Условия реализации программы дисциплины
Областное государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Технологический техникум в с. Большое Нагаткино
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
специальность 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
среднее профессиональное образование базовой подготовки
с. Большое Нагаткино
2011.г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана трударазработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
РЕКОМЕНДОВАНА | УТВЕРЖДАЮ | ||
на заседании ЦМК по дисциплинам технического профиля Председатель ЦМК А.В.Можаев
Протокол заседания ЦМК №_______ от «__»________20___г. | Заместитель директора по учебной работе ОГОУ СПО технологического техникума в с. Большое Нагаткино О.Ю. Мынина
«__»________20___г. |
Автор-разработчик:
Еливанов Ю. И., преподаватель
Ф.И.О., должность |
Рецензент:
Ф.И.О., должность |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Охрана труда
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Охрана трудаявляется частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Программа учебной дисциплины является единой для специальностей среднего профессионального образования технического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 11620 Газосварщик, 8511 Слесарь по ремонту автомобилей, 18552 Слесарь по топливной аппаратуре, 19203 Тракторист, 19906 Электросварщик ручной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в профессиональный цикл в раздел общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов;
-обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности;
-анализировать травмоопасные и вредные факторы в профессиональной деятельности;
-использовать экобиозащитную технику;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия и термины безопасности труда;
- классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды;
- действие негативных факторов на человека и их нормирование;
- источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;
- методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов:
· физических (вибрации, шума, инфра и ультразвука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия);
· химических и биологических;
· факторов комплексного характер
- воздействие негативных факторов на человека;
- правовые, нормативные, организационные основы охраны труда в организации
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;
лабораторные и практические занятия 18 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 2 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 |
в том числе: | |
заполнение таблиц | 3,5 |
составление схем | 1,5 |
подготовка сообщения | 14 |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08«Охрана труда»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||
Раздел 1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды | ||||||
Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||
- основные стадии идентификации негативных производственных факторов; - классификацию опасных и вредных производственных факторов; - наиболее типичные источники опасных и вредных производственных факторов различного вида на производстве; - наиболее опасные и вредные виды работы | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Заполнить таблицу по опасным и вредным производственным факторам | 1,5 | |||||
Тема 1.2.Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Другие источники и причины механического травмирования, подъемно-транспортное оборудование. Физические негативные факторы: Виброаккустические колебания, электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения, электрический ток. Химические негативные факторы (вредные вещества) - их классификация и нормирование. Опасные факторы комплексного характера пожаро - взрывоопасность основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещении и здании по степени взрывопожарной опасности; герметичные системы находящиеся под давлением - классификация герметичных систем, опасности, возникающие при нарушении герметичности; статическое электричество | 2 | |||||
Практическое занятие №1 | 2 | |||||
1. Изучение приёмов и средств защиты от опасных механических факторов | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составить схему «Опасные факторы комплексного характера» | 1.5 | |||||
Раздел 2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов | ||||||
Тема 2.1.Защита человека от физических негативных факторов | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Защита от вибрации, шума, инфра и ультразвука. Защита от электромагнитных излучений, защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, инфракрасного (теплового) излучения и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности | 2 | |||||
Практическое занятие №2 | 2 | |||||
Применение методов и средств защиты от физических негативных факторов | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Защита от радиации | 1,5 | |||||
Тема 2.2.Защита человека от химических и биологических негативных факторов. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов. | 2 | |||||
Практическое занятие №3 Применение методов и средств защиты от химических и биологических негативных факторов | 2 | |||||
3 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Защита человека от биологических факторов | 1.5 | |||||
Тема 2.3.Защита человека от опасности механического травмирования | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Методы и средства защиты при работе с технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства - оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др.; обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом; обеспечение безопасности подъемно - транспортного оборудования. | 2 | |||||
Практическое занятие №4 | 2 | |||||
Расчёт защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000 вольт | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Обеспечение безопасности при выполнении работ с ручным инструментом | 1.5 | |||||
Тема 2.4.Защита человека от опасных факторов комплексного характера | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Пожарная защита на производственных объектах: пассивные и активные меры защиты, методы тушения пожара, огнетушащие вещества и особенности их применения. Методы защиты от статического электричества; молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: предохранительные устройства, контрольно -измерительные приборы, регистрация, техническое освидетельствование и испытание сосудов и емкостей. | 2 | |||||
Практическое занятие №5 | 2 | |||||
Применение методов и средств защиты от пожара на производственных объектах | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Методы и средства защиты от статического электричества | 1,5 | |||||
Раздел 3Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности | ||||||
Тема 3.1.Микроклимат помещений | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях | 2 | |||||
Лабораторная работа №1 | 2 | |||||
1. Определение параметров микроклимата на рабочем месте. | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Гигиеническое нормирование параметров микроклимата | 1.5 | |||||
Тема 3.2.Освещение | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Характеристика освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий. Расчет освещения. | 2 | |||||
Практическое занятие №6 | 2 | |||||
Расчёт общего освещения | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Методы для регулирования светового потока в осветительной арматуре | 1.5 | |||||
Раздел 4 Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда | 3,5 | |||||
Тема 4.1.Психофизиологические основы безопасности труда. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности: виды трудовой деятельности, классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса, классификация условий труда по факторам производственной среды. Основные психические причины травматизма. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Основные психические причины травматизма. | 1.5 | |||||
Тема 4.2. Эргономические основы безопасности труда | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Антропометрические, сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований. | 2 | |||||
Раздел 5 Управление безопасностью труда | 9,5 | |||||
Тема 5.1.Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Правовые и нормативные основы безопасности труда: Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ », трудовой кодекс, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. Структура системы стандартов безопасности труда Госстандарта России. Организационные основы безопасности труда, органы управления безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда; аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве, анализ травматизма; ответственность за нарушение требований по безопасности труда | 2 | |||||
Практические занятия №7,8 | 4 | |||||
7. Оформление журналов для инструктажей по технике безопасности. 8. Классификация, расследование, оформление и учёт несчастных случаев | 3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составить таблицу «Виды нормативно-правовых актов в области охраны труда» | 2 | |||||
Тема 5.2.Экономические механизмы управления безопасностью труда. | Содержание учебного материала | 1 | ||||
Социально - экономическое значение, экономический механизм и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Экономический эффект и экономическая эффективность мероприятий по обеспечению требований охраны и улучшению условий труда. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение по теме: Экономические последствия (ущерб) от производственного травматизма и профессиональных заболеваний | 1.5 | |||||
Раздел 6 Первая помощь пострадавшим | ||||||
Тема 6.1. Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приёмы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||
Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовить сообщение оп теме: Основные приёмы оказания первой помощи пострадавшим на производстве | 2 | |||||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 57 | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 38 | |||||
в том числе: | ||||||
лабораторные занятия | 2 | |||||
практические занятия | 16 | |||||
контрольные работы | 0 | |||||
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | ||||||
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 19 | |||||
условия реализации программы дисциплины