Виды занятий и методика обучения
Утверждаю
Директор филиала СЗАГС
в г. Великий Новгород
__________________А.В. Костюков
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ТРУДОВОЕ право»
по программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление»
Составитель: Васильева Н.Н. ст. преподаватель.
Утверждено на заседании кафедры теории и практики управления
«07» сентября 2009 г., протокол № 1
Зав. кафедрой_____________ /А.В. Костюков/
Великий Новгород
Выписка из государственного образовательного стандарта
Трудовое право. Трудовые отношения и производные от них отношения как предмет трудового права; предмет и метод трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой коллектив; права и роль профсоюзов; понятие коллективного договора и его роль; правовое регулирование трудоустройства; понятие трудового договора; виды трудовых договоров; рабочее время; время отдыха; методы правового регулирования заработной платы; тарифная система оплаты труда; системы заработной платы; правила внутреннего трудового распорядка; трудовая дисциплина; материальная ответственность сторон трудового правоотношения; охрана труда; индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения; трудовые конфликты и порядок их разрешения; надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.
Правосубъектность государственных служащих; правосубъектность должностного лица; государственные должности и их категории; понятие и сущность прохождения государственной службы; поступление на государственную службу; испытание при замещении государственной должности государственной службы; присяга государственного служащего; повышение по должности (продвижение по службе): поня гие, принципы; квалификационный разряд; классный чин, специальное звание, предельный возраст по службе; прекращение государственной службы; резерв на выдвижение, замещение государственных должностей государственной службы; денежное содержание государственного служащего; аттестация государственного служащего; совместительство на государственной службе; поощрение государственных служащих.
Понятие государственного служащего; правовой статус муниципального служащего; муниципальная должность: понятие и виды; прохождение муниципальной службы; прекращение муниципальной службы; поощрение и ответственность муниципальных служащих.
Цели и задачи курса
Учебные цели курса включают в себя приобретение студентами глубоких теоретических знаний об основных категориях, понятиях и догмах науки трудового права: привития навыков и умений правильного толкования и применения норм трудового права в том числе нового ТК РФ в конкретных ситуациях; формирования ясных представлений о целях, задачах и основных направлениях реформирования трудового законодательства.
Студенты должны знать историю развития трудового права в России, цели и задачи изучаемой дисциплины, основные принципы и функции трудового права, соотношения трудового права с другими отраслями права, в частности конституционного, гражданского, административного и уголовного, финансового. Студенты должны уметь отличать трудовой договор от гражданско-правового, понять цели и задачи социально-партнерских
отношений, формы и принципы их.
Виды занятий и методика обучения
Теоретические занятия по курсу трудовое право организуется по отдельным формам обучения (дневное, заочное, второе высшее) в виде лекций преподавателя и теоретических семинарах проводимых со студентами. На лекциях могут использоваться и технические средства обучения (если такими будет обладать в наличии институт), позволяющие студентам наглядно представлять изучаемые вопросы.
Теоретические семинары представляют собой занятия, на которых обсуждаются содержащиеся в литературе взгляды и концепции по наиболее сложным проблемам трудового права, относящиеся к теме семинара, по которым студенты на основе изучения литературных источников, правовых материалов и практики высказывают собственные оценки и суждения. Теоретические семинары могут проводиться в форме докладов студентов по теме семинара.
Теоретические семинары могут проводиться и в других формах, например в форме обсуждения публикаций в периодической печати, юридических журналах, в форме диспута по определенным вопросам и пр.
Практические занятия предназначены в первую очередь для того чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах, большинство которых имеют в своей основе рассмотренные судебные дела. Их решения позволят в учебной аудитории добиться максимального приближения студентов к практической деятельности будущего юриста.
Помимо задач могут быть предусмотрены задания. В отличие от задач, которые, как правило, направлены на решение конкретных споров, задание представляет собой поручения студентам подготовить различные правовые документы (например, трудовой договор, коллективный договор (соглашения, правила внутреннего трудового распорядка организации, должностную инструкцию и прочее)), провести сравнительный анализ определенных положений закона, составить схему по заданной теме и т.д.
Преподаватель для проведения теоретического и практического семинара, а также для подготовки задания должен рекомендовать литературу и относящиеся к данной теме правовые акты и правовые материалы с учетом новейших публикаций, а также новые нормативно-правовые акты и материалы практики.
Формы контроля
Оперативный контрольосуществляется в целях усвоения лекционного материала. Основной формой оперативного контроля является письменный опрос студентов на предмет знания основных понятий и терминов по каждой теме лекции.
Рубежный контрольосуществляется в целях определения уровня научно-практической подготовки студентов по дисциплине «Трудовое право». Рубежный контроль может осуществляться в форме реферата, контрольной работы или доклада, которые студенты подготавливают самостоятельно по одной из примерных тем, приведенных в структуре программы. При подготовке указанных письменных работ или устных докладов студенты должны изучить учебную, монографическую литературу по теме, нормативные источники, а также юридические периодические издания.
Итоговый контрольпо курсу предусматривается в форме зачета по итогам первого семинара и экзамена по итогам завершения учебного процесса по дисциплине.
Тестовый контрольможет применяться в качестве формы оперативного рубежного или итогового контроля, а также для самопроверки студентов. Тестовая система позволяет определить освоение основных фрагментов учебной программы.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Всего часов | В том числе, час. очно (5 лет) / заочно( 6 лет) | Формы контроля (очно/заочно) | ||
Аудиторная работа | Самост. работа | ||||
лекции | практич. занятия | ||||
Тема 1. Понятие, принципы и система трудового права | - | ||||
Тема 2. Источники трудового права (нормативные правовые акты о труде) | - | ОК*/ОК | |||
Тема 3. Трудовые правоотношения | - | ||||
Тема 4. Коллективные договора и соглашения | - | ОК*/ОК | |||
Тема 5. Правовое регулирование занятости и трудоустройства | - | ||||
Тема 6. Трудовой договор | - | ОК*/ОК | |||
Тема 7. Рабочее время и время отдыха | - | ||||
Тема 8. Правовое регулирование заработной платы. Гарантийные и компенсационные выплаты | - | РК**/РК | |||
Итого: | - | ||||
Итоговый контроль | Экзамен |