Примирительный порядок разрешения коллективных споров

В правовом государстве споры не могут решаться с позиции силы. Закон ориентирует разрешение коллективных споров главным образом примирительным порядком, не доводя до конфликтов или забастовок.

Трудовой кодекс предусматривает порядок урегулирования разногласий самими сторонами.

Требования коллектива работников нанимателю при заключении, изменении или прекращении коллективного договора, соглашения выдвигаются по истечении одного месяца (или иного срока, определяемого сторонами) с начала ведения коллективных переговоров. Требования формулируются и утверждаются на общем собрании либо конференции большинством голосов присутствующих работников (делегатов конференции). Требования работников излагаются в письменной форме и направляются другой стороне - нанимателю (ч. 3 ст. 379 ТК).

Если наниматель требования работников удовлетворяет, то разногласия погашаются и спор не возникает. Если же они полностью или частично отклонены или наниматель не уведомил представительный орган работников о своем решении в течение 10 дней, то возникает коллективный трудовой спор.

При возникновении спора в трехдневный срок создается примирительная комиссия (ч. 1 ст. 380 ТК).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Члены примирительной комиссии могут быть определены предварительно в коллективном договоре, соглашении.

Т.е. ст.380 ориентирует стороны спора на урегулирование возникших разногласий путем примирения.

Основной формой примирения является примирительная комиссия.

Примирительная комиссия - это совместный, паритетный орган спорящих сторон коллективного спора, порядок создания и деятельности которой регулируется законодательством.

Представители сторон, предложенные в примирительную комиссию, не позднее чем в трехдневный срок большинством голосов избирают в состав примирительной комиссии нейтрального члена, не входящего в данный представительный орган работников и не работающего у данного нанимателя.

При недостижении решения об этом нейтральный член комиссии в пятидневный срок назначается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Способ избрания нейтрального члена определяется примирительной комиссией. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется соглашением между нейтральным членом и сторонами спора. Он при рассмотрении спора обладает равными правами с остальными членами примирительной комиссии.

Процедура избрания и порядок назначения оформляется протоколом заседания представителей сторон спора. Порядок назначения нейтрального члена примирительной комиссии, его права и обязанности, порядок выплаты и размер вознаграждения регламентированы в Положении о нейтральном члене примирительной комиссии, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от октября 2003 года №23 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №122 8/10130).

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией не позднее 5 дней с момента избрания либо назначения нейтрального члена. Наниматель и профсоюз обязаны предоставить примирительной комиссии информацию, необходимую для её работы. Предложения примирительной комиссии по разрешению спора принимаются большинством голосов членов комиссии, включая нейтрального. Предложения примирительной комиссии подписываются председателем и направляются сторонам для принятия решения по спору.

При согласии сторон с предложениями примирительной комиссии спор прекращается (ч. 2 ст. 381 ТК). При несогласии с предложениями примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника, который приглашается по соглашению между ними.

После консультаций (в том числе конфиденциальных) со сторонами посредник вносит не позднее пятидневного срока предложение по разрешению спора (ч. 1 ст. 382 ТК).

При согласии сторон с предложениями посредника спор прекращается (ч. 4 ст. 382 ТК). Это соглашение является обязательным для сторон.

Арбитраж.

Закон определяет два вида арбитража:

♦ трудовой арбитраж (ст. 383 ТК);

♦ Республиканский трудовой арбитраж (ст. 385,386 ТК).

При несогласии одной из сторон с предложениями примирительной комиссии (посредника) стороны по соглашению между собой не позднее чем в пятидневный срок могут обратится в трудовой арбитраж.

Трудовые арбитражи могут создаваться из числа трудовых арбитров Республиканским трудовым арбитражем, сторонами, органами государственного управления, другими нанимателями (ч. 2 ст. 383 ТК). Количественный состав арбитража, порядок рассмотрения в нем споров, правила принятия решений, иные вопросы его деятельности определяются в коллективном договоре, соглашении либо по соглашению сторон. Согласно ст. 384 ТК трудовыми арбитрами могут быть научные работники, общественные деятели, работники органов государственного управления, других нанимателей, иные определенные сторонами лица, имеющие высшее юридическое или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее 3 лет.

Порядок создания и работы трудовых арбитражей регламентирован постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 августа 2004 года №29 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №8/11413). Трудовой арбитраж является временно действующим органом, создаваемым на добровольной основе, осуществляющим разрешение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-трудовой сфере.

Создаваемые трудовые арбитражи должны быть зарегистрированы в Республиканском трудовом арбитраже.

Для регистрации трудового арбитража стороны спора представляют в Республиканский трудовой арбитраж

следующие документы:

-заявление с просьбой о регистрации

-копию соглашения сторон о передаче спора в трудовой арбитраж

- копию протокола о создании трудового арбитража

- копии документов, подтверждающих правоспособность сторон спора.

Республиканский трудовой арбитраж вправе отказать в регистрации трудового арбитража в случае непредставления необходимых документов, либо несоответствия представленных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Мотивированный отказ в регистрации трудового арбитража в письменной форме в трехдневный срок направляется Республиканским трудовым арбитражем сторонам спора.

Списки лиц, которые могут привлекаться в качестве трудовых арбитров (кадровый реестр трудовых арбитров Республики Беларусь), составляются Республиканским трудовым арбитражем с учетом предложений органов государственного управления, других нанимателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. В число трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения спора, не могут входить представители сторон по рассматриваемому спору.

Трудовой арбитр - должностное лицо, наделенное правом в установленном порядке разрешать коллективные трудовые споры.

Трудовым арбитром могут быть совершеннолетние дееспособные физические лица, имеющие высшее юридическое образование или экономическое образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. Председатель Республиканского трудового арбитража является по должности Главным трудовым арбитром Республики Беларусь. Полномочия трудового арбитра определяются Положением о трудовом арбитре Республиканского трудового арбитража, утвержденным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 31 января 2003 года №3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №25. 8/9149).

Обратиться в трудовой арбитраж можно только после рассмотрения спора в примирительной комиссии и при несогласии с ее предложениями, а если стороны обращались к посреднику - то при несогласии с его предложениями. Решение трудового арбитража в письменной форме не позднее пятидневного срока со дня получения обращения сторон направляется сторонам и имеет для них, как правило, рекомендательный характер (ч. 3 ст. 383 ТК).

Решение принимается большинством голосов арбитров. Участвующих в рассмотрении спора. Трудовой арбитр, не согласный с решением по спору, вправе изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщается к делу. Решение трудового арбитража подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении спора трудовыми арбитрами, в пятидневный срок вручается сторонам спора под расписку и направляется в Республиканский трудовой арбитраж.

В соответствии со ст. 385 ТК Республиканский трудовой арбитраж является постоянно действующим трудовым арбитражем и создается для:

· рассмотрения коллективных споров, отнесенных к его компетенции;

· координации деятельности органов государственного управления, других нанимателей и представи­тельных органов работников по урегулированию споров на стадии примирения;

· ведения кадрового реестра трудовых арбитров Республики Беларусь, организации их обучения (повы­шения квалификации);

· методического руководства системой примирения, посредничества и арбитража;

· регистрации трудовых арбитражей;

· ведения учета коллективных споров, рассматриваемых трудовыми арбитражами, обобщения арбит­ражной практики по их рассмотрению, изучения причин и условий возникновения коллективных споров и подготовки предложений по их устранению.

К исключительной компетенции Республиканского трудового арбитража относятся коллективные споры:

· в объединениях, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

· об исполнении коллективных договоров и соглашений;

· в организациях, в которых законодательством установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, обществен­ного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц;

· возникающие при заключении, изменении или прекращении соглашений на республиканском и отраслевом уровнях.

Республиканский трудовой арбитраж имеет право принимать в пределах своей компетенции постановления и разъяснения, обязательные для трудовых арбитражей.

Общее руководство деятельностью Арбитража осуществляется Министерством юстиции. Возглавляет Арбитраж Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь по представлению Министерства юстиции. Численность и персональный состав трудовых арбитров Арбитража утверждается Правительством Республики Беларусь. Для коллективного рассмотрения важнейших вопросов в Арбитраже образуется Президиум в составе Председателе Арбитража, его зама, руководителей структурных подразделений Арбитража и трудовых арбитров.

Статья 386 ТК предусматривает, что коллективные споры рассматриваются Республиканским трудовым арбитражем в составе трех арбитров, избираемых по соглашению сторон из числа трудовых арбитров, рекомендованных Председателем Республиканского трудового арбитража или предложенных сторонами.

При недостижении соглашения сторон трудовых арбитров назначает Председатель Республиканского трудового арбитража. Коллективный спор рассматривается с участием представителей сторон, а в необходимых случаях - с привлечением экспертов. В ходе рассмотрения коллективных споров Республиканский трудовой арбитраж заслушивает объяснения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора, информирует в случае необходимости Президента Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, иные органы государственного управления о возможных социальных последствиях спора.

По спорам об исполнении коллективных договоров, соглашений Республиканский трудовой арбитраж вправе на основании мотивированного заключения экспертов признать отдельные положения коллективного договора, соглашения не имеющими юридической силы.

Республиканский трудовой арбитраж принимает решение по коллективному спору, как правило, не позднее двухнедельного срока со дня получения заявления. Этот срок может быть продлен Председателем Республиканского трудового арбитража в зависимости от сложности спора, но не более чем на один месяц. Решение принимается большинством голосов, подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам спора.

Решения Республиканского трудового арбитража по спорам об исполнении коллективных договоров и соглашений, а также по спорам, возникающим в организациях, в отношении работников которых в соответствии с законом установлены ограничения реализации права на забастовку, вступают в законную силу по истечении срока на обжалование. Решение Республиканского трудового арбитража по таким спорам может быть обжаловано заинтересованной стороной в суд в десятидневный срок со дня получения.

В остальных случаях решение Республиканского трудового арбитража носит рекомендательный характер и приобретает для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение о выполнении этого решения.

Составляется протокол каждого арбитражного заседания, который должен отражать все существенные моменты разбирательства. Протокол подписывается председательствующим и секретарем арбитражного заседания. Решения Арбитража не позднее трех дней со дня его вынесения направляются сторонам спора.

Решение Арбитража может быть обжаловано Главному трудовому арбитру.

Заявление о пересмотре решения Арбитража подается заинтересованной стороной спора в семидневный срок со дня его вынесения.

Главный трудовой арбитр при наличии оснований в десятидневный срок вправе принять мотивированное постановление об:

- оставлении решения Арбитража без изменений

- отмене решения Арбитража и направлении дела по спору на рассмотрение новым составом арбитров.

В случае неисполнения обязательного для сторон решения Республиканского трудового арбитража заинтересованная сторона коллективного спора в месячный срок со дня его получения имеет право обратиться в суд для принудительного исполнения этого решения.

Наши рекомендации