Лабораторная работа № 4.4

«Оценка эффективности действия зануления»

Цель работы.Оценить эффективность действия зануления в трехфазной пятипроводной сети с заземленной нейтралью напряжением до 1000 В.

Содержание работы

Оценить эффективность действия зануления в сети без повторного заземления РЕN-проводника.

Оценить эффективность действия зануления в сети с повторным заземлением РЕN-проводника.

Оценить эффективность использования повторного заземления РЕN-проводника при его обрыве.

Порядок выполнения работы

Определение тока короткого замыкания при замыкании фазного провода на корпус.

1. Заземлить нейтраль источника тока (перевести S1 в верхнее положение).

2. Подключить N и РЕN-проводники к источнику питания (переключатели S6, и S7 в верхнем положении).

3. Убедиться, что переключатели S12, S13 находятся в нижнем положении.

4. Подключить корпус 2 к РЕN-проводнику (переключатель S11 в верхнем положении).

5. Установить переключатель амперметра в положение А2.

6. Включить стенд (положение переключателя СЕТЬ - I).

7. Нажать кнопку «СБРОС» (поз.23) для сброса прежних показаний измерительных приборов.

8. Подключить корпус 2 к сети (положение автомата S8- I).

9. Произвести замыкание фазного провода В на корпус 2 кнопкой S10.

10. Снять показания амперметра А2.

11. Отключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении 0).

13.3.2 Определение распределения потенциалов в схеме зануления без повторного заземления РЕN-проводника и при наличии повторного заземления.

1. Установить режимы переключателей в соответствии с п. 5.3.1.

2. Включить стенд (положение переключателя СЕТЬ - I).

3. Подключить корпус 2 к сети (положение автомата 88- I).

4. Произвести замыкание фазного провода В на корпус 2 кнопкой S10 (переключатель S13 в нижнем положении 0).

5. Вольтметром с помощью гибкого проводника измерить следующие напряжения:

· напряжение на РЕN-проводнике относительно земли (гнездо ХЗ);

· напряжение на корпусе относительно земли (гнездо Х4).

6. Выключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении 0).

7. Подключить повторное заземление РЕN-проводника (переключатель S13 в верхнем положении I).

8. Установить значения Rп = 4 Ом.

9. Включить стенд (переключатель СЕТЬ в положении I).

10. Нажать кнопку «СБРОС» (поз.23) для сброса прежних показаний измерительных приборов

11. В соответствии с п.п. 4 и 5 измерить напряжение на корпусе (гнездо Х4), на РЕN -проводнике относительно земли (гнездо ХЗ), а также ток короткого замыкания А2.

12. Установив переключатель амперметра в положение А4, измерить ток замыкания на землю, выбрав при этом соответствующий предел измерения.

13. Отключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении «0»).

14. Устанавливая последовательно значения Rп = 10; 100 Ом, произвести аналогичные измерения токов и напряжений.

15. Выключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении «0»).

13.3.3 Оценка эффективности повторного заземления при обрыве РЕЫ-проводника.

1. Отключить повторное заземление Rп от РЕN-проводника (переключатель S13 в нижнем положении 0).

2. Произвести «обрыв» РЕN-проводника между корпусами 1 и 2, для чего перевести переключатель S7 в нижнее положение «0».

3. Включить стенд (переключатель СЕТЬ в положении I).

4. Включить автомат защиты (S8 в положении I).

5. Произвести замыкание фазного провода В на корпус 2 кнопкой S10.

6. Вольтметром с помощью гибкого проводника измерить напряжения на РЕN-проводнике (гнездо ХЗ) и корпусе (гнездо Х4).

7. Установив переключатель амперметра в положение А2, измерить ток замыкания (предварительно нажав кнопку «Сброс»).

8. Выключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении 0).

9. Подключить повторное заземление к РЕN-проводнику (переключатель S13 в верхнем положении).

10. Установить значение Rп = 4 Ом.

11. Включить стенд (переключатель СЕТЬ в положении I).

12. В соответствии с п. 6 измерить напряжения на корпусе, на РЕN-проводнике относительно земли (гнездо ХЗ), а также ток замыкания на землю.

13. Установить значения Rп = 10; 100 Ом, соответственно произвести измерения напряжений и тока.

14. Выключить стенд (переключатель СЕТЬ в положении 0).

Содержание отчета

Обработать результаты измерений, представив их в виде таблиц. Отчет должен содержать принципиальные схемы исследуемых режимов, результаты измерений напряжения на РЕN-проводнике относительно земли при отсутствии и наличии повторного заземления, а также при обрыве РЕN-проводника и замыкании на корпус 2, краткие выводы по каждому из разделов измерений.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. На какие группы делятся электроустановки в зависимости от условий электробезопасности?

2. Назовите основные типы питающих электросетей.

3. Дайте определение нейтрали. Назовите основные типы нейтралей.

4. Перечислите основные типы проводящих частей.

5. От каких факторов зависит исход поражения электрическим током?

6. Перечислите основные случаи включения человека в электрическую цепь. Какая из схем представляет наибольшую опасность?

7. Какими факторами определяется опасность для человека в сетях с изолированной нейтралью?

8. Прикосновение к какому проводу более опасно для человека (исправный, несправный, фазный, нефазный) и почему?

9. Что такое напряжение прикосновения? При каких условиях оно более опасно для человека?

10. Назовите основные технические средства защиты от опасности прикосновения к токоведущим частям электроустановок.

11. Что такое защитное заземление и как с помощью его осуществляется защита человека от поражения электрическим током?

12. Чем защитное заземление отличается от рабочего заземления и заземления молниезащиты?

13. Назовите принцип действия защитного заземления. При каких условиях достигается его наибольшая эффективность?

14. Перечислите основные области применения защитного заземления.

15. Что такое зануление? В чем его отличие от заземления?

16. Чем нулевой защитный проводник отличается от нулевого рабочего и PEN – проводников?

17. Для каких целей используется зануление?

18. Перечислите основные области применения зануления.

19. Сформулируйте основной принцип действия зануления.

20. Чем определяется надежность зануления?

21. Для каких целей используется защитное отключение?

22. Сформулируйте принцип работы УЗО.

23. По каким параметрам выбирается УЗО?

24. В каких целях используется УЗО, реагирующее на дифференциальный (остаточный) ток?

25. Назовите основные типы дифференциальных УЗО по условиям функционирования.

26. Назовите основные типы дифференциальных УЗО по типу конструкции.

27. Назовите основные элементы лабораторного стенда.

28. Какие приборы используются при работе лабораторного стенда? Какие показатели измеряются этими приборами и в каких единицах?

Наши рекомендации