Подготовительный период строительства

Способы погрузки и доставки элементов к месту строительства.

С парка хранения погрузка анкерных плит, облицовочных плит и подкрановых балок осуществляется козловым краном грузоподъемностью 16т на грузовой автотранспорт соответсвующей грузоподъемности.

Выбор способа погрузки и доставки элементов к месту строительства определяется, главным образом, естественными условиями района строительства и погрузки, сроками строительства, технико-экономическим расчетом, массой элементов и их габаритами.

Шпунт типа AZ-44, анкерные тяги и сваи могут перевозиться транспортом всех видов в соответствии с правилами перевозок, действующими на транспорте конкретного вида.

В пределах акватории шпунт типа AZ-44, анкерные сваи и тяги следует транспортировать на палубных баржах, понтонах, имеющих необходимую плавучесть и остойчивость, проверенных расчетом на восприятие сосредоточенных нагрузок от массы шпунта. Разрешается транспортировка шпунта на палубе плавкранов на расстояние до 4 км по защищенной от волнения акватории.

Транспортирование и хранение шпунта типа AZ-44, анкерных тяг и свай в части воздействия климатических факторов внешней среды должно соответствовать требованиям ГОСТ 15150-69. Допускается хранение шпунта, анкерных свай и тяг на открытом воздухе.

Шпунт типа AZ-44 допускается хранить в штабелях, высота которых исключает остаточные деформации конструкций.

При хранении, погрузке, транспортировке и разгрузке шпунта типа AZ-44, анкерных тяг и свай должны применяться подкладки и строповочные устройства, исключающие остаточные деформации и повреждения замков и обеспечивающие сохранность их формы.

При хранении шпунта, анкерных тяг и свай должна быть обеспечена хорошая видимость маркировки конструкции. По желанию заказчика могут быть нанесены следующие типы маркировки:

- цветные маркировки в голове каждой шпунтины, определяющие профиль, длину и марку стали;

- наклейки, содержащие название заказчика, место назначения, номер заказа, тип и длину профиля.

Размеры проходов и проездов в месте хранения конструкций между штабелями или отдельными конструкциями должны соответствовать требованиям строительных норм.

Способы подачи бетона, технология бетонирования, уход за бетоном.

При транспортировании бетонной смеси нельзя допускать расслаивание бетона, вытекания раствора и уменьшения подвижности (осадки конуса) более чем на 20%. Время транспортировки не должно превышать 20-30 минут. Из самосвалов и думперов бетонную смесь выгружают в бадью, которая с помощью крана доставляется к месту укладки и разгружается. Спуск бетонной смеси производится: до 2м – свободным сбрасыванием, от2 до 10 м – по звеньевым круглым хоботам, свыше 10м – по звеньевым хоботам, снабженными гасителями скорости падающего бетона.

Скорость подачи бетонной смеси в блок должна быть такой, чтобы свежая смесь укладывалась на ранее уплотненный слой бетона до начала в нем процесса схватывания.

Применяют два способа укладки бетонной смеси:

- послойный – горизонтальными слоями;

- ступенчатый - длинными блоками.

По-первому способу рабочие слои укладывают по всей площадке блока, причем последующий слой начинают укладывать по окончанию предыдущего; по второму – укладку смеси ведут сразу несколькими рабочими слоями с образованием промежуточных площадок и ступенек, при этом длина блока не ограничивается и принимается обычно равной ширине сооружения.

Бетонную смесь уплотняют с помощью вибраторов. Толщина слоя бетонирования назначается в зависимости от длины рабочей части внутреннего вибратора. Вибрирование продолжается до прекращения оседания бетонной смеси и появления цементного раствора на ее поверхности. При вибрировании нельзя допускать соприкосновение вибратора с арматурой.

Шаг перестановки внутренних вибраторов не должен превышать полуторного радиуса их действия, а шаг поверхностных вибраторов должен обеспечивать перекрытие на 10-20 см провибрированного участка.

Толщина укладываемого слоя бетона не должна превышать при внутреннем вибрировании 1,25 длины рабочей части вибратора.

Свежеуложенный бетон требует тщательного ухода, заключающегося в поддержании его во влажном состоянии путем периодических поливок, и в предохранении защитными покрытиями в летнее время от воздействия солнечных лучей, а в зимнее – от мороза.

Поливку производят водой из брандсбойстов с наконечниками для разбрызгивания струи или путем устройства дождевой установки.

В летних условиях длительность поливки должна продолжаться 2-3 недели; в жарком климате этот срок уменьшается в 1,5 раза.

Этапы возведения сооружения

Разбивочные работы.

Точность выполнения геодезических работ зависит от наличия надежной геодезической плановой и высотной основы, выполненной при исследовательских работах.

Для выполнения разбивки должна быть создана строительная сетка 100*100м и через 1км устраивается стационарный знак.

К началу строительства заказчик по акту передает строительной организации генеральный разбивочный план сооружения с нанесенными пунктами плановой и высотной опорной сети - базисными, магистральными и осевыми линиями сооружений с координатами их начала и конца, а также координатами высотных реперов.

Строительная организация выполняет своими силами разбивки и упрочение основных линий сооружения, которое сводится; при необходимости разбивки и упрочение осевых линий конструкции; привязку, вынесение и расстановку дополнительных реперов; надзоры за колебаниями уровня воды; геодезический контроль во время строительства; надзоры за деформациями конструкций в процессе их возведение; разбивка временных зданий, сооружений, дорог и других коммуникаций; натурные съемки для получения исполнительной документации.

Проводится плановая съемка дна сооружения и планово-высотная съемка откосов котлована.

Обследование дна.

Водолазные обследования проводятся с целью: поиска подвод­ных препятствий и затонувших предметов, мешающих нормальной и безопасной эксплуатации флота, производству дноуглубительных работ, строительству или ремонту оснований сооружений; опреде­ления характеристики грунта и состояния дна акватории, откосов и дна канала до и после черпания, взрывных и других работ; определения границ планового расположения котлованов и траншей; состояния дна и откосов подводного котлована под строящееся сооружение; получения необходимых данных о состоянии сооружения в процессе строительства, эксплуатации или ремонта; получения исходных данных для проектирования строительства или ремонта сооружений.

Водолазное обследование осуществляется по заранее составленной программе, в которой указываются: цель обследования; перечень участков акватории, сооружения, устройства или их части и конструктивные элементы, подлежащие осмотру; основные задачи и требования, предъявляемые к обследованию и материалам, получаемым в результате обследования; очередность и сроки выполнения программы.

Обследования должны выполнять опытные водолазы, хорошо знакомые с конструкциями сооружений и методами работы. Перед началом работы личный состав водолазной станции обязан изучить программу обследования, техническую документацию на объект обследования (схемы, планы и т. п.), измерить глубины, скорость и направление течения, а также ознакомиться с гидрометеорологиче­ским режимом в районе обследования и, при наличии приливно-отливных течений, составить график их цикличности.

Руководитель водолазного обследования должен вести рабочий журнал, в котором последовательно отмечаются результаты всех обследований и контрольных наблюдений (Проверок) в процессе их выполнения и по окончании работ.

Результаты обследований фиксируются также на чертежах, схе­мах, а в необходимых случаях на кадрах фото-, теле- или киносъем­ки и подтверждаются специальным актом, который подписывают руководитель работ и личный состав водолазной станции, производившей обследование.

В зависимости от цели обследования, местных гидрологических условий и объема работ в программе обследования дна акватории назначается способ выполнения работ. Обследование дна акватории производиться круговым способом с водолазного бота ВРД с компрессором.

При круговом способе обследования небольших площадей с водолазного бота на дно акватории опускается груз (балластина). К нему крепится ходовой проводник (конец), обычно кап­роновый, длиной 15—20л(, предварительно размеченный мусингами (узлами). Расстояние между мусингами равняется двум радиусам видимости водолаза под водой. Радиус видимости определяется с помощью шара диаметром 30 см, окрашенного в белый цвет. Максимальное расстояние, с которого водолаз отчетливо видит белый шар, опущенный в воду, считается радиусом видимости.

Водолаз держится за ходовой проводник и обходит по кругу небольшую площадь, осматривая поверхность дна справа и слева от себя, и протравливает дно ходовым проводником. Пройдя круг, водолаз переходит к следующему мусингу и движется в обратном направлении по большему кругу. Водолаз осматривает таким образом площадь круга радиусом, равным длине ходового проводника. По окончании обследования участка водолазный бот перемещается на другой. Каждый последующий участок обследования должен перекрывать часть площади смежного с ним, уже обследованного участка, что обеспечивает сплошной (без пропусков) осмотр дна акватории в заданных границах, обозначенных плавучими буями.

Круговой способ обследования позволяет водолазу свободно перемещаться по грунту и поддерживать непрерывную связь с водолазным ботом. Обнаружив затонувший предмет (препятствие), водолаз немедленно сообщает об этом по телефону и закрепляет в месте нахождения предмета пронумерованную веху или буй. Водолаз, находящийся у телефона на палубе бота, по получении сообщения записывает в журнал характеристику предмета (препятствия), номер установленной вехи и наносит на план-схему положение предмета, с привязкой его координат к неподвижным знакам или точкам. Координаты и габариты предметов определяют при помощи футштока, мерной рейки и других приспособлений.

Дноуглубительные работы.

Для дноуглубительных работ использовалась техника - самоотвозной трюмно-рефулерный землесос (ёмкостью трюма 5500 метров кубических). Данные суда вели разработку грунтов I-IV групп по трудности разработки. Для разработки грунтов V-VI категории был задействован гидравлический штанговый экскаватор «МП- 26», выполняли работы в диапазоне глубин до 19 метров.

Подсчет объемов дноуглубительных работ выполняется по результатам промеров глубин и нивелирования сухого берега до начала дноуглубительных работ и после их окончания.

До начала дноуглубительных работ промерная партия производит разбивку котлована на поперечники и выполняет промеры глубин.

Для дноуглубительных работ под гидротехнические сооружения поперечники разбивают через 10 м. Промеры выполняются со специальных промерных ботов при помощи мерного троса лотом или футштоком с промерного понтона. Промеры могут выполняться при волнении на акватории не свыше 2 баллов и с точностью до 10 см. На больших участках промеры можно выполнять эхолотом с самозаписывающим устройством.

Объем дноуглубительных работ под гидротехнические сооружения определяется на основании плана участка дноуглубления, на котором нанесена разность глубин в каждой промерной точке. При подсчете выполненных дноуглубительных работ учитывается вся кубатура разработанного грунта, в пределах проектных габаритов, с учетом допусков на перебор грунта в соответствии с ТУ.

Недоборы грунта на выемках под гидротехнические сооружения не допускаются. При переборе, превышающем допуски, засыпка грунтом производится подразделениями технического флота, допустившего перебор.

Дноуглубительные работы осуществляются специальными плавучими дноуглубительными снарядами. До прихода каравана на место работ участок, подлежащий дноуглублению, обставляется створными знаками, вехами и полувехами, производится обследование дна и удаление предметов, которые могут повредить снаряд. При подходе снаряда к месту работы ход его уменьшается и отдается сначала задний концевой якорь, а затем передний становой и боковые якоря. Места установки якорей обозначаются прикрепленными к ним буйперами. По мере продвижения снаряда вперед производится перекладка якорей. Перемещение грунта в подводные отвалы осуществляется шаландами с открывающимися днищами или с глухим днищем, а также шаландоразгружателями или рефулерными шаландами.

Дноуглубительные снаряды не могут обеспечить совершенно ровной поверхности дна, поэтому в целях недопущения недоборов против заданных глубин приходиться выбирать грунт с некоторым переуглублением – «запасом на неровности». Величина эта зависит от типа снаряда, разрабатываемого грунта, местных условий.

Погружение шпунта.

Перед погружением шпунта каждую шпунтину очищают от окалины и ржавчины, проверяют правильность формы, прямолинейность замков, наносят антикоррозийное покрытие, готовят к погружению в зависимости от конструкции наголовника и погружаемого агрегата, при необходимости производят сращивание шпунта сваркой и каждую шпунтину маркируют. Затем устраивают подходы и причалы для плавучих средств. Разбивку осей шпунта производят с закреплением их необходимыми знаками на берегу или с помощью специальных каркасов и буев на воде.

Для обеспечения сохранности антикоррозийного покрытия каждую шпунтовую сваю при погружении надлежит оснащать переставными обрезиненными роликами. Шпунтовые сваи, как правило, погружают захватками. Длина захватки зависит от производительности оборудования и гидрологических условий на площадке строительства и определяется в проектной документации.

При погружении первой шпунтовой и анкерной сваи необходимо особое внимание уделять соблюдению вертикальности или заданного наклона. Правильность забивки шпунтовой и анкерной сваи контролируют в двух плоскостях и в последующем контроль повторяют не реже, чем через каждую вторую шпунтину или анкерную сваю.

При наличии слабых грунтов в грунтовом массиве и в основании шпунтовой стенки возможен уход ранее погруженной шпунтовой сваи ниже проектной отметки. Для предотвращения этого явления шпунтины, погруженные до проектных отметок, рекомендуется объединять с помощью сварки.

Более мощное оборудование для забивки шпунта или дополнительные средства, например, подмыв, следует применять, если шпунтина не достигает проектной отметки. При этом предпочтение следует отдавать молоту с более тяжелой ударной частью.

При погружении шпунта и анкерной сваи вибропогружателем необходимо обеспечить жесткую и постоянную связь шпунтины и вибромашины.

В процессе вибропогружения шпунта следует осуществлять контроль за положением каната и крюка крана, на котором подвешен вибропогружатель.

При работе с вибропогружателем, оснащенным амортизатором, скорость спуска крюка крана должна исключать зависание вибромашины.

При работе с вибропогружателем без амортизатора скорость спуска крана не должна являться причиной торможения погружения шпунтовой сваи.

При погружении шпунтовых свай вибропогружателем, снабженным амортизатором, недопогружение шпунтин может быть устранено путем одно-двукратного подъема шпунтины на 0,5-1 м и последующего погружения.

Если недопогружение вызвано встречей шпунта с препятствием процесс погружения следует прекратить и решать вопрос совместно с представителем проектной организации.

При производстве работ по погружению шпунтовых свай и забивке анкерных свай следует вести журнал погружения шпунтовых и анкерных свай. По данным журнала составляется сводная ведомость погружения шпунта. К журналу следует прилагать плановые и профильные схемы проектного и фактического положения шпунтовой стены и анкерных свай.

Срезку шпунтовых свай допускается проводить только с разрешения представителя авторского надзора и (или) заказчика, о чем в журнале производства работ должна быть произведена соответствующая запись.

Забивку шпунтовых свай и анкерных свай молотами и их погружение вибропогружателями следует производить с применением специальных наголовников в виде распределительных плит, снабженных в верхней части кольцевой обоймой для размещения в ней амортизатора, а в нижней части - системой выступов для фиксации головы шпунтовой сван и определения положения относительно молота.

Наголовник предназначен для равномерного перераспределения нагрузки на шпунтовую сваю при ударе молота и для смягчения ударного импульса.

Плановые размеры плиты наголовника и ее нижняя поверхность должны обеспечивать плотный контакт с торцовой поверхностью шпунта по всей площади.

Амортизатор изготавливают из цельного бруска ствола дерева, из резины или набирают по высоте из отдельных элементов квадратного сечения.

Ориентировочный срок службы амортизатора из твердых пород древесины - до 8000 ударов, и до 5000 ударов при его выполнении из сосны.

Минимальный отказ шпунтовой и анкерной сваи при забивке должен составлять 0,2 см, но не менее приведенного в паспорте фирмы-изготовителя молота и в инструкции по его эксплуатации.

Подмыв облегчает условия погружения шпунтовых и анкерных свай до проектных отметок. Этот метод допускается к применению на площадке строительства, если расстояние между шпунтовой стенкой и существующими сооружениями составляет не менее двукратной глубины погружения шпунтовых свай.

Применение подмыва наиболее эффективно в сочетании с вибропогружением шпунтовых свай. Параметры подмыва следует определять на основе соответствующих гидравлических расчетов с учетом скорости размыва грунта и расхода воды для его гидротранспорта.

Для извлечения шпунтовых свай рекомендуется применять краны грузоподъемностью 500 кН и более, краны, оснащенные вибропогружателями, шпунтовыдергиватели ударного действия, молоты двойного действия.

Рекомендуется также комбинированный способ выдергивания шпунтовых свай в сочетании с подмывом.

Сопротивление грунта при выдергивании шпунтовых свай слагается из сопротивления в замках, веса шпунта и трения по боковой поверхности и в замках. Эффективность выдергивания шпунта повышается при предварительном промачивании грунтового массива на участке работ.

Для повышения надежности работ на этапах возведения и эксплуатации шпунтовых стен должен выполняться комплекс мероприятий по организации отведения поверхностных и фунтовых вод с площадки строительства.

Общие решения по отводу воды от шпунтовой стенки разрабатывает проектная организация на основе расчетов стока поверхностных и дренажных вод, расчетов кривой депрессии и предотвращения появления барражного эффекта.

Отвод поверхностных вод в период строительства следует выполнить с помощью нагорных канав расчетного профиля, планировки поверхности и придания ей расчетных уклонов.

Для отвода грунтовой воды отсыпают после погружения шпунта до проектных отметок дренажные призмы. В шпунте устраивают также отверстия расчетного поперечного сечения для организованного отвода грунтовой воды, снятия давления, повышения надежности и уровня безопасности сооружения со шпунтовыми стенами.

При отводе поверхностных и подземных вод следует исключать подтопление сооружений, образование оползней, размыв грунта и заболачивание местности.

Постоянные водо-понизительные и водоотводящие устройства, используемые в период строительства, при сдаче в эксплуатацию сооружения должны соответствовать требованиям проекта.

Водонепроницаемость стенки из шпунта следует обеспечивать в соответствии с требованиями проекта и настоящего Стандарта.

Водонепроницаемость шпунтовых стен после погружения шпунта до проектных отметок достигается:

- свариванием стыков замковых соединений с внешней стороны шпунтовой стены и послойной выемкой грунта перед стеной;

- инъектированием в замковое соединение шпунтин водонепроницаемых материалов, например, герметиков на основе гидроактивных однокомпонентных полиуретановых составов низкой вязкости (типа Cut, Injecto Grout), которые при взаимодействии с водой многократно увеличиваются в объеме.

Устройство обратной засыпки.

Земляные работы по заполнению пазух грунтом должны производиться в соответствии с указаниями СНиП 3.02.01-87, СНиП 3.07.02-87, настоящего Стандарта и ППР, в котором должны быть указаны способы и очередность выполнения работ.

Перед заполнением пазух грунтом должно быть произведено освидетельствование готовности шпунтовой стенки и соответствие проекту выполненных ее элементов, в том числе анкерных креплений и устройств, обеспечивающих грунтонепроницаемость. В пазухе не должно быть строительного мусора, снега и льда.

В проекте должны быть указаны типы и физико-механические характеристики грунтов, предназначенных для устройства обратных засыпок. Если в тылу шпунтовой стенки находятся слабые илистые грунты, то в ПОС должны быть предусмотрены специальные меры для предотвращения подвижек их в сторону шпунтовой стенки в процессе засыпки.

Засыпку грунтовых пазух выполняют, как правило, из песчаного водопроницаемого грунта, коэффициент фильтрации которого Кф более 0,5 м/сут. Грунт засыпки должен быть непучинистым (ГОСТ 25100-95) и не содержащем в своем составе органических и водорастворимых примесей. Для засыпки наиболее приемлемы песчаные кварцевые пески средней крупности по ГОСТ 25100-95 со степенью неоднородности гранулометрического состава Си более 3.

Грунты засыпки следует уплотнять до плотности приведенной в проектной документации. Как правило, степень плотности грунта Id должна быть не менее 0,95... 0,98.

Опытное уплотнение грунтов выполняют в соответствии с требованиями СНиП 3.02.01-87 с целью установления максимальной объемной массы песка, величины оптимальной влажности, толщины уплотняемого слоя, необходимого числа ударов трамбовки для достижения проектных показателей.

В процессе устройства грунтовой засыпки шпунтовой стенки осуществляют систематический пооперационный контроль, выявляя следующие показатели:

- качество выполнения работ по подготовки дна и откоса пазух;

- соответствие отсыпаемого грунта принятому в ППР;

- толщина отсыпаемого слоя грунта;

- влажность отсыпаемого грунта;

- число прохода грунтоуплотняющих машин;

- степень плотности грунта.

Степень плотности грунта определяют режущим кольцом, зондированием, динамическим пенетрометром.

При недостаточной степени уплотнения грунт в пределах выделенного участка его уплотняют дополнительно.

В процессе устройства грунтовой засыпки следует принять меры, исключающие повреждение анкерных тяг и анкерных свай, а также их антикоррозийного покрытия. Песок в тело шпунтовой стенки, щебень и камень в упорную призму и обратный фильтр с помощью плавкрана рекомендуется отсыпать с применением устройства, предохраняющего анкерные тяги и анкерные сваи.

При заполнении пазух намывом грунта не допускается одновременно разработка грунта земснарядом перед шпунтовой стенкой. В процессе производства намывных работ контролируют напор воды в обратной засыпке, размещая не менее двух пьезометров на 25 м шпунтовой стенки. По окончании намывных работ разбирают водосбросные пульпопроводы на глубину не менее 1,5 м от проектной поверхности территории и засыпают грунтом с уплотнением.

Сдачу-приемку работ по уплотнению грунта обратной засыпке и пазух производят по данным журнала производства работ, исполнительной схеме, результатам послойного контроля плотности и влажности грунта.

Установка распределительного пояса.

Установку распределительного пояса, состоящего обычно из парных швеллеров, производят с понтона при помощи плавучего крана, при этом можно частично выправит искривление шпунтового ряда.

Монтаж анкерной тяги.

Анкерные устройства обычно состоят из анкерных тяг и анкерных опор обычно в виде железобетонных плит или плит, собранных из обрезков стального шпунта. Выше уровня воды анкерные плиты устанавливают в отрытые траншеи глубиной 0,7-1,0м, ниже уровня воды – в отрытые под водой траншеи или опускают в грунт подмывом.

Анкерные тяги собирают на берегу из двух-трех отдельных звеньев при помощи соединительных муфт, пользуясь для этой цели стелажами. Затем на них наносят антикоррозийное покрытие. Для этого на тягу наносят сначала слой грунта из сурика, а после его просыхания – два слоя горячей смеси из битума и каменноугольной смолы в пропорции 1%1 с обертыванием каждого слоя внахлестку бинтом из мешковины, пропитанным тем же составом. Обернутую тягу еще раз покрывают тем же составом. Для этой цели можно применять битумо-резиновую эмаль.

Анкерные тяги устанавливают плавучим краном грузоподъемностью 10т с использованием траверсы, к которой тягу крепят в трех местах с помощью монтажных скоб. Установку производят с плотов. Один конец тяги заводят в монтажное отверстие анкерной плиты, второй конец -–в отверстие распределительного пояса шпунтовой стенки с последующей установкой прокладок и навинчиванием гаек. В пролете между анкерными плитами и шпунтовой стенкой тягу опускают на деревянные насадки, предохраняющие ее от провисания.

В случаях крепления анкерной тяги к анкерной плите под водой один конец тяги заводят в отверстие распределительного пояса на шпунтовой стенке, а второй укладывают на небольшой понтон, опирая тягу на насадки. Затем береговым краном подают к свободному концу тяги анкерную плиту, и рабочие с плота соединяют их накручиванием гайки на конец тяги. После этого плиту вместе с тягой краном поднимают, выводят из-под тяги понтон и устанавливают плиту в проектное положение.

Перед засыпкой пазухи анкерные тяги подтягивают на усилие, указанное в проекте, для чего за анкерной стенкой отсыпают грунт, обеспечивающий необходимую призму отпора. Движение машин и механизмов над тягами разрешается только после засыпки тяг слоем грунта не менее 1м.

Допускаемые отклонения при монтаже анкерных устройств не должны превышать вдоль шпунтового ряда и анкерных тяг - +-10см, по высоте =-10см, наклон в обоих направлениях – не более 100%1, поворот в плане – не более 20.

Наши рекомендации