Организация курсового проектирования
ДЕТАЛИ МАШИН
Учебное пособие по курсовому проектированию
для студентов направлений:
151000 «Технологические машины и оборудование»,
150400 «Металлургия»
всех профилей и форм обучения
Новотроицк, 2014 г
УДК 621.81
ББК 34.42
Г 12
Рецензенты:
Механик Электросталеплавильного цеха ОАО Уральская сталь
С.М. Чеботарев
Доцент кафедры металлургических технологий ФГОУ ВПО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Новотроицкий филиал, к.т.н.
А.Н. Шаповалов
Гавриш П.В.Детали машин: Учебное пособие по курсовомудля студентов, обучающихся по направлениям: 151000 «Технологические машины и оборудование», 150400 «Металлургия». - НФ МИСиС, 2014. – 68 с.
Вучебном пособии изложены цели и задачи курсового проекта по дисциплине "Детали машин", даны рекомендации по организации курсового проектирования, приведена тематика заданий на курсовое проектирование, рассмотрены требования к содержанию и объему курсового проекта, изложены требования по оформлению графической части и пояснительной записки проекта. Методика проектирования подробно рассмотрена на конкретном примере. Приведены вопросы для подготовки к защите курсового проекта и даны необходимые справочные данные.
Рекомендовано Методическим советом НФ НИТУ «МИСиС».
© Новотроицкий филиал
ФГАОУ ВПО «Национальный
исследовательский технологический университет «МИСиС», 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………...……….................. | ||
1 Организация курсового проектирования………………….……………..…………………... | ||
2 Тематика заданий………………………………………………………….…………………... | ||
3 Объем и содержание курсовых проектов………………………………..…………………… | ||
4 Оформление чертежей проекта…………..……………………………..…………………….. | ||
4.1 Общие положения ………………………………………………..……………………… | ||
4.2 Чертеж общего вида ……………………………………………..…………………......... | ||
4.3 Сборочный чертеж закрытой передачи ……………………...…………………………. | ||
4.4 Рабочие чертежи деталей …………………………………...…………………………… | ||
5 Оформление пояснительной записки………………………….……………………………... | ||
5.1 Общие указания …………………………………………..……………………………… | ||
5.2 Построение пояснительной записки …………………..……………………………….. | ||
5.3 Спецификации ………………………………………..………………………………….. | ||
6 Вопросы для подготовки к защите проекта……………..…………………………………... | ||
7 Пример оформления курсового проекта……………….…………………………………….. | ||
Библиографический список …………….………………………………………………………. | ||
Приложение А | Передаточные числа одноступенчатых и двухступенчатых редукторов………………………………………………………………….. | |
Приложение Б | Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления зубчатых колес …………………………………………….. | |
Приложение В | Значение межосевых расстояний (мм) тихоходной ат и аб ступеней двухступенчатого редуктора по ГОСТ 2185-66………………………….. | |
Приложение Г | Значения коэффициента c [3, с. 93] и параметров режима нагружения по контактным напряжениям cн и напряжениям изгиба cF ……………....... | |
Приложение Д | Рекомендуемые материалы для шестерни и колеса тихоходной ступени и виды их термообработки………………………………….......................... | |
Приложение Ж | Размеры (мм) цилиндрических (а) по ГОСТ 12080-75 и конических (б) по ГОСТ 12080-72 концов валов…………………………………………… | |
Приложение И | Механические характеристики некоторых сталей, используемых для изготовления валов диаметров менее 100 мм……………………………… | |
Приложение К | Моменты сопротивления валов с сечением, ослабленным шпоночным пазом………………………………………………………………………….. | |
Приложение Л | Размеры (в мм) фланца по разъему чугунного корпуса одноступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов……………………………………… | |
Приложение М | Размеры (в мм) нижнего фланца чугунного корпуса одноступенчатых (I) и двухступенчатых (II) редукторов ………………………………………… | |
Приложение Н | Размеры (в мм) элементов корпуса редуктора. Области подшипниковых узлов для одноступенчатых и двухступенчатых редукторов………… | |
Приложение П | Основные размеры элементов сварной рамы (швеллеры), шайбы косые…………………………………………………………………………. | |
Приложение Р | Предельные отклонения размеров отверстий и валов и колец подшипников качения класса точности О…………………………………. | |
Приложение С | Сводная таблица допусков и посадок………………………………………. | |
Приложение Т | Образцы чертежей…………………………………………………………… |
Введение
Учебное пособие включают вопросы организации, выполнения и защиты курсовых проектов по "Деталям машин " с учетом специфики кафедры ОМП НФ МИСиС. Разработано на основе общеинститутских и кафедральных методических указаний по курсовому проектированию и предназначено для студентов и руководителей курсовых проектов. В методических указаниях отражен опыт работы кафедры по использованию в учебном процессе элементов автоматизированного проектирования.
Методические указания написаны с учетом требований квалификационной характеристики бакалавра.
Целью курсового проектирования является систематизация, углубление, расширение и закрепление студентами теоретических знаний и применение этих знаний для комплексного решения конкретных инженерных задач.
К основным задачам курсового проектирования относятся: приобретение студентами практических навыков самостоятельной творческой работы по анализу исходных материалов для проектирования. Использование справочной литературы, стандартов и других нормативных материалов; разработка наиболее эффективных решений; выполнение необходимых инженерных расчетов с использованием современных средств вычислительной техники, и оформление проектной документации в соответствии с требованиями единой система конструкторской документации (ЕСКД).
Курсовой проект имеет важное учебное и воспитательное значение, поскольку представляет собой первую большую самостоятельную работу студента с начала его обучения. Здесь студент впервые подходит к решению конкретной технической проблемы, приобретая навыки по системному подходу к анализу возникающих перед ним задач и выбору оптимальных проектных решений на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Курсовой проект является по существу общеинженерным проектом, завершающим цикл общенаучных и общетехнических дисциплин. В проекте используются и закрепляются знания полученные студентами не только по данному курсу, но и ряду предшествующих. Таких как механика, инженерная графика, программирование и др. Большое значение курсового проекта состоит также в том, что здесь студент впервые знакомится с основами автоматизированного проектирования и использует его элементы в процессе проектирования отдельных сборочных единиц.
Знания и опыт, приобретенные студентом в процессе выполнении курсового проекта, являются хорошей базой для выполнения курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного проекта.
Организация курсового проектирования
Проектирование, начинается с выдачи технического задания, подписанного руководителем проекта, и проведением вводного занятия. В дальнейшем проводятся в основном консультации по отдельным этапам проектирования. Консультации проводятся регулярно по расписанию. Весь процесс проектирования можно разбить на ряд отдельных взаимосвязанных этапов, при этом студент переходит к выполнению следующего этапа только с разрешения руководителя проекта. Основными этапами курсового проекта с указанием их примерной трудоемкости являются:
1) выбор элементов привода и предварительный расчет закрытой передачи - 20%;
2) эскизная проработка конструкции закрытой передачи на миллиметровке - 20%;
3) разработка сборочного чертежа закрытой передачи - 20%;
4) разработка чертежа общего вида и конструкции рамы - 20%;
5) оформление проекта - 20%.
На большинстве этапов курсового проектирования предусмотрено использование элементов автоматизированного проектирования с применением ПК. Блок-схема алгоритма выполнения курсового проекта приведена на рисунке 1.
Защита курсового проекта является активной формой проверки качества знаний студента и должна быть построена так, чтобы студент мог всесторонне обосновывать предложенные им проектные решения и воспитывать чувство ответственности за качество выполненной им работы. Защита проекта проводится по расписанию руководителем проекта; продолжительность защиты - до получаса. К защите проектов допускаются только те студенты, которые полностью выполнили установленный объем работ.
Проект оценивают по пятибалльной системе. При оценке проекта учитывают: правильность и обоснованность принятых студентом решений; проявленная при этом инициатива; степень сложности выполненного проекта, качество выполнения чертежей, и их соответствие требованиям ЕСКД и других стандартов, правильность выполнения расчетов и оформления пояснительной записки. Ответы студента на вопросы при защите, а также его отношение к работе над проектом в течение всего семестра.
В случае получения неудовлетворительной оценки (или желания студента пересдать проект на более высокую оценку) вопрос о возможности повторной зашиты и сроках ее проведения решает деканат по согласованию с кафедрой. Условия проведения повторной защиты определяет заведующий кафедрой с учетом мнения руководителя. Она может быть проведена: по тому же самому проекту без внесения внего каких-либо изменений, или с внесением необходимых исправлений и дополнений в чертежи и пояснительную записку. После исправления отдельных частей проекта. После ответа на дополнительные вопросы, или в исключительных случаях, после выполнения проекта по другому техническому заданию.
Итоги курсового проектирования обсуждаются на заседании кафедры с оценкой работы и разработкой конкретных мероприятий по дальнейшему улучшению курсового проектирования; на заседании кафедры также рассматриваются и утверждаются результаты конкурса на лучший курсовой проект.
Рисунок 1 - Блок-схема алгоритма выполнения курсового проекта
Тематика заданий
Тематика заданий на курсовой проект должна удовлетворять требованиям квалификационной характеристики бакалавра и отвечать целям и задачам, зафиксированным в программе курса, а также отражать специфику дисциплин, преподаваемых на кафедре. Задания на курсовой проект должны быть увязаны со специальностью студентов и при этом являться достаточно разнообразными. Тематика заданий должна периодически обновляться и совершенствоваться с учетом требований научно-технического прогресса.
Наиболее распространенной темой курсовых проектов является разработка приводных устройств к различным машинам и механизмам обогатительного производства. Подобные задания отличаются большим разнообразием, обеспечивают вариативность и позволяют широко применять современные методы расчета и проектирования с помощью ПК. В качестве тем специальных курсовых проектов, индивидуальных или групповых, могут быть проекты реальных механизмов и устройств, встречающиеся при выполнении научно-исследовательских работ, проекты подсистем автоматизированного проектирования и др.
Пример технического задания на курсовой проект приведен в п.7.