Вопрос13. Общие требования техники безопасности при ТО и ремонте автомобилей.

Все проверки, техническое обслуживание и ремонт прово­дятся только на неподвижно стоящем транспортном средстве. Для этого необходимо провести подготовительные операции, исключающие самопроизвольное движение транспорта: устано­вить автомобиль, поставить рычаг переключения передач (изби­ратель скорости для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, подложить упоры (башмаки) под колеса ведущих мостов.

При техническом обслуживании и ремонте автомобилей не­обходимо соблюдать требования соответствующих государствен­ных стандартов, Санитарных правил организации технологиче­ских процессов и гигиенических требований к производственно­му оборудованию, Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Пра­вил технической эксплуатации подвижного состава автомобиль­ного транспорта, Правил по охране труда на автомобильном транспорте и Правил пожарной безопасности для предприятия автомобильного транспорта общего пользования РФ.

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей должны проводиться в специально отведенных для этого местах (на по­стах), оснащенных необходимыми для выполнения работ уст­ройствами, подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем. Автомобили, направляемые на посты технического обслуживания или ремонта, должны быть очищены от грязи, снега, льда и вымыты.

Автомобиль, установленный на напольный пост техническо­го обслуживания или ремонта, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормо­зить стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче. На автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигате­лями — перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомоби­ля необходимо вывесить предупредительную табличку с надпи­сью «Двигатель не пускать. Работают люди».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на механизм управления подъемником необходимо вывесить предупредитель­ную табличку с надписью «Не трогать! Под автомобилем работа­ют люди».

В рабочем положении плунжер подъемника должен быть на­дежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроиз­вольное опускание подъемника.

В помещениях технического обслуживания с поточным дви­жением автомобилей должны быть световая и звуковая сигнали­зация, предупреждающая работающих на линии обслуживания о моменте начала движения автомобиля с поста на пост, кроме того, на каждом посту должны быть установлены сигналы ава­рийной остановки.

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля допускают­ся при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом технического обслуживания или ремонта.

При работах, связанных с провертыванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выклю­чение зажигания для автомобилей с бензиновыми двигателями или перекрытие подачи топлива для автомобилей с дизельными двигателями, поставить рычаг переключения передач в ней­тральное положение и освободить рычаг ручного тормоза. После выполнения необходимых работ следует затянуть ручной тормоз и вновь включить низшую передачу.

Снимать с автомобиля детали и агрегаты, заполненные жид­костями, следует только после полного удаления (слива) этих жидкостей. Если снятие агрегатов и деталей связано с большим физическим напряжением, создает неудобства в работе, надо применять приспособления (съемники). Агрегаты массой более 20 кг (двигатели, коробки передач, задние и передние мосты) снимать, транспортировать и устанавливать необходимо с помо­щью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных при­способлениями (захватами), обеспечивающими полную безопас­ность работ. Запрещается: поднимать грузы массой, большей, чем допускается для данного подъемного механизма; снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при заматывании их тросом и канатами без специальных захватов. Снимать и уста­навливать рессоры следует после разгрузки их от массы автомо­биля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

При работе с высоко расположенными агрегатами (деталя­ми) автомобиля следует применять устойчивые подставки или стремянки, обеспечивающие безопасность работ в соответствии с требованием государственного стандарта.

Работники, выполняющие работы лежа под автомобилем, должны быть обеспечены лежаками. Работать без лежаков на полу и земле запрещается.

Запрещается:

• поднимать автомобиль за буксирные крюки;

• работать и находиться под автомобилем, приподнятым
домкратом без установки специальных страхующих под­
ставок (козелков);

• работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала без
упора;

• ставить на упоры поднятый груженый кузов автомоби­ля-самосвала.

При ремонте днища кузова легкового автомобиля на пово­ротном стенде автомобиль надежно укрепляют, топливо из топ­ливных баков и воду из системы охлаждения сливают, плотно закрывают маслоналивную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею. При необходимости продувки системы питания следует пользоваться воздушным насосом, присоеди­ненным к системе раздачи сжатого воздуха, снабженного влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 мПа. Тормозную систему автомобиля не­обходимо испытывать на стенде. Допускаются испытания на специальной площадке. При этом ее размеры должны быть та­кими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов.

В полевых условиях при подъеме и установке автомобиля на домкрат последний следует устанавливать только на твердый грунт. В случае необходимости установки домкрата на рыхлой вязкой почве под него следует прокладывать специальные доски, обеспечивающие его устойчивое положение.

Наши рекомендации