Развитие взглядов на социальную помощь в Европе и Америке

Как известно, XVIII в. для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Эти идеи коснулись и призрения бедных. В законодательстве раз­ных стран появляется указание на то, что общество ответственно не только за нуждающихся в призрении (особенно вдов, старцев, боль­ных и физически неполноценных людей), но также за трудоспособ­ных безработных. В Англии в этот период вводится пособие по бедности, а в 1834 г. появилось специальное законодательство (Poor Laws) со строгим регулированием оказания помощи бедным.

В Швеции в середине XVIII в. в формах призрения бедных стали различаться два направления: призрение больных и помощь бед­ным. С 1862 г. церковный закон вменил в обязанность каждому церковному приходу в Швеции учредить больницы и дома для бед­ных. Но в оказании помощи не было системы; помощь оказывалась лишь в отдельных случаях; также могло быть принято решение о возврате помощи. В 1847 г. в Швеции принимается новое постанов­ление о формах и способах призрения бедных. Муниципальные реформы 1862 г. отделили призрение бедных от церкви, и с этого времени оно становится муниципальным объектом. Постановление 1871 г. о призрении бедных ограничивало помощь бедным; основа­нием для оказания помощи стало служить отсутствие собственных средств, а также невозможность содержания другими лицами. В этот период четко проводилась граница между возможностью бедных зарабатывать на жизнь и желанием делать это. Только тот, кто доку­ментально подтверждал желание зарабатывать на жизнь, пользовал­ся поддержкой общества.

В конце XIX в. во многих странах Европы, в том числе Швеции, возникают: специальные государственные формы помощи осужден­ным и освободившимся из мест заключения; специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обяза­тельное государственно-муниципальное обучение населения; част­ное и муниципальное посредничество по обеспечению работой; профсоюзная касса помощи для больных, безработных и т.д.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направ­ленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи клиентам. Так, в 1866 г. в Стокгольме создается организация «от­крытой благотворительности» — Общественный Союз покрови­тельства. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное об­щество (The Charity Organization Society) для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатай­ствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с орга­низациями, которые могли им ее оказать). Подобные организации создаются и в других странах мира. Таким образом, к концу XIX в. во многих странах существовали общественные организации для помощи бедным, различные формы благотворительности частных лиц и организаций, а также благотворительная деятельность церкви.

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждающим­ся с самого начала группировалось по разным уровням практики социальной работы, в частности, на уровне индивида, группы и семьи, организации, общины и общества. Особую роль в развитии теории социальной работы на Западе при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) — родоначальник теории психоана­лиза, которая выходит за рамки медико-биологических концепций психики. В работах « По ту сторону принципа удовольствия»,« Пси­хология масс и анализ человеческого Я», «Я и Оно» Фрейд анали­зирует механизмы функционирования социальных институтов, рас­сматривает основные стимулы человеческой деятельности, развивает психоаналитическую концепцию личности.

Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) — представитель бихе­виоризма. В работах «Поведение организмов» (1938), «Наука и че­ловеческое поведение» (1953), «Вербальное поведение» (1957), «Куммулятивная запись» (1961), «Обстоятельства подкрепле­ния» (1969), «О поведении» (1974) и др. он рассматривает проблемы управления поведением людей. По его мнению, важно учитывать такие три фактора: во-первых, событие, которое вызывает опреде­ленную реакцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т.п.); в-третьих, последствия. Техника «обусловливания», разработанная Скиннером, получила широкое распространение в разных сферах социальной практики, в том числе и в социальной работе.

Жан Пиаже (1896-1960) в своих ранних работах «Речь и мыш­ление ребенка» (1926), «Детская концепция мира» (1929) и др.

основной упор делает на проблемы, связанные с социализацией ребенка, считая ее главным фактором интеллектуального развития индивида. В 20-е гг. взгляды Ж. Пиаже на социализацию близки взглядам представителей французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюлъ и др.). На первых этапах развития практики социальной работы исследования Пиаже активно исполь­зовались социальными работниками.

Группа как специфический феномен также привлекает внимание специалистов из разных сфер социального знания. Ключевыми тео­риями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера. Эти теории оказали определенное влияние на ряд других современных теорий. Так, в частности, в своих ранних работах Г. Лебон («Толпа», 1910) и Г. Зиммелъ («Групповое объединение», 1955) проявили большой интерес к группе как специфическому феномену, Л. Ч. Кули рассматривал «приоритет группы» как «ключ» от нового столетия («Социальные организации: изучение огромного разума», 1909). Каждая из этих теорий так же, как и более поздние дискуссии Ф. Хайдера — американского социального психолога, оказали боль­шое влияние на исследования групп в теории социальной работы. Проблема групповой работы до этого момента не была «узаконена» в социальных науках как исследовательская проблема, в то время господствовала психотерапия. Много лет существовала категория «групповая и восстановительная работа», объединяющая группо­вую работу с реабилитацией клиентов. Знание и изучение этих дис­куссий, как нам представляется, является важным моментом в ис­следовании этапов становления социальной работы как научной дисциплины.

Курт Левин (1890-1947) был одним из первых, кто начал специ­ально исследовать малые группы («Принципы топологической пси­хологии» (1936), «Психология XV—XX столетий» (1946) и др.), являющиеся сферой интересов и тех социальных работников, кото­рые понимали важность учета социально-психологических факторов при работе с клиентом. Работы К. Левина опираются на экспери­ментальное изучение внутригрупповых отношений, психологичес­кого климата в группе, роли лидера-организатора. Он исследовал также механизмы и способы разрешения конфликтов («Разрешение социальных конфликтов», 1948).

Работу Джорджа Хоуманса (1910-1989) «Человеческая группа» (1950) рассматривают как веху в социологическом подходе к группе, потому что в ней давалось рационалистическое объяснение многих предыдущих представлений о групповом влиянии. Социальные ра­ботники, изучавшие эту книгу, получили основание для выявления контактов клиента с группой как определенного уровня социальной работы.

Алвин Зандер (р. 1913), как и К. Левин, разрабатывает проблемы, связанные с групповой динамикой («Развитие групповой эффек­тивности», 1962). Он придает особое значение влиянию «группово­го феномена» на индивидуальную жизнь личности и на деятель­ность различных организаций. А. Зандер отмечает, что работа в «Т-группах» (тренинговых группах) развивает способности лич­ности к работе в группе на рабочем месте. Позднее групповая дина­мика становится одной из методик терапевтической помощи, кото­рая интенсивно развивается в конце XX в.

Относительно недавно в социальной работе была признана важ­ность организационного уровня как самостоятельного уровня ее практики. Рассмотрение управленческих аспектов как определен­ной специализации в структуре социальной работы было связано с необходимостью подготовки специалистов в области управления, менеджмента, организации социальных служб. Эти моменты в тео­рии социальной работы и раньше, и сейчас опираются на науки об управлении. Большой вклад в развитие этих наук внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман, Р. Кантер и др.

Мари Паркер Фоллетт (1868-1933) занималась научным иссле­дованием менеджмента. Ее работа «Динамика управления» (1940) является одной из первых в этой области. Она рассматривала вопро­сы, связанные с научной организацией рабочего места.

Филипп Селзник (р. 1919) в книге «Руководство в управлении» (1956), которая считается классической, одним из первых выступает с концепцией организационного управления и развития, в основе которой лежит принцип кооперации и сотрудничества. Социальные работники, являющиеся администраторами в социальных службах, активно используют эту книгу в своей деятельности.

Роберт Мертон (р. 1910) первым стал изучать негативные про­явления бюрократии как уровня и института власти («Социальная теория и социальная структура», 1957). В своих работах он также рассматривает противоречия, возникающие между «желаемым» и «законным» у людей, находящихся на различных социальных сту­пенях. Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общностью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949).

Эти идеи Р. Мертона получили развитие, в частности, в работах Д. Алински («Стратегия общинных организаций», 1979), М. Рокера («Понимание человеческих ценностей», 1960), Р. Клоурда и Л. Ох-лина («Правонарушения и благоприятные возможности», 1960).

Майер Залд (р. 1931) в работе «Политическая экономия общест­венных организаций» (1973) рассматривает перспективы социаль­ных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М. Залда помогают социальным работникам ориентиро­ваться в таких вопросах: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ре­сурсов и т. п.

Эрвин Гоффман (1922-1982) в книге «Представление себя в по­вседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя другим, а они нам — себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников, а актуальные фразы стали даже профессиональными терминами (например, «совокупный инсти­тут»). В работе «Клиент» (1963) Э. Гоффман рассматривает пробле­мы гомосексуализма и лесбиянства. Эта книга получила извест­ность среди социальных работников, клиентами которых являются представители этих групп риска. Наибольшую известность среди социальных работников получила книга Э. Гоффмана «Приют» (1961), где он изучает действенность «совокупных институтов» и высказывает идею о становлении движения «деинституализации» при оказании помощи людям, у которых возникают различные проблемы.

Розабед Кантер (р. 1943) в работах «Сотрудничество мужчин и женщин» (1977), «Смена хозяев» (1983) рассматривает «концепцию полового анализа», положенную в основу исследования изменений, происходящих в управленческих науках. Эти книги помогают соци­альным работникам в их стремлении изменить, расширить средства социальной работы, понять роль половой динамики в диспозиции членов группы, в частности семьи.

Исследователи, занимающиеся изучением структуры власти, со­циальных законов, подчеркивают важность влияния на социальную работу, наряду с социологическими и психологическими теориями, политических наук.

Социальные работники, занятые в сфере социальной политики и общественных организаций, проявляют большой интерес к про­блемам социального законодательства, разработке социальных про­грамм и действенной помощи через различные социальные службы представителям разных социальных групп. Особая роль в разработ­ке этих проблем и их использовании в социальной работе принадле­жит специалистам Чикагской школы. В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социаль­ной работы и социологии. Объектом их научных исследований ста­новятся бродяги (Андерсон Н. «Бродяги», 1923), трущобы (Зонбах X. «Золотой берег и трущобы», 1929). Их исследования позволили соединить различные концепции, теории и формы «вмешательства» в жизнь представителей групп социального риска. В дальнейшем в течение длительного периода это способствовало развитию практи­ки социальной работы в этой сфере.

В основе социентального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает пони­мание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений. Для анализа этих взаимодей­ствий недостаточно указать на систему, в которой они происходят. Важно найти еще и устойчивые элементы в самой системе, опреде­лить аспекты, случаи «относительно стабильного в абсолютно по­движном», что должно быть рассмотрено в качестве структуры. Опе­рации, роли этой структуры обычно и характеризуются как функции.

Социологически функции и структура несущих элементов кон­кретизируются как система действия. При этом в качестве структу­ры могут выступать устойчивые образцы поведения в системе, нор­мативные ожидания относительно действий (и ожиданий друг друга), которые имеют общепризнанную значимость. Для исследо­ваний в области социальной работы это, конечно, имеет очень важ­ное значение. И не только потому, что здесь объектом исследования оказывается семья, малая группа, человек в макро- и микросреде обитания, в контексте многообразия его жизнедеятельности, диф­ференциации социального положения, но и в силу тех возможнос­тей, что позволяют рассмотреть социальную работу в единстве ее организационных, структурных характеристик и функционирова­ния учреждений соответствующего типа, а также специалистов раз­личного профиля. Это обстоятельство тем более важно подчерк­нуть, что структурно-функциональный подход в социологии опирался на концепции М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Парето, А. Мар­шалла, сыгравших в первой половине XX в. заметную роль в эволю­ции общественной мысли. Это было связано с их стремлением вы­явить элементы нового подхода, которые бы позволяли преодолеть утилитаристские и позитивистские интерпретации человеческого бытия в обществе.

Исследованием социальных изменений занимался К. Маркс. Марксистская социологическая теория опирается на известные по­ложения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной диф­ференциации общества, на материалистическое понимание историк и характера самоорганизации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов, кон­фликт между которыми в силу различия их социально-экономичес­кого положения неизбежен, пока не будут взяты под контроль в интересах трудящихся стихийные силы конкуренции и эксплуата­ции, порождаемые частной собственностью на средства производст­ва. Важнейшей целью справедливого преобразования общества в марксистской социальной философии и социологии признается по­строение общества без эксплуатации, где будет достигнута социаль­ная однородность, возможность свободного всестороннего развития каждого человека.

Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыг­рали четыре женщины, представляющие два основных направления социальной работы: психосоциальную, или «клиническую», соци­альную работу, как ее называли раньше, и структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Джозефин Шо Лоуэлл (1843—1905) была членом благотворитель­ной организации в Нью-Йорке. Будучи социал-дарвинисткой по своим взглядам, она считала, что причины бедности кроются в ха­рактере самих бедных людей. В связи с этим Лоуэлл занималась исследованием характера бедных людей. Много сил она отдала ад­министративной работе, изучала положение женщин, принимала участие в женском движении, движении «сеттельмента», которое она подробно описала.

Мери Ричмонд (1861—1928) занималась социальной работой с 1889 г. первоначально в благотворительной организации в Балтимо­ре. В 1917 г. она публикует свою книгу, ставшую впоследствии знаменитой: «Что такое социальная терапия». Ее часто называли «матерью социальной терапии»; разработанному ею методу соци­альной работы была суждена долгая жизнь.

Джейн Адаме (1860—1935) скептически относилась к благотво­рительности. Адаме символизировала «новую современную женщи­ну». Ее работа в рамках движения «сеттельмента» была высоко оценена, и в 1931 г. она получила Нобелевскую премию.

Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу начала в детском приюте в Бостоне, где было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество. Рейнолдс увлекалась марксизмом, подвергла сомне­нию существующую экономическую структуру общества. Она счи­тала, что социальный работник — это своего рода инструмент для социального контроля, он должен сохранять статус-кво. Рейнолдс относилась к поколению социальных работников, получивших спе­циальную социальную подготовку. Она профессионально занима­лась психоанализом, в своей деятельности пыталась объединить теорию и практику.

Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция welfare state, или «государства всеобщего благополучия» (так это понятие чаще всего переводится в отечественных издани­ях). После Второй мировой войны концепция welfare state была положена в основу организации социальной работы. Ее суть вкратце заключается в том, что государство обеспечивает всем своим граж­данам социальный минимум средств и ресурсов для удовлетворения потребностей, а также создает возможности для развития личности. Эти идеи получили огромную популярность в послевоенной Евро­пе, однако практика их воплощения серьезно различается в разных странах.

Одна из ведущих концепций социальной работы в США сегодня связана с экологическими перспективами развития общества. В связи с этим основными проблемами, которые включаются в иссле­довательскую сферу социальной работы, являются: функции соци­альной работы как профессиональной деятельности; социальное благосостояние (welfare) как институт; описание эволюции соци­альной работы и социального благосостояния (благополучия) в за­падном обществе; анализ природы сервисных систем в социальной работе и социальном благосостоянии.

Конечно, подробно рассказать или даже вкратце упомянуть всех, кто внес свой вклад в становление и развитие социальной помощи, социальной работы, просто невозможно. Этот небольшой экскурс в историю исследования социальных проблем позволяет понять эво­люцию форм помощи и взглядов на социальную работу как общест­венный феномен и деятельность.

В начале 90-х годов социальная работа в России стала рассмат­риваться государством, различными группами общественности, ис­следователями в области социальной сферы и как объективно необ­ходимое явление, практика социальной жизни, и как учебная, образовательная дисциплина, и как вполне определенная теория. Существенно возросло значение теоретико-методологической ра­боты, освоение того научного богатства, которым сегодня обладает человечество.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В чем специфика социального развития России и как она повлияла на станов­ление социальной науки и практики?

2. Какова роль благотворительности в истории становления социальной работы в России?

3. Каковы основные идеи организации государственной системы общественного призрения и в чем ее историческое значение?

4. Какова роль зарубежных ученых в становлении теории социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Антология социальной работы. В 3 т. /Сост. М.В. Фирсов. М., 1994-1996.

2. Бердяев НА. О назначении человека. М., 1993.

3. Благотворительные учреждения Российской империи. СПб., 1900.

4. Сорокин П.Н. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

5. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997.

6. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995

Наши рекомендации