Законодательство по ОТ для горняков
Трудовая деятельность человека протекает в условиях, которые обуславливают определенную опасность и вредность как непосредственно для человека, так и опосредственно через воздействие окружающей среды, на которую влияет человек в процессе трудовой деятельности.
Для уменьшения этого негативного влияния на протяжении тысячелетий человечество разрабатывало методы, средства, мероприятия для сохранения своей популяции; и весь этот комплекс получил название – Охрана труда ОТ.
Охрана труда – это система правовых, социально-экономических, организационно – технических, санитарно-гигиенических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе его трудовой деятельности. Основная цель охраны труда – создание безопасных условий труда человека, обеспечения высокой трудоспособности.
Эта цель предопределяет потребность подготовки специалистов всех профессии и квалификаций по вопросам ОТ, для которых жизнь и здоровье людей должно стать приоритетом по отношению к любым результатам производственной деятельности.
Международное бюро труда установило, что в среднем на 100 тыс. работающих ежегодно приходится приблизительно 6 несчастных случаев со смертельным исходом. В Украине этот показатель почти вдвое больше (10 погибших на 100 тыс. работающих) и наивысший среди стран СНГ. Во Франции, которая имеет приблизительно одинаковую с Украиной территорию и население уровень производственного травматизма в 10 раз ниже, чем у нас. Однако, следует отметить, что показатели состояния охраны труда существенно отличаются по отдельным отраслям промышленности. Наиболее травмоопасной в нашей стране является угольная промышленность. Так, на каждый миллион тонн добытого угля погибает 2-3 шахтера. В среднем за последние 5 лет – 2,63. В США этот показатель в 100 раз ниже, в России — в 5 раза. Уже за 7 месяцев 2011 г. погибло 110 горняков. По мнению иностранных специалистов, которые по программе МОТ работали в Украине, большое количество несчастных случаев со смертельным исходом объясняется пятью основными причинами:
- неудовлетворительной подготовкой рабочих и
работодателей по вопросам охраны труда;
- отсутствием надлежащего контроля за состоянием
безопасности на рабочих местах и выполнением
установленных норм;
- недостаточным обеспечением работающих средствами
индивидуальной защиты;
- медленным внедрением средств и приборов коллективной
безопасности на предприятиях;
- изношенностью (в некоторых отраслях до 80%) средств производства.
Первые нормативы относительно проветривания рудников, подземных выработок и регламентации работы рабов в них были изложены еще в трудах Плиния Старшего в 1в.н.э., но они носили скорее рекомендательных характер, чем законодательный. И только с конца XVI начала XVII с развитием машинного производства они начали приобретать роль нормативных обязательных актов.
Первый закон по горному делу в России был принят в 1722г. (Регламент Петра 1). В нем и в ряде последующих законодательных актов XVIII-XIX вв. регулировалось использование труда в шахтах (продолжительность рабочего дня, применение труда женщин и несовершеннолетних), а также устанавливался список вредных производств. В 1872г была утверждена «Инструкция по надзору за горнозаводским промыслом», содержащая правила по технике безопасности. Первые правила безопасности «Правила для ведения горных работ и видах их безопасности » были утверждены в России в 1882г. В странах Западной Европы такие правила существовали с начала XIXв.
В СССР первые Правила безопасности были утверждены в 1924г. в последствие они неоднократно пересматривались, а в 1939г единые этого правила были разделены по отраслям.
1. Законодательными актами, определяющими основные положения по охране труда, являются:
- общие законы Украины, которые принимаются Верховным Советом или утверждаются Президентом Украины;
- специальные законодательные акты, которые принимаются или утверждаются другими государственными органами и Кабинетом Министров Украины, Государственным комитетом Украины по надзору за охраной труда. Министерством здравоохранения Украины, Министерством энергетики Украины и другими ведомствами;
- нормативные акты предприятий и организаций, которые разрабатываются и утверждаются администрацией предприятий и учреждений.
Фундаментом законодательства Украины по охране труда, являются Конституция Украины, которая гарантирует гражданам Украины право на труд и безопасные условия труда в процессе трудовой деятельности, надлежащие, безопасные и безвредные условия труда.
Для реализации этих гарантий разработана система законодательных актов, основными из которых являются Законы Украины: „Об охране труда", „О здравоохранении", „О пожарной безопасности", „Об использовании ядерной энергии и радиационной защите", „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения", "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности", «Об охране окружающей среды», и принятые в соответствии с нормативно-правовые акты, Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ)
Специальными законодательными актами являются межотраслевые и отраслевые акты об охране труда. К этим документам относят:
- Межгосударственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТы ССБТ);
- Государственные стандарты Украины по вопросам безопасности труда (ДСТУ) (например, ДСТУ 2272-93 «ССБП. Пожежна безпека. Терміни та визначення», ДСТУ 2293-93 «ССБП. Охорона праці. Терміни та визначення»);
- Межотраслевые государственные стандарты Украины по охране труда (стандарты ДНАОП);
- Отраслевые нормативные стандарты Украины по охране труда (стандарты НАОП);
- Строительные нормы и правила (СНиП, ДБН, ВБН и др.);
- Стандарты организации Украины СОУ;
- Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов;
- Правила безопасности при использовании газов;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздуховодов и газопроводов;
- Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов и другие нормативные документы.
В угольной промышленности их более 200.
Нормативными актами предприятий и организацийявляются акты, действующие в пределах предприятий и организаций, которые на базе Законов Украины и специальных законодательных актов разрабатываются и утверждаются собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченными им органам. К основным нормативным актам предприятия относятся:
- Положение о системе управления охраной труда на предприятии.
- Положение о службе охраны труда предприятия.
- Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия.
- Положение о работе уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда.
- Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний работников по вопросам охраны труда.
- Положение об организации и проведении первичного и повторного инструктажей, а также пожарно-технического минимума.
- Приказ о порядке аттестации рабочих мест на их соответствие нормативным актам об охране труда.
- Положение об организации предварительного и периодического медицинских осмотров работников.
- Положение о санитарной лаборатории предприятия.
- Инструкции по охране труда для работающих по профессиям и видам работ.
- Инструкции о порядке проведения сварочных и других огневых работ на производстве.
- Общеобъектовые и цеховые инструкции о мерах пожарной безопасности.
- Перечень работ с повышенной опасностью.
- Перечень должностных лиц предприятия, которые обязаны проходить предварительную и периодическую проверки знаний по охране труда.
- Приказ об организации бесплатной выдачи работникам определенных категорий лечебно-профилактического питания.
- Приказ об организации бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия, которые работают во вредных условиях.
- Приказ о порядке обеспечения работников предприятия спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
- Стандарты предприятий (инструкции, правила, рекомендации, норм и др., действующие в пределах предприятия);
- Уголовный и гражданский кодекс Украины и др. документы.
Рассмотрим каждую группу документов более подробно.
Согласно Конституции (ст.3) – наивысшей социальной ценностью является человек, его жизнь, здоровье и безопасность, ст. 43 гарантирует право на труд и безопасные условия труда, а ст. 49 право на охрану здоровья, медицинскую помощь и страхование.
В ст. 43 Конституции записано: «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается", „Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже той, которая определена законом", „Использование труда женщин и несовершеннолетних на опасных для их здоровья работах запрещается».
Каждый, кто работает, имеет право на отдых (ст. 45 Конституции). Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной длительностью работы в ночное время.
В тексте ст. 46 Конституции указано на то, что граждане имеют право на социальную защиту, включающее право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом.
Детализация этого положения произведена в Законе Украины «Об охране труда», который определяет правовые, организационные, экономические и социальные аспекты охраны здоровья в Украине. Закон представляет гарантии социального обеспечения работникам при утрате трудоспособности, вследствие инвалидности или профзаболевания, обеспечения всех граждан гарантированным уровнем медико-санитарной помощи, а также осуществление госнадзора в сфере охраны здоровья.
Кодекс законов о труде регулирует производственные отношения между работником и работодателем, содействуя эффективности производства и росту материального и культурного уровня жизни народа; укреплению трудовой дисциплины, устанавливает высокий уровень условий труда.
Закон Украины «О пожарной безопасности» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Украины. В нем установлено, что обеспечение безопасности объектов возложено на руководителей объектов, а надзор независимо от формы собственности осуществляется Госпожнадзором.
Закон Украины «Об охране окружающей среды» регламентирует отношения в области защиты природных ресурсов, их эффективного использования, обеспечения экологической безопасности, предупреждению и ликвидации негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Конвенция №155 МОТ «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и от 11.02.1983г определяет систему организации ОТ на национальном и производственном уровнях. Согласно нее работодатель обязан:
– представлять работнику рабочие места, механизмы и оборудование, организовывать производственные процессы согласно международным нормам безопасности;
– создавать службу управления и надзора за ОТ;
– разрабатывать методы и средства по предупреждению производственного травматизма;
– проводить расследование и учет НС и профзаболеваний.
Она также предусматривает, предоставление информации органам общественного контроля, проведения обучения и консультаций.
В Украине также реализуется проект МОТ «Мобилизация предприятий и работников по предупреждению злоупотребления вредных веществ».
В рамках программы ТАСIS создан «Проект содействия обеспечения ОТ в Украине» (с целью повышения уровня эффективности), которым предусмотрено совершенствование нормативной базы, образование Информационного центра по агитации и пропаганды и отработка механизма экономических расчетов на предприятиях, направленных на создание безопасных и безвредных условий труда для работающих и т.д.
2. Основополагающим законодательным документом в области охраны труда является Закон Украины «Об охране труда», действие которого распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности, на всех граждан, которые работают, а также привлечены к труду на этих предприятиях.
В Украине, первой из стран СНГ Постановлением Верховного Совета от 14.10.92г. был принят Закон Украины «Об охране труда», содержащий 8 разделов, с тех пор в него неоднократно вносились изменения.
К положительным моментам Закона Украины «Об охране труда» принадлежит закрепление за государством функций управления и надзора за охраной труда. В бывшем СССР эта функция была возложена на общественную организацию в лице профсоюзов.
В условиях трансформации форм собственности, приватизации, образования большого количества субъектов предпринимательской деятельности с различными формами негосударственной собственности роль государства в разрешении задач охраны труда существенно возрастает. Государство выступает гарантом создания безопасных и безвредных условий труда для работников предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности.
В законе определены понятие работника и работодателя.
Работник – это лицо, которое работает на производстве, организации, предприятии и выполняет обязанности или функции в соответствии с трудовым договором или контрактом.
Работодатель – собственник производства, организации или предприятия или уполномоченный ним орган, независимо от формы собственности, вида деятельности, хозяйствования и физическое лицо, которое использует наемный труд.
2.1. В Разделе 1 Закона «Об охране труда» формулируются основные принципы, на которых базируется государственная политика в области охраны труда, из которых важнейшим является:
1. Приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности производства, полная ответственность работодателя за создание безопасных и невредных условий труда.
2. Повышение уровня промышленной безопасности путем обеспечения всеобщего технического контроля за состоянием производства технологий и продукции, а также стимулирование предприятий в обеспечении безопасных и невредных условий.
3. Комплексное решение задач охраны труда на основе национальных отраслевых и региональных программ, но этим вопросам учит других направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники и охраны окружающей среды.
4. Социальная защита работников, полная компенсация вреда лицам, которые пострадали от несчастного случая, который произошел на производстве и профессиональных заболеваний.
5. Установление единых нормативов по охране труда для всех предприятий независимо от форм собственности и вида деятельности.
6. Использование экономических методов управление охраной труда, проведение политики льготного налогообложения для стимулирования создания безопасных и невредных условий труда, участия государства в финансировании мероприятий относительно охраны труда.
7. Информация населения, осуществление обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда.
8. Обеспечение координации деятельности органов государственной власти, организации и объединений граждан, которые решают проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда, а также сотрудничества в проведении консультаций между их представителями, между всеми социальными группами во время принятия решений по охране труда на местном и государственном уровнях.
9. Использование мирового опыта организации работы по улучшению условий труда и повышения безопасности труда на основе международного сотрудничества.
Для реализации этих принципов были созданы Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности при Кабинете Министров Украины, надзор за ОТ (в настоящее время это Госгорпромнадзор), Национальный научно-исследовательский институт охраны труда, учебно-методический центр. Разработаны и реализуются национальная, отраслевые, региональные и производственные программы улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды. В областных, районных, городских органах исполнительной власти функционируют службы охраны труда.
Издается ежемесячный журнал „Охрана труда". Издательство „Основа" положило начало тиражированию нормативных актов, наглядных пособий, учебной и другой литературы по охране труда. Создаются компьютерные сети, прорабатываются и внедряются автоматизированные информационные системы по ряду важнейших вопросов охраны труда с перспективой их дальнейшего объединения в единую автоматизированную информационную систему.
2.2. В Разделе 2 «Закона об ОТ» «Гарантии прав на охрану труда» с целью реализации основных принципов, в области ОТ, а также для более конкретного определения правовых отношений между работником и работодателем, которые являются одной из важнейших социальных проблем, описано правовое поле, которое включает 8 статей.
2.2.1. Право на охрану труда во время заключения трудового договори (ст.5).
а) условия трудового договора не могут содержать положение, которые противоречат законам или другим нормативно-правовым актам об охране труда.
б) во время заключения кол. договора работодатель обязан проинформировать работника под расписку про условия труда, наличие вредных и опасных производственных факторов, возможные последствия для здоровья и права работника на льготы и компенсации в соответствии с законодательством и коллективным договором.
в) работнику не может предлагаться работа, которая на основании медицинского заключения ему противопоказана.
г) для работ повышенной опасности допускаются лица, прошедшие психофизиологическую экспертизу.
В соответствии с Правилами безопасности в угольных тахтах психофизиологическую экспертизу работники, деятельность которых связана с безопасностью групп людей (мастера-взрывники, электрослесари. машинисты подъемов, электровоз и горных выемочных машин, горные диспетчера и др.). Они также проходят профессиональный отбор, предв. медосмотр п. 1.3.1.
д) все работники подлежат обязательному государственному страхованию от несчастного случая на производстве и профессиональные заболевания, которое проводит к утрате работоспособности.
2.2.2. права работника на охрану труда во время работы (ст.6)
а) условия труда, безопасность технологических процессов, машин, механизмов, состояние средств коллективной и индивидуальной зашиты, санитарно бытовые условия должны соответствовать требованиям законодательства;
б) работник имеет право отказаться от порученной работы, при возникновении производственной ситуации, опасная для его жизни п.ш здоровья или окружающих его людей или окружающей среды. При этом он обязан сразу же поставить в известность непосредственного руководителя или работодателя. Факт такой ситуации (при необходимости) подтверждается специалистом по охране труда при участии представителя профорганизации и страхового эксперта по охране труда. В период простоя по этим причинам, если они возникли не по вине работника, за ним сохраняется средний заработок;
в) работник имеет право разорвать трудовой договор, если работодатель не выполняет законодательства об охране груда или коллективного договора. В этом случае ему выплачивается выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее 3-х месячного заработка;
г) работника, которому согласно медицинского заключения, требуется более легкий труд, работодатель обязан перевести с согласия работника на такую работу на время, установленное в медицинском заключении и организовать обучение в приобретении другой специальности;
д) во время приостановки предприятия, цеха, участка или оборудования органами надзора за работником сохраняется место работы и средний заработок.
2.2.3. Право работников на льготы и компенсации за тяжелые и вредные условия труда (статья 7)
а) такие работники бесплатно обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием, молоком, газированной водой, имеют право на оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения, сокращения продолжительности рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию и др., определенное законодательство;
б) при разъездном характере работы работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение лечебно-профилактического питания, если это предусмотрено коллективным договором;
в) работодатель имеет право установить в трудовом договоре льготы и компенсации, не предусмотренные законом;
г) работодатель обязан информировать работника об изменении производственных условий и размеров льгот и компенсаций не позже чем за 2 месяца.
2.2.4. Обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами (статья 8).
а) при работе с вредными или опасными условиями труда, связанных с загрязнением работника бесплатно в соответствии с установленными нормами выдается спец. одежда, обувь и др. средства индивидуальной защиты, моющие и обеззараживающие средства. В случае привлечения работника к разовой работе, связанной с ликвидацией последствий аварии, стихийного бедствия и т.д., которые не предусмотрены трудовым договором, его необходимо обеспечить всеми необходимыми средствами.
б) приобретение, комплектование и содержание средств защиты в соответствии с коллективным договором и нормативно-правовых актов возложено на работодателя.
в) в случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет или компенсировать затраты, которые понес работник, если приобрел их за свой счет. Действие компенсации распространяется не на все предприятия. Например, в «Инструкции по эксплуатации средств индивидуальной защиты в шахтах» сказано, что выдача взамен спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, материалов для их изготовления или денежных средств не разрешается. Это связано, что СИЗ, применяемые в шахте, в соответствии п.1.3. должны быть сертифицированные. Кроме того в «Инструкции…» указано, что спецобувь и спецодежду можно эксплуатировать после ремонта сверх установленного срока.
2.2.5. Компенсация в случае повреждения здоровья работника или в случае его смерти (ст.9).
а) компенсация осуществляется Фондом социального страхования.
б) работодатель может за счет собственных средств оказать дополнительные выплаты в соответствии с коллективным договором.
в) за работником в случае повреждения здоровья сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата на весь период потери трудоспособности или стойкой потери проф.трудоспособности. В последнем случае производится его переобучение и трудоустройство в соответствии с медицинскими рекомендациями.
г) время пребывания на инвалидности в связи с несчастным случаем или профзаболеваниями засчитывается в общий стаж, стаж с вредными условиями, который дает право на назначение пенсии на льготных условиях и льготных размерах.
2.2.6. Охрана труда женщин (ст.10)
Конституция Украины (ст. 24) на высшем законодательном уровне закрепила равенство прав женщин и мужчин. Вместе с тем, трудовое законодательство, учитывая физиологические особенности организма женщины, интересы охраны материнства и детства, устанавливает специальные нормы, касающиеся охраны труда и здоровья женщин. В соответствии со ст. 174 КЗоТ и этой статьей запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (за исключением санитарного и бытового обслуживания). Кабинет Министров Украины своим постановлением от 27. 03. 1996 г. № 381 утвердил программу высвобождения женщин с производств, связанных с тяжелым трудом и вредными условиями, а также ограничение использования их труда в ночное время.
Запрещается также привлекать женщин к подъему и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для женщин нормы. Министерство здравоохранения Украины 10 декабря 1993 года издало приказ № 241, которым установлены предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов женщинами:
— подъем и перемещение грузов при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) — 10 кг;
— подъем и перемещение грузов постоянно в течение рабочей смены — 7 кг.
Суммарный вес груза, который перемещается в течение каждого часа рабочей смены, не должен превышать: с рабочей поверхности — 350 кг; с пола — 175 кг.
Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызвано необходимостью и допускается как временное мероприятие (ст. 175 КЗоТ).
В законодательстве об охране труда уделяется значительное внимание предоставлению льгот беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет. Таких женщин запрещается привлекать к работе в ночное время, к сверхсрочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировку (ст. 176 КЗоТ). Кроме этого, женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет или детей-инвалидов, не могут привлекаться к сверхсрочным работам или направляться в командировку без их согласия (ст. 177 КЗоТ). Беременным женщинам, в соответствии с медицинским заключением, снижают нормы выработки, нормы обслуживания, или они переводятся на другую работу, которая является более легкой и исключает влияние неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по предыдущей работе (ст. 178 КЗоТ).
В соответствии с Законом Украины „Об отпусках" (ст. 17) на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами длительностью 126 календарных дней (70 до и 56 – после родов). После окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и дополнительный неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста шести лет. Время этих отпусков зачисляется как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж по специальности (ст. 181 КЗоТ).
В соответствии со ст. 19 Закона Украины „Об отпусках" женщине, которая работает и имеет двух и больше детей возрастом до 15 лет или ребенка-инвалида, по ее желанию ежегодно предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней без учета . выходных.
Запрещается отказывать женщинам в принятии на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет. Увольнять беременных женщин, тех которые имеют ребенка-инвалида или детей возрастом до трех (шести лет если ребенку требуется домашний уход), одиноких женщин с детьми до 14 лет по инициативе собственника или уполномоченного им органа не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, организации, но с обязательным трудоустройством (ст. 184 КЗоТ).
Однако некоторые из этих положений противоречат Закону Украины «О ратификации Европейской Социальной Хартии» (пересмотренной) принятом в 2006г.
Например: в ст.8 п.2 сказано, что нельзя уволить женщину от даты, когда она уведомила работодателя о беременности или 14 недель до родов и 14 недель позже.
В п.4 говорится о необходимости регулировать работу в ночное время беременных женщин и недавно родивших ребенка, ухаживающими за грудными детьми.
Более того в приложении указано, что положение ст.8 не действует:
- если истек срок договора;
- или женщина совершила проступок, который оправдывает расторжение трудовых соглашений.
2.2.7. Охрана труда несовершеннолетних (ст.11)
Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних и проявляет заботу о здоровье молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности, в ст. 43 Конституции Украины. В соответствии с этой статьей запрещается применение труда несовершеннолетних, то есть лиц возрастом. до восемнадцати лет, на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Министерством здравоохранения Украины издан приказ от 31. 03. 1994 г. № 46, которым утвержден «Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних».
Запрещается также привлекать несовершеннолетних к подъему и перемещению тяжелых предметов, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними утверждены приказом МОЗ Украины от 22. 03. 1996 г. № 59 (табл. 1).
Таблица 1.1. – Предельные нормы подъема и перемещения тяжелых предметов несовершеннолетними
Календарный возраст, лет | Предельные нормы веса груза (кг) | |||
Кратковременная работа | Длительная работа | |||
юноши | девушки | юноши | девушки | |
2,5 | — | — | ||
8,4 | 4,2 | |||
11,2 | 5,6 | |||
12,6 | 6,3 |
На работу могут приниматься на работу лица, которые достигли пятнадцати лет по согласию (письменному) одного из родителей или лица, его заменяющего (ст. 188 КЗоТ). Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений с 14 лет для выполнения легкой работы, которая не причиняет вред здоровью и не нарушает процесса обучения, в свободное от учебы время по согласию одногоиз родителей или лица, его заменяющего.
С Законом «О ратификации европейской социальной хартии» эта статья также имеет противоречия. Например, в ней указано, что:
- минимальный возраст приема на работу составляет 15 лет, за исключением случаев, когда дети заняты на легких работах, не наносящих вред их здоровью;
- медосмотр проходят до 18 лет, дети занятые на определенных видах работ.
2.2.8. Охрана труда инвалидов (ст.18)
а) необходимо создавать для них условия труда с учетом рекомендации медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), индивидуальных программ реабилитации, применять специальные мероприятия с учетом специфики этой категории.
б) привлечение инвалидов к работам в ночное время возможно только в случае их согласия, и при условии, что это не противоречит рекомендациям.
в) рабочие места инвалидов подлежат ежегодной аттестации.
3. Раздел 3. «Закона об ОТ». «Организация охраны труда».
Работодатель обязан создать в каждом структурном подразделении условия труда согласно нормативно-правовых актов.
С этой целью он обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда, а именно:
- создает соответствующие службы, назначает должностные лица, которые решают конкретные вопросы охраны труда, утверждают инструкции про их обязанностях, правах и ответственности и контролирует их исполнение;
- разрабатывает комплексные мероприятия для повышения уровня охраны труда;
- обеспечивает выполнение профилактических мероприятий;
- внедряет прогрессивные технологии, положительный опыт охраны труда;
- обеспечивает надлежащее содержание строений, производственного оборудования, мониторинг их технического состояния;
- обеспечивает устранение причин, которые приводят к несчастным случаям, и осуществляет профилактические мероприятия, определенных комиссиями по результатам расследования;
- организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственной базы, аттестацию рабочих мест и по итогам аудита устраняет опасные и вредные для здоровья производственные факторы;
- разрабатывает и утверждает положения, инструкции, которые действуют на предприятии, устанавливает правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, обеспечивает бесплатно работников этими актами;
- обеспечивает контроль за соблюдением работником технологических процессов, обращения с машинами и механизмами, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты;
- организует пропаганду безопасных методов труда;
- организует неотложные мероприятия для помощи пострадавшим, привлекает необходимые профессиональные аварийно-спасательные формирования при возникновении аварий.
Обязанности работника (ст.14)
Работник обязан:
- заботиться о личной безопасности и здоровье и окружающих людей;
- знать и выполнять требования нормативно-правовых актов, правилами обращения с машинами и механизмами, средствами коллективной и индивидуальной защиты.
3.1. Служба охраны труда на предприятиях
Работодатель в соответствии с приказом Госкомитета Украины по надзору за охраной труда №73 от 03.08.93г.
На предприятии с количеством работающих 50 и более человек создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, утверждаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда.
На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку.
Па предприятии с количеством работающих менее 20 человек для исполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку.
Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителями специалистам основных производственно-технических служб.
Специалисты службы охраны труда в случае выявления нарушений охраны труда имеют право:
· выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда;
· требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требований нормативно-правовых актов по охране труда;
· приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих;
· направлять работодателю представлени