Безопасность при эксплуатации компрессорных установок
Безопасность эксплуатации компрессорных установок достигается тщательной регламентацией применяемых смазочных материалов, применением систем охлаждения и очистки. Смазка механизмов (кроме рабочих цилиндров) осуществляется обычными смазками. При этом должна быть исключена возможность проникновения смазки, из картерного пространства в цилиндры, и газов, которые сжимаются, в картерное пространство. Перед пуском компрессоров проверяют наличие смазки. При высоких давлениях используют термически стойкие, хорошо очищенные смазки, способные противостоять окислительному воздействию горячего воздуха.
Смазка цилиндров воздушных компрессоров лимитируется: 1 г смазки на каждые 400 мм* смазываемой поверхности горизонтальных и 500 мм2 — вертикальных компрессоров. Нормативный расход смазочных материаллов составляет:
120л DSn
М =■ 400...500 ' где D — диаметр цилиндра, м; S — ход поршня, м; п — скорость вращения, об./мин. |
(з.і;
Поскольку наличие масла в кислородных компрессорах недопустима, то для их смазки используют дистиллированную воду с добавлением глицерина или применяют самосмазывающие втулки и поршневые кольца по графиту. Можно также применять взрывобезопасные графитовые смазки и фтороорганические синтетические смазки. Для надежной защиты кислородных компрессоров от попадания масла между ползуном и цилиндрами устраивают буферные коробки (предсальники) с маслосъемными кольцами. Поршни оснащают специальными уплотнениями, фибровыми манжетами и смазывают водой с глицерином.
В компрессорах для сжатия ацетилена безопасность достигается медленным ходом поршня (не более 0,7 — 0,9 м/с) и надежным охлаждением. Благодаря этому температура на лини,: нагнетания не будет превышать 50 °С. С целью предупреждения опасности образования нагара и окисления в азотных, водородных, азотно-водородных компрессорах применяются легкие цилиндровые смазки, а при высоких давлениях — тяжелые цилиндровые. Для смазки цилиндров хлорных компрессоров используется серная кислота (моногидрат).
Системы охлаждения компрессоров разделяются на водяные и воздушные. Воздушное охлаждение используется в компрессорах низкого давления малой производительности, а также в компрессорах холодильных установок. Водяное охлаждение используется в компрессорах высокого давления. Системы водяного охлаждения включаются до пуска компрессора. При превышении температуры воды выше допустимой срабатывает сигнализация, а блокировка отключает компрессор.
С целью предупреждения гидравлических ударов предусмотрено отведение конденсата жидкости из холодильника и контроль относительной влажности воздуха, который засасывается в компрессор (не выше 60%). Во избежание искрообразования вследствие возникновения разрядов статического электричества компрессоры заземляют. Предупреждение местных перегревов и сопровождающих их взрывов, что их сопровождают, достигается периодической очисткой от нагара внутренних частей компрессора 2—3% раствором сульфатного или мыльного раствора.
Для устранения подсасывания воздуха в компрессорах, которые работают на газах, способных образовывать при соединении с ним взрывоопасные смеси (ацетилен, водород и тому подобное), на всасывающих линиях поддерживают небольшое избыточное давление. Все подвижные части компрессора должны быть ограждены. Воздуп'':-«
15*
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
Раздел 3
компрессорные установки производительностью более 20 м:!/мин. должны располагаться в отдельных или пристроенных помещениях высотой не менее 4 м, выполненных из огнеупорных материалов с легкосбрасываемым перекрытием. Аккумуляторы и рессиверы необходимо располагать вне производственных помещений.