Модели управления персоналом

Ø Управление по результатам. Эта система управления с заданием результатов при децентрализованной организации руководства (кор­поративные центры прибыли). Задачи делегируются рабочим груп­пам и определяется достижение конкретных результатов. Такая сис­тема имеет различные этапы задания результатов, их измерения и контроля. Делегированные из центра задачи контролируются на осно­ве их сравнения с полученными результатами.

Управление посредством мотивации.Эта модель опирается на изучение потребностей, интересов, настроений, личных целей со­трудников, а также на возможность интеграции мотивации с произ­водственными требованиями и целями предприятия.

Как известно, в управленческой науке разработаны различные мотивационные модели, которые нашли широкое практическое примене­ние в преуспевающих фирмах развитых стран. Среди них наиболее традиционными являются:

1) рациональная мотивационная модель, в основе которой - исполь­зование материальных стимулов, то есть награждение или взыскание по результатам работы;

2) мотивационная модель самореализации, суть которой состоит в активизации внутренних мотивов человека: предоставления возмож­ности самовыражения, творчества в труде, признание заслуг, расши­рение самостоятельности и ответственности, наличие перспективы карьеры и профессионального роста;

3) мотивационная модель сопричастности (соучастия) через разви­тие сотрудничества, партнерства, участие в управлении, собственно­сти, делегирование полномочий.

Ø Рамочное управление. Эта модель исходит из того, что сотрудники могут самостоятельно принимать решения в пределах заранее уста­новленных границ (рамок). Рамки могут задаваться важностью про­цесса, его непредсказуемостью, нормами, которые нельзя нарушать. Технология рамочного управления предполагает следующую после­довательность действий: определение задания, получение его сотруд­ником, создание надлежащей информационной системы, определение границ самостоятельности и способов вмешательства руководителя.

Рамочное управление создает условия для развития инициативы, от­ветственности и самостоятельности работников, повышает уровень орга­низованности и коммуникаций в организации, способствует росту удов­летворенности трудом и развивает корпоративный стиль руководства.

Ø Управление на основе делегирования.Здесь подразумевается передача подчиненному функций, закрепленных непосредственно за его руко­водителем, то есть, это перевод задач на более низкий уровень. Такая модель управления часто называется Бад-Гарцбургской, суть которой состоит в объединении трех действий:

1) ясной постановки задачи;

2)четкого определения рамок принятия решений;

3)четкого разграничения ответственности за действия и результат1.

1) По своему замыслу эта модель направлена на изменение поведе­ния сотрудников через «руководство в единстве с сотрудниками».

Главным достоинством гарцбургской модели управления челове­ческими ресурсами является развитие у сотрудников инициативы, самостоятельности и трудовой мотивации, что в целом повышает эф­фективность функционирования организации и ее конкурентные пре­имущества.

Ø Партисипативное управление.Эта модель базируется на предпо­сылке: если работник принимает участие в делах фирмы, вовлечен вуправление и получает от этого удовлетворение, то он работает более заинтересованно и производительно.

Партисипативное управление может быть реализовано на базе следующих предпосылок:

- работники получают право самостоятельно принимать решения по поводу планирования своей трудовой деятельности, ритму работы, технологии решения задач и т.д.;

- руководство привлекает работников к подготовке и принятию решений по использованию ресурсов, форме оплаты труда, графику работы и т.п.;

- работникам предоставляется право контроля качества продук­ции и установления ответственности за конечный результат;

- работники принимают участие в инновационной, предпринима­тельской деятельности с различными формами вознаграждения.

Ø Предпринимательское управление,в основе которого лежит кон­цепция интрапренерства, получившая название от двух слов: «антре­пренерство» - предпринимательство и «интре» - внутренний. Суть данной концепции заключается в развитии предпринимательской ак­тивности внутри организации, которую можно представить как сооб­щество предпринимателей, новаторов и творцов.

Главное, что отличает предпринимательскую организацию - это формирование предпринимательской философии, пронизывающей всю систему управления, в том числе и систему управления человече­скими ресурсами. Дух творчества, постоянный поиск новых возмож­ностей, коллективное самообучение, партнерство и доверие побужда­ет работников к самореализации, новаторству и сотрудничеству врамках собственной организации. Особенностью интрапренерства яв­ляется ориентация на демократичный, а не на принудительный меха­низм управления, на интеграцию предпринимательских инициатив с планами корпоративных стратегий.

Наши рекомендации