Управление охраной труда на предприятии
Управление охраной труда представляет собой одну из составных частей общей системы управления предприятием. Вопросы охраны труда должны учитываться при принятии управляющих решений на всех уровнях и по всем вопросам производственной деятельности. В свою очередь успешное решение вопросов охраны труда позволяет добиваться более высоких производственных результатов.
Основными принципами управления охраной труда на предприятии являются:
приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности;
определение обязанностей всех работников по вопросам охраны труда;
комплексный системный подход к управлению охраной труда и производственным процессом;
решение вопросов охраны труда на всех стадиях производственного цикла, начиная с разработки технического задания, проектных работ и заканчивая отгрузкой и доставкой готовой продукции потребителю;
выполнение требований охраны труда на всех стадиях жизни производственного объекта, начиная с изыскательских, проектных, строительных, монтажных работ и заканчивая демонтажными работами и утилизацией;
постоянный контроль состояния охраны труда;
информирование работников о состоянии охраны труда, принимаемых решениях и их результатах.
Объектом управления охраной труда служит деятельность работников, структурных подразделений и служб по созданию и улучшению здоровых и безопасных условий труда, выполнению обязательств в области охраны труда.
Органами управления охраной труда являются:
руководитель предприятия (наниматель) – общее руководство на предприятии;
руководители структурных подразделений и служб – руководство подразделениями и службами;
служба охраны труда – контроль состояния охраны труда и организация работ в области охраны труда.
Согласно статье 16 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» [1] работодатели для организации работы и осуществления контроля по охране труда вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, специфики расположения объектов в соответствии с нормативами, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Служба охраны труда (специалист по охране труда) организует работу в области охраны труда в соответствии с Законом «Об охране труда», другими нормативными правовыми актами.
Должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы вводится при численности работающих свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.
Работодатель имеет право вводить должность специалиста по охране труда при меньшей численности работающих или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им лицо.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 года № 82 утверждено «Типовое положение о службе охраны труда организации» [20]. Постановлением определены основные задачи службы в области организации работы по охране труда:
координация деятельности подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
совершенствование Системы управления охраной труда;
внедрение передового опыта и научных разработок по безопасности и гигиене труда, пропаганда охраны труда;
информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
осуществление контроля по охране труда, в том числе за:
обеспечением требований безопасности и гигиены труда;
соблюдением законодательства о труде и охране труда;
выполнением (соблюдением) локальных нормативных актов по вопросам охраны труда.
В статье 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» [1] изложены права специалиста по охране труда:
- проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
- запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований по охране труда;
- выдавать работодателям, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;
- приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;
- вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда (Ст. 18 Закона «Об охране труда»). В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.
Комиссия по охране труда участвует в разработке:
- системы управления охраной труда;
- раздела об охране труда коллективного договора;
- соглашения и плана мероприятий по охране труда.
Участвует также в совместных действиях нанимателя и работников по осуществлению следующих мероприятий:
- обеспечения выполнения требований по охране труда;
- предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирования работников об их результатах.
При разработке плана мероприятий по охране труда и его оформлении руководствуются Положением о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь [21].