Определение освещенности на рабочем месте

Задание: Исследовать освещенность в учебных помещениях

1 Цель занятия:1.1 изучить приборы и методы определения освещенности в учебном помещении при естественном и искусственном освещении; 1.2 оценить освещенность в учебном помещении в соответствии с санитарными нормами.

2 Литература: Девисилов В.А.

Охрана труда : учебник / В.А.Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 496 с.: ил. – (Профессиональное образование).

3 Подготовка к работе:

3.1 Повторить материал по теме «Освещение»

3.2 Ответить на контрольные вопросы(см. ниже параграф 6)

3.3 Изучить инструкцию люксметра (см. ниже параграф 5) 3.4 Подготовить оборудование: люксметр типа Ю-116 (Ю-117), два хронометра или двое часов с секундной стрелкой, план учебного помещения с указанием расположения светильников, количества и типа ламп

4 Порядок выполнения работы:

4.1 Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями о способах измерения освещенности (п. 2.5)

4.2 Изучить устройство, принцип работы и правила пользования люксметром. Выполнить технический рисунок прибора

4.3 Подготовить протокол измерений

4.4 Выполнить измерения

4.5 По хронометрам (секундомерам) отметить момент времени; через условленное время одна группа студентов измеряет освещенность внутри помещения Ев, другая – наружную Ен

4.6 По формуле (5) подсчитать значение КЕО, ефакт

4.7 По таблице найти величину требуемой по СанПиН етабл с учетом характера зрительной работы

4.8 Используя затемнение, определить на рабочем месте с помощью люксметра Ефакт, с помощью формулы (6) Еврасч , с помощью таблицы Етабл общего искусственного освещения

4.9 Выключить общее освещение, выключить местное освещение и определить на рабочем месте с помощью люксметра и таблицы соответственно Ефакт, и Етабл

4.11 Занести в протокол результаты замеров, расчетов и табличные данные

4.12 Сделать вывод о соблюдении санитарных норм освещенности в учебном помещении.

5 Устройство, принцип работы и правила пользования люксметромДля количественной оценки естественного освещения в помещении используется независимый от времени дня и атмосферных условий коэффициент естественной освещенности (КЕО). Для его определения необходимо предварительно измерить освещенность внутри помещения на рабочем месте Ев и одновременно наружную освещенность Ен. Измерения освещенности Ев проводят в горизонтальной плоскости на уровне высоты стола (0,8 м от пола). Для измерения наружной освещенности Ен должна использоваться горизонтальная площадка, где небосклон не затенен близко стоящими зданиями или деревьями. В случае невозможности точного определения наружной освещенности замеры можно провести снаружи окна в горизонтальной плоскости, при этом показания прибора нужно удвоить, так как вторая половина небосвода закрыта зданием. Для определения фактического коэффициента освещенности Єфакт используется формула:

евфакт =(Евн)-100. (5)

Требуемое значение КЕО етабл согласно СанПиН определяется по таблице с учетом характера зрительной работы, объема различения, типа освещения.

Для оценки искусственного освещения определяют по прибору Евфакт. и с помощью расчетной формулы Еврасч :

где N– число светильников,

n –число ламп в светильнике;

Фi –световой лоток одной лампы, лм (определяется по таблице);

u – коэффициент использования окраски стен и потолков (в среднем 0,35—0,5);

z – поправочный коэффициент светильника (принимается равным 0,75—0,90);

S –площадь освещаемого помещения, м;

6 Контрольные вопросы:

1.Как видит человек? Что такое конвергенция, аккомодация и адаптация?

2.Перечислите основные характеристики освещения и световой среды и единицы их измерения.

3.Какие факторы определяют зрительный комфорт?

4.Какие виды освещения применяются на производстве?

5.Для каких параметров освещения установлены нормативы и от чего зависит нормируемая

величина параметров?

6.Какие искусственные источники света применяются на производстве? Расскажите об их

Достоинствах и недостатках.

7.Что такое светоотдача и цветовая температура источников света?

8.Каковы требования к светильникам и как они выполняются? Что такое защитный угол

Светильника?

9.Как должно быть организовано рабочее место и как расположены светильники для

Обеспечения комфортных зрительных условий?

10.Как влияет цвет на человека и какие цвета используются для различных видов работ?

11.Как осуществляется расчет искусственного освещения?

12.Какими методами осуществляется расчет естественного освещения?


Практическое занятие 5

Классификация, расследование, оформление и учет

несчастных случаев на производстве

1 Цель занятия:

1.1 Изучить методику расследования и учета несчастных случаев.

1.2 Изучить порядок оформления несчастных случаев на производстве.

2 Литература:

2.1 Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: Учебник. - М.: Проспект, 2009.

2.2 Девясилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Форум - Инфра-М, 2003.

3 Подготовка к работе:

3.1 Повторить материал по теме «Правовые, нормативные и организа-ционные основы безопасности труда».

3.2 Ознакомиться с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

3.3 Ответить на вопросы по допуску к работе:

3.3.1 Назовите законодательные акты в области охраны труда.

3.3.2 Дайте определение несчастного случая, профессионального заболе-вания.

3.3.3 Назовите основные причины несчастных случаев на производстве.

4 Задание:

4.1 Рассмотреть несчастный случай, произошедший на производстве, указанный преподавателем.

4.2 Определить порядок расследования рассматриваемого несчастного случая.

4.3 Заполнить акт ф. Н-1.

5 Порядок выполнения работы:

5.1 Изучить описание несчастного случая, произошедшего на производстве.

5.2 Определить, к какому виду несчастных случаев относится рассмат-риваемый случай, используя рисунок 1 (Приложение к практическому занятию 4).

5.3 Изучив Положение о расследовании несчастных случаев на производстве, указать, кто должен его расследовать и что по результатам расследования оформить.

5.4 Ознакомиться с содержанием акта ф. Н-1 и, по возможности, заполнить его.

5.5 Ответить на контрольные вопросы.

6 Содержание отчета:

6.1 Название и цель работы.

6.2 Характеристика рассматриваемого несчастного случая.

6.3 Ответы на контрольные вопросы.

6.4 Заполненный акт ф. Н-1.

7 Контрольные вопросы:

7.1 Дайте определение несчастного случая.

7.2 Какие несчастные случаи подлежат расследованию и учету как несчастные случаи на производстве?

7.3 Кто входит в комиссию по расследованию и учету как несчастного случая на производстве; несчастного случая со смертельным исходом; группового несчастного случая?

7.4 В какие сроки должно быть произведено расследование несчастных случаев?

7.5 Какие документы оформляются при расследовании, в скольких экземплярах, где они хранятся и сколько лет?

7.6 Какие несчастные случаи расследуются, но учету не подлежат?

7.7 Укажите порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью работника.

7.8 Кем рассматриваются разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве?

Практическое занятие 6

Наши рекомендации