Тема. Основы асептики и антисептики

Цель: освоить методы и способы подготовки животного к операции, обработки операционного поля, стерилизации инструментов, шовного и перевязочного материалов, способы подготовки и обработки рук перед операцией.

Задания

1. Дать определение асептике и антисептике.

2. Составить классификацию видов антисептики.

3. Составить схему путей распространения инфекции в организме

4. Начертить рисунок, отражающий последовательность и особенность обработки операционного поля:

– при асептической операции;

– при вскрытии гнойного очага.

5. Составить таблицу фармакологических средств, используемых для обработки рук хирурга, с указанием концентрации раствора и режима обработки.

6. Составить классификацию способов обработки рук и их сущность.

7. Составить таблицу способов обработки шовного материала (шелк, синтетические нитки, кетгут, конский волос, металлическая проволока, штифты) и их сущность.

При защите задания студент должен знать:

– что такое хирургическая (раневая) инфекция и какие микроорганизмы относятся к ней?

– источники и пути проникновения микроорганизмов в операционную рану;

– дать определение асептике и антисептике;

– способы стерилизации инструментов, шовного и перевязочного материала, хирургического белья, обработки рук перед операцией, подготовку животного к операции и операционного поля.

– студент должен уметь:

– зафиксировать животное;

– подготовить операционное поле;

– подготовить и обработать руки перед операцией разными способами;

– стерилизовать инструменты, шовный и перевязочный материал, хирургическое белье различными способами.

Ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятию «экзогенный и эндогенный путь инфицирования операционной раны»;

– клинические признаки хирургической инфекции;

– заслуга И.В. Буяльского, Н.И. Пирогова, Л. Пастера, Д. Листера в развитии учения об антисептике; Е. Бергмана, К. Шиммельбуша, М.С. Субботина в развитии учения об асептике;

– в чем заключается антисептико-асептический метод профилактики хирургической инфекции в современном представлении?

– в чем заключается подготовка животного к операции?

– из каких четырех последовательных действий состоит подготовка и обработка операционного поля?

– в чем заключается подготовка и обработка рук по способу Альфельда, Спасокукоцкого-Кочергина, Оливкова?

– в чем заключается обработка рук (концентрация раствора, режим обработки, экспозиция) диоцидом, дегмином, дегмицидом, церигелем, йодонатом, аятином?

– методы стерилизации инструментов;

– сущность стерилизации инструментов кипячением;

– отличие стерилизации шприцов от стерилизации инструментов; стерилизация резиновых перчаток, катетеров;

– в чем заключается стерилизация шелка, лавсана, кетгута, хлопчатобумажных ниток, металлического штифта?

– способы стерилизации перевязочного материала и белья; – кому разрешается работать с автоклавом?

ЗАДАНИЕ № 4

Тема. Инъекции и пункции и кровопускание

Цель: овладеть методикой внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутрисосудистых (-венных, -артериальных, -аортальных), внутриполостных (Интраплевральных, -абдоминальных, -суставных) инъекций и пункций.

Задания

1. Начертить рисунок к технике введения лекарственных средств в яремную вену:

– поперечный разрез вентральной области шеи крупного рогатого скота на уровне третьего позвонка;

– пункция яремной вены у крупного рогатого скота и лошади (положение иглы, шприца при вливании, после инъекции).

2. Изобразить на рисунке места вкола и направления иглы:

– при внутримышечных инъекциях у свиньи;

– при внутривенных вливаниях у собак, свиней;

– при внутрибрюшинных введениях у собак, свиней, мелкого и крупною рогатого скота;

– при внутриаортальном и -артериальном (средняя маточная, наружная и внутренняя подвздошная артерия) введении у крупного рогатого скота.

3. Указать места пункций кровеносных для отбора крови у лошадей, крупного, мелкого рогатого скота, свиней, собак, кошек, пушных зверей, лабораторных животных и птицы.

При защите задания студент должен знать:

– анатомические данные о строении кожи, мышц, кровеносных сосудов, брюшной стенки;

– топографическую анатомию вен ушной раковины, яремной вены у крупных животных, вен конечностей у кошек и собак, брюшной аорты у крупного рогатого скота;

– виды инъекций;

– анатомо-физиологическое обоснование введения лекарственных растворов в брюшную полость.

Студент должен уметь:

– определять место, направление и глубину введения иглы, а также осуществлять внутрикожную, подкожную, внутримышечную, внутривенную, внутриартериальную, внутрисиновиальную инъекцию и введение раствора в брюшную полость у разных видов животных.

Ответить на следующие вопросы:

– что такое инъекция и вливание?

– какие правила асептики и антисептики необходимо соблюдать при различных инъекциях лекарственных растворов?

– перечислить инструментарий, необходимый для различных вливаний;

– место вкола, положение иглы при пункции яремной вены у крупных животных, ушных вен у свиней, вен конечностей у собак;

– положение иглы при пункции яремной вены у крупных животных и вены сафена у собак, брюшной аорты, средней маточной, наружной и внутренней подвздошной артерии у крупного рогатого скота;

– на чем основано введение лекарственных растворов в брюшную и грудную полости?

– преимущества внутрисосудистых и внутриполостных вливаний;

– возможные осложнения при внутримышечных, внутривенных, внутриаортальных, внутриартериальных и внутриполостных инъекциях и их профилактика.

ЗАДАНИЕ № 5

Наши рекомендации