Опасности, вредные и травмирующие факторы
Федеральное агентство по образованию
______
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
Приоритетный национальный проект «Образование»
Инновационная образовательная программа
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
С.В. Ефремов
Безопасность
Жизнедеятельности
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета
Федеральное агентство по образованию
______
Санкт-Петербургский
государственный политехнический университет
Приоритетный национальный проект «Образование»
Инновационная образовательная программа
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
С.В. Ефремов
Безопасность
жизнедеятельности
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета
УДК 614.8.085
ББК
М
Рецензенты
заведующая кафедрой БЖД
Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета доктор биологических наук, профессор А. П. Новожилова
Профессор кафедры УЗЧС Санкт-Петербургского государственного политехнического университета
доктор технических наук, профессор В.В. Яковлев.
Ефремов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов. Учеб. Пособие / С.В.Ефремов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 136 с.
Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины безопасность жизнедеятельности.
В учебном пособии рассматриваются основы взаимодействия человека и окружающей среды, влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ, приводятся основы электробезопасности и молниезащиты, электромагнитной, пожарной и взрывной безопасности, защиты от вибраций и шума, анализируются средства коллективной и индивидуальной защиты.
В книге кратко рассмотрены система охраны труда, система охраны окружающей среды и система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, освещены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве.
Табл. 8. Ил. 18. Библиогр.: 15 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
© Ефремов С.В., 2008
Оглавление
Список сокращениЙ…….…………………………………... | |
Введение…………………………………………..…………….. | |
Раздел 1. Человек и среда обитания | |
Глава 1 Основные положения и принципы обеспечения безопасности | |
1.1. Взаимодействие человека и окружающей среды……………. | |
1.2. Комфортность и безопасность среды обитания …………… | |
1.3. Методы защиты………………………………………………… | |
Глава 2 Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности | |
2.1. Формы деятельности человека……………………………… | |
2.2. Эффективность трудовой деятельности……………………… | |
2.3. Системы восприятия человеком состояния внешней среды | |
2.4. Психологические травматогенные факторы | |
Раздел 2. факторы, влияющие на жизнедеятельность | |
Глава 3. Влияние на жизнедеятельность микроклимата, освещенности, шума и вибрации | |
3.1. Система факторов влияющих на жизнедеятельность | |
3.2 Микроклимат и его влияние на жизнедеятельность | |
3.3. Влияние освещенности на жизнедеятельность ………. | |
3.4. Влияние шума на жизнедеятельность …………………….. | |
3.5. Влияние вибрации на жизнедеятельность ……………… | |
Глава 4. Влияние на жизнедеятельность неионизирующих электромагнитных излучений | |
4.1. Неионизирующие электромагнитные излучения……………. | |
4.2. Влияние на деятельность человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиоволн | |
4.3. Влияние на деятельность человека теплового и лазерного излучений | |
Глава 5. Влияние на жизнедеятельность ионизирующих излучений | |
5.1. Виды ионизирующих излучений……………………………… | |
5.2. Активность……………………………………………………… | |
5.3. Дозовые характеристики ионизирующих излучений………... | |
5.4. Связь активности и мощности дозы………………………….. | |
5.5. Фоновое облучение человека…………………………………. | |
5.6. Требования к ограничению облучения………………………. | |
Глава 6. Токсические загрязнения среды обитания | |
6.1. Загрязнение среды обитания токсичными веществами…… | |
6.2. Вредные вещества……………………………………………… | |
6.3. Опасные биологические вещества.…………………… | |
Раздел 3 Гигиена жизнедеятельности | |
Глава 7 Снижение неблагоприятного воздействия микроклимата | |
7.1 Методы снижения неблагоприятного воздействия микроклимата | |
7.2 Вентиляция и кондиционирование…………………………… | |
Глава 8. Защита от шума и вибраций и электромагнитных полей | |
8.1 Защита от вибрации………………………………………….. | |
8.2 Защита от шума……………………………………………….. | |
8.3 Электромагнитная безопасность………………………... | |
8.4 Обеспечение безопасности при работе с компьютером……. | |
Раздел 4. Техника Безопасности | |
Глава 9. Электробезопасность | |
9.1. Электрический ток…………………………………………… | |
9.2. Защита человека от поражения электрическим током…….. | |
9.3. Защита от статического электричества……………………….. | |
9.4. Молниезащита………………………………………………….. | |
Глава 10. Безопасность при взрывах и пожарах | |
10.1. Безопасность работы оборудования под давлением……. | |
10.2. Пожарная и взрывная безопасность………………………… | |
Глава 11. Средства коллективной и индивидуальной защиты | |
11.1. Средства коллективной защиты…………………………… | |
11.2. Средства индивидуальной защиты…………………………... | |
Раздел 5. Система обеспечения безопасности жизнедеятельности И ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ | |
Глава 12 Система обеспечения безопасности жизнедеятельности | |
12.1 Охрана труда | |
12.2 Охрана окружающей среды | |
12.3 Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения | |
Глава 13. Нормативная документация по охране труда в строительстве | |
13.1 Система нормативно-правовых актов по охране труда…………. | |
13.2 Система нормативных документов в строительстве………. | |
13.3 Виды нормативных документов …………………………….. | |
13.4 Разработка и принятие нормативных документов…………. | |
Глава 14. Охрана труда на этапе проектирования | |
14.1. Охрана труда в проектной документации…………………. | |
14.2. Охрана труда при проектировании строительного генерального плана………………………………………………… | |
Глава 15. Охрана труда на этапе строительства | |
15.1. Организация безопасности труда на строительной площадке | |
15.2. Безопасная эксплуатация строительных машин……………. | |
Глава 16. Пожарная безопасность в строительстве | |
16.1. Пожарная безопасность при разработке генеральных планов | |
16.2. Вынужденная эвакуация людей из зданий…………………. | |
Заключение…………………………………………………….. | |
Перечень рисунков и таблиц……………………………... | |
библиографический список………………………………. |
Список сокращений
ПДК | предельно допустимая концентрация вещества в жизненном пространстве. |
ПДУ | предельно допустимый уровень потока энергии. |
СПЖ | сокращение продолжительности жизни |
СИЗ | средства индивидуальной защиты |
КЕО | коэффициент естественной освещенности |
ЭМИ | электромагнитные излучения |
ИК | инфракрасное излучение |
УФИ | ультрафиолетовое излучение |
ЛИ | лазерное излучение |
ЭМП | электромагнитные поля |
ЛЭП | линии электропередач |
СВЧ | сверхвысокая частота |
РТО | радиотехнические объекты |
РЛС | радиолокационные станции |
ИИ | ионизирующие излучения |
ИИИ | источники ионизирующих излучений |
ЕРФ | естественный радиационный фон |
ТИРФ | техногенно измененный радиационный фон |
ПД | пределы доз |
ОХВ | опасное химическое вещество |
КВИО | коэффициент возможности ингаляционного отравления |
ПУЭ | правила устройства электроустановок |
ОВОС | оценка воздействия на окружающую среду |
ПОС | проект организации строительства |
ППР | проект производства работ |
ВВЕДЕНИЕ
«Безопасность жизнедеятельности» является общепрофессиональной дисциплиной, предназначенной для подготовки студента к решению задач по обеспечению техносферной безопасности на производстве. Она формирует знания, умения и навыки необходимые для оценки опасных и вредных производственных факторов, организации на производстве мероприятий по охране труда и окружающей среды, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия персонала и населения. Объектом изучения дисциплины является производственная деятельность. Предметом изучения дисциплины являются техносферная безопасность.
Научными основами дисциплины являются: теория труда, физиология, психология и гигиена труда, физика, химия и экология.
Целями обучения являются: ознакомление с теоретическими и медико-биологическими основами безопасности жизнедеятельности; изучение опасных и вредных факторов влияющих на жизнедеятельность; формирование умений по обеспечению гигиены труда и техники безопасности в производственных условиях; получение первичных навыков по организации безопасности труда на производстве; воспитание чувства высокой личной ответственности за организацию и руководство охраной труда на порученном участке работы.
Толковые словари русского языка рассматривают жизнедеятельность как способность человека к жизненным отправлениям, при этом под отправлениями понимается деятельность организма.
В Учебнике «Безопасность жизнедеятельности» под редакцией профессора Белова С.В. [4] жизнедеятельность определяется как «повседневная деятельность и отдых, способ существования человека».
А есть ли другие способы существования человека? Вероятно, нет. Вероятно, жизнедеятельность единственный способ существования человека. Существует этим способом человек в трех сферах: бытовой, производственной и природной. Кроме сфер жизнедеятельности есть еще и режимы. Основных режимов два – повседневный режим и режим чрезвычайной ситуации.
Во всех этих сферах и режимах на человека действуют позитивные силы и негативные силы. Часто эти силы называют факторами. Способность человека противостоять негативным факторам получило название «безопасность».
Из приведенных посылок можно сделать вывод о том, что дисциплина с названием «Безопасность жизнедеятельности» должна изучать методы, способы, средства и организацию снижения уровня негативных факторов с которыми сталкивается человек при своем существовании в трех сферах и двух режимах.
Предлагаемое пособие разрабатывалось не с целью «объять необъя-тное», а с целью сосредоточить внимание только на четырех аспектах:
взаимодействие человека и среда обитания;
гигиена жизнедеятельности и техника безопасности
понятия и организация охраны труда, охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
основы охраны труда в строительстве.
Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций рассмотрены нами в кратком курсе «Защита населения и территорий в мирное и военное время», а также в учебном пособии «Радиационная, химическая и биологическая защита населения и спасателей».
Безопасность жизнедеятельности при наличии опасных производств и отражение этих вопросов в проектной документации подробно разобраны в двух наших книгах: «Опасные технологии и производства» [13]; «Декларирование опасных производств» [12].
Вопросам экологической безопасности посвящено пособие «Экологическая экспертиза, оценка воздействия на окружающую среду и сертификация» [11].
Библиография на все приведенные источники дана в списке литературы в конце книги.
Но это будет потом, а сейчас Вы открыли книгу, в которой пять разделов.
В первом разделе рассмотрены основы взаимодействия человека и окружающей среды.
Во втором разделе оценено влияние на деятельность человека микроклимата, освещенности, вибрации, шума, электромагнитных излучений, химических и радиоактивных веществ.
В третьем разделе даны основы обеспечения комфортных условий, защиты от вибраций и шума и электромагнитных полей.
В четвертом разделе даны основы электробезопасности и молниезащиты, пожарной и взрывной безопасности, проанализированы средства коллективной и индивидуальной защиты используемые строителями.
Пятый раздел посвящен системам охраны труда, охраны окружающей среды, системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом разделе кратко рассмотрены вопросы, связанные с охраной труда в строительстве.
Учебное пособие написано на основе опыта чтения лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов Инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке учебного пособия к изданию ассистенту кафедры «Безопасность жизнедеятельности» СПбГПУ Румянцевой Нине Вячеславовне.
Раздел 1
Человек и среда обитания
Глава 1.Основные положения и принципы обеспечения безопасности
Взаимодействие человека и окружающей среды. Комфортность и безопасность среды обитания. Методы защиты.
1.1. Взаимодействие человека и окружающей среды
Человек и окружающая его среда (природная, производственная, городская, бытовая и др.) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом действует Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского.
Закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (рис.1.1).
Рис. 1.1. Закон сохранения жизни
Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:
комфортное (оптимальное) состояние;
допустимое состояние;
опасное состояние;
чрезвычайно опасное состояние.
1. Комфортное состояние - все потоки гарантируют сохранение здоровья человека и целостности ОПС.
2. Допустимое состояние - потоки не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности.
3. Опасное состояние - потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды;
4. Чрезвычайно опасное состояние - потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.
Опасности, вредные и травмирующие факторы
Для характеристики негативных результатов введено понятие «опасность».
Опасность – свойство объекта, выраженное в его способности причинить ущерб себе и другим объектам.
В результате реализации опасности формируются два типа негативных факторов – вредные и травмирующие факторы.
Вредный фактор – негативное воздействие на человека, которое приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.
Травмирующий фактор (опасный –по ГОСТу)– негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или гибели.
Безопасность – состояние объекта, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает максимально допустимых значений.
Обеспечение безопасности при воздействии вредных факторов носит название «Производственная санитария».
Обеспечение безопасности при воздействии травмирующих факторов носит название «Техника безопасности».
1.2. Комфортность и безопасность среды обитания
Наилучшие показатели работоспособности и отдыха достигаются при комфортном состоянии среды обитания и при рациональных режимах труда и отдыха (эргономика).
Комфорт — оптимальное сочетание параметров микроклимата и уюта в зонах деятельности и отдыха человека.
Конкретные значения ПДК и ПДУ устанавливаются нормативными актами Государственной системы санитарно-эпидемиологического нормирования РФ.