаляют предметы и плоскости.
Красный цвет вызывает беспокойство;
желтый и его оттенки – ощущение тепла, поднимает настроение, успокаивает, хорошо подходит для жилых и административных помещений, поднимает работоспособность, способствует творчеству. Очень важное преимущество – оптически не изменяет габариты помещения;
оранжевый – действует возбуждающе на эмоциональное состояние человека;
зеленый – успокаивает, создает хорошие условия для отдыха, расслабляет глаз;
голубой – навевает ощущение легкости и глубины, успокаивает;
фиолетовый – вызывает меланхолию.
Длительное пребывание в помещении, окрашенном в какой-либо чистый цвет, угнетающе действует на человека. Подсознательно избегая этого, человек стремится к гармонии холодных и теплых тонов. При смешивании цветов создается баланс, с помощью которого тот или другой тон становится наиболее комфортным для восприятия.
Поэтому, создавая интерьер, нужно продумывать всю цветовую гамму стен, мебели, штор, плакатов. Нужно решить, что будет главным в интерьере, что второстепенным и как будут распределены цветовые акценты с учетом формы и габаритов.
В помещениях, где занимаются умственным трудом (кабинет), окраска стен, мебели, шторы на окнах и т. Д. желательно выполнить в зеленых, серо-зеленых и желтых тонах с добавлением белого.
Для студенческих аудиторий рекомендуется использовать окраску спокойных тонов слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к написанию лекций, записям при выполнении лабораторных и практических занятий, восприятию материала записанного на доске и другим видам занятий. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона.
На рис. 1 представлено возможное сочетание цветов.
Рис. 1. Сочетание цветов:
незакрашенная клетка обозначает хорошо сочетающиеся цвета;
клетка с незакрашенным кружком – цвета, которые гармонируют между собой довольно хорошо;
клетка с закрашенным кружком – цвета, которые не очень хорошо сочетаются;
клетка с закрашенным ромбом – цвета, абсолютно не сочетающиеся
Если аудитория расположенана южной стороне, рекомендуется более холодный тон окраски стен (например, светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый), если на северной стороне – более теплый (например, желтовато-охристый, светло-розовый, бежевый).
Задания для выполнения
Определить соответствия учебных помещений требованиям НД и благоприятного эстетического восприятия. Для выполнения задания использовать значения табл.1 по вариантам.
Таблица 1
Параметры и отделка аудитории
№ вари-анта | Предназначение аудитории | a, м | b, м | h, м | l, м | Цвет стен | Цвет жалю зи | Цвет мебе ли | Расположе ние окон | Количество студентов |
Лекционная | 1,8 | кремо вый | беж | коричневый | юг | |||||
Для практических занятитй | 2,8 | голубой | белый | беж | север | |||||
Для лаборатор-ных занятий | 3,0 | 1,6 | светло зеленый | светл зелен | беж | север | ||||
Компьютерный класс | 2,8 | 1,6 | розовый | розовый | коричневый | юг | ||||
Лекционная ауд. | 3,0 | голубой | зеленый | синий | юг | |||||
Для практических занятий | 3,0 | белый | белый | коричневый | север | |||||
Для лаборатор-ных занятий | 3,0 | 2,5 | кремо вый | белый | синий | север | ||||
Компьютерный класс | 3,0 | 2,0 | песоч ный | белый | беж | юг | ||||
Лекционная ауд. | 3,0 | слоновая кость | серый | коричневый | север | |||||
Компьютерный класс | 3,0 | 1,5 | оранже вый | розо вый | коричневый | юг |
где a – длина, b – ширина, h – высота аудитории, l –расстояние от экрана или доски до первого ряда аудиторных столов
1.Рассчитать площадь учебной аудитории Sп, м2:
Sп = a • b,
где a – длина, b – ширина аудитории, м.
1. Рассчитать объем учебной аудитории Vп, м3 :
Vп = a • b • h,
где h – высота от пола до потолка аудитории, м,
3.Рассчитать площадь Sп1 и объем Vп1, приходящиеся на одного студента
в аудитории:
Sп
Sп1 = ---- ,
n
Vп
Vп1 = ---- ,
n
4. Сделать заключение о соответствии аудитории требованиям НД.
5. Сделать заключение о правильности выбора цветового решения аудитории
6. Внести собственные предложения.