Дисциплины «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя»

Для преподавания дисциплины «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя» будет использоваться ряд технических средств обучения. Они представлены демонстрациями натуральных технических объектов и технологических процессов, а также их макетов и моделей, плакатами. Также для проведения лабораторных работ необходимо разработать «методические пособия». Данные средства обучения помогут учащимся наглядно представить излагаемый материал и более качественно изучить его.

Для более качественного изучения дисциплины необходимо выделить в каждой теме узловые вопросы. Преподаватель в начале рассмотрения темы должен делать акцент на названии темы и узловых вопросах для конспектирования.

Узловой вопрос – это главное, самое важное, существенное в теме, от которого зависит всё остальное содержание.

Виды применяемых средств обучения представлены в таблице 8.

Таблица 8. Материальное, методическое и программное обеспечение

дисциплины «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя»

Тема Натуральные объекты Модели, макеты, муляжи Плакаты (презентации) Транспаранты Учебные кинофильмы Тренажёры Инструкции, технологические карты
    «Устройство системы охлаждения двигателя»
  Узловые вопросы Средства обучения
        Устройство и работа радиатора системы охлаждения     +         +       +                  
  Назначение, устройство и принцип работы водяных насосов и расширительных бачков + + +        
Виды, устройство, влияние температуры на принцип работы термостатов и вентиляторов + + +        

Так как дисциплина «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя» преподаётся впервые, нужно разработать для неё перспективно – тематический план.

3 Перспективно тематическое планирование

3.1 Перспективно тематическое планирование дисциплины

Разработка перспективно тематического плана является самостоятельным этапом работы преподавателя профессионального обучения. Вместе с тем это итог всей его предыдущей деятельности, состоящей в анализе учебного плана, программы, учебников и учебных пособий.

Перспективно-тематическое планирование позволяет создать стройную систему уроков, избежать просчетов по времени, разработать основы для осуществления межпредметных связей изучаемого курса с другими учебными предметами. Качественная разработка перспективно-тематического плана позволяет правильно использовать материально-техническую базу учебного заведения, повысить степень оснащенности учебного процесса техническими средствами обучения, демонстрационными приборами и оборудованием.

В ходе перспективно-тематического планирования преподаватель профессионального обучения решает следующие задачи:

- распределение материала тем по занятиям;

- устанавливает организационные формы и методы обучения для каждого занятия;

- конкретизирует перечень применяемых средств обучения;

- намечает содержание домашнего задания по каждому занятию.

Специфика содержания учебных предметов, особенности методики работы каждого преподавателя, различия учебно-материальной базы профтехучилищ и ряд других факторов обусловили невозможность разработки единой формы перспективно тематического плана.

Разработка перспективно тематического плана должна осуществляться на основе его оптимизации, т.е. путем научно обоснованного выбора наилучшего для конкретных условий варианта. Оптимально построенный план предусматривает целенаправленный подход к реализации процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются принципы обучения, особенности содержания изучаемой темы, арсенал возможных форм и методов обучения, уровень образовательной подготовки группы и возможности учащихся.

Основной структурной единицей перспективно-тематического плана является тема, в рамках которой преподаватель оптимизирует план, так как на основе всего ее материала, а не отдельного урока формируется и реализуется целостный комплекс образовательных и воспитательных целей. Поэтому план необходимо составлять по темам, последовательно переходя от полной разработки плана одной темы к плану другой.

Составление перспективно-тематического плана – творческий процесс, не поддающийся алгоритмизации. Как правило, решение о назначении или выборе тех или иных характеристик плана принимается преподавателем.

Разработаем перспективно - тематический план по теме «Устройство системы охлаждения двигателя».

3.2. Перспективно тематический план преподавания дисциплины «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя» по теме «Устройство системы охлаждения двигателя»

Примерный порядок разработки

1. Провести дидактический анализ учебного материала темы: установить его группу, выявит преимущественный характер содержания, определить степень новизны последнего, установит степень сложности и обобщенности материала темы (конкретный, обобщенный).

2. Разработать структуру темы, выделяя в ней логически законченные по содержанию фрагменты. По каждому пункту рубрик конкретизировать дидактические задачи – перечень формируемых у учащихся знаний, умений и навыков.

3. Установить по каждому пункту темы содержание и выбрать вид практической деятельности учащихся, обеспечивающий формирование у них искомых знаний, умений и навыков.

4. Произвести предварительную разбивку всего материала темы на занятия. Для этого, руководствуясь разработанными задачами изучения темы и требуемыми для их осуществления видами деятельности учащихся, определить время необходимое для изучения каждого ее пункта.

5. Определить время, отводимое на изучение отдельных пунктов, таким образом, чтобы общие его затраты были равны времени, отведенному на усвоение темы по тематическому плану предмета.

В качестве примера разработан перспективно-тематический план по теме «Устройство системы охлаждения двигателя» 8 часов, из них 6 часов теоретических занятии и 2 часа лабораторных работ представленный в таблице 9.

Таблица 9. Фрагмент перспективно-тематического плана преподавания

темы «Устройство системы охлаждения двигателя». Урок – «Основные

части системы охлаждения двигателя».

№ урока Тема программы урока Цель урока: учебная, воспитательная, развивающая Учебная, методическая литература по теме, справоч-ники Формы организации учебной работы на занятиях Виды самостоятельной работы учащихся на уроке Межпред-метные и внутри-предметные связи Связь с производственным обучением Учебно-нагладные пособия, дидактический материал, ТСО Домашнее задание учащимся
№1 Устройство системы охлаждения двигателя. Урок –«Основные части   системы охлаждения" (90 мин) Учебная: объяснить учащимся основные особенности системы охлаждения, научить различать виды системы охлаждения. Производить их техническое обслуживание. Воспитательная: воспитать чувство аккуратности, бережливости. Развивающая: развитие образного представления механизма системы охлаждения В качестве главного учебника возьмем уч – к «Устройство а ремонт автомобиля» (Молоков В.М., Зеленин С.Ф.), а уч – к «ТО и ремонт автомобилей»   (Туревский И.С.) используем в качестве дополнит. Учебная работа выполняется в виде урока. Самостоятельная работа выполняется в виде письменного ответа на контр – е вопросы, конспектирование   Данная тема связана с темами предмета: «ТО и ремонт автомобиля», «Устройство автомобиля».   Внутри-предметные связи №2.3, №2.4, №2.5 Данная тема связана с темой предмета «Производственное обучение» Ремонт и техническое обслуживание системы охлаждения   В ходе урока используются плакаты и модели. Изучать страницы учебника 1, стр. 67-72.

Вывод: В данной курсовой работе перспективно-тематическое планирование показали на примере урока «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя» из темы «Устройство системы охлаждения двигателя». Был рассмотрен один урок, определена его цель, дана рекомендуемая учебная литература для учащихся, показана связь темы данного урока с темами предметов.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы были проанализированы: государственный стандарт образования, существующие учебные планы ПТУ, программы дисциплины «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Устройство автомобиля», учебная литература, представлено перспективно-тематическое планирование темы «Устройство системы охлаждения двигателя».

В ходе анализа учебного плана КТК было выявлено, что он не в полной мере удовлетворяет требованиям по подготовке слесаря (моториста) по техническому обслуживанию и ремонту системы охлаждения двигателя, вследствие чего учебный план, взятый за основу, был изменён. Так же было выяснено, что дисциплина «ТО и ремонт системы охлаждения двигателя» тесно связана как с «Производственным обучением» так и с другими специальными дисциплинами.

Процесс выполнения курсовой работы является хорошей формой самопроверки и самоподготовки к будущей деятельности преподавателя профессионального обучения. Возможно, в дальнейшем, полученные данные теоретические основы и практические умения и навыки помогут нам в педагогической деятельности, при подготовке к урокам, а это одно из условий успешного решения задачи формирования в процессе обучения в профессионально технических учреждениях высококвалифицированного рабочего широкого профиля с творческим подходом к делу.

Список литературы

1. Лекционный материал по предмету «Методика профессионального обучения».

2. Сборник учебных планов и программ для подготовки слесарей по ремонту автомобилей в средних профессионально-технических училищах.

3. Карагодин В.И. «Ремонт автомобилей и двигателей»;

4. Молоков В.М., Зеленин С.Ф. «Устройство и ремонт автомобиля»;

5. Туревский И.С. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» (2 тома)

6. Яковлев В.А. «Устройство легкового автомобиля.

7. Волгин В.В. «Причины неисправности автомобиля»

Наши рекомендации