Устройство двигателя внутреннего сгорания
Поршневой двигатель внутреннего сгорания включает корпус, два механизма (кривошипно-шатунный и газораспределительный) и ряд систем (впускную, топливную, смазки, охлаждения, выпускную, систему управления и зажигания).
Корпус двигателя объединяет блок цилиндров и головку блока цилиндров. Внутри блока находятся кривошипно-шатунный механизм, который преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
1 – блок цилиндров мотора; 2 – поршень; 3 – шатун; 4 – коленчатый вал; 5 – крышка шатуна.
В головке блока цилиндров располагается газораспределительный механизм, который обеспечивает своевременную подачу в цилиндры воздуха (в дизельном ДВС) или топливно-воздушной смеси (в бензиновом ДВС) и выпуск отработавших газов посредством открытия впускных и выпускных клапанов.
.
Впускная система предназначена для подачи в двигатель воздуха. Топливная система питает двигатель топливом. Совместная работа данных систем обеспечивает образование топливно-воздушной смеси. Основу топливной системы составляет система впрыска.
А – система моно впрыска топлива
Б – система распределенного впрыска топлива
Система зажигания.
Осуществляет принудительное воспламенение топливно-воздушной смеси в бензиновых двигателях, так как температура сжимаемого воздуха в таких двигателях не позволяет воспламенить смесь самостоятельно. В дизельных двигателях происходит самовоспламенение смеси за счет высокой степени сжатия.
В зависимости от способа управления процессом зажигания различают следующие типы систем зажигания: контактная, бесконтактная (транзисторная) и электронная (микропроцессорная).
В контактной системе зажигания управление накоплением и распределение электрической энергии по цилиндрам осуществляется механическим устройством - прерывателем-распределителем.
В отличие от контактной в бесконтактной системе зажигания для управления накоплением энергии используется транзисторный коммутатор, взаимодействующий с бесконтактным датчиком импульсов. Транзисторный коммутатор в данной системе выполняет роль прерывателя. Распределение тока высокого напряжения осуществляется механическим распределителем.
В электронной системе зажигания используется электронный блок управления, с помощью которого производится управление процессом накопления и распределения электрической энергии.
Система смазки
Выполняет функцию снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.
Система смазки двигателя включает поддон картера двигателя с маслозаборником, масляный насос, масляный фильтр, масляный радиатор, которые соединены между собой магистралями и каналами.
Поддон картера двигателя предназначен для хранения масла. Уровень масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с помощью датчика уровня и температуры масла.
Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.
Масляный фильтр служит для очистки масла от продуктов износа и нагара.
Для охлаждения моторного масла используется масляный радиатор. Охлаждение масла в радиаторе осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.