Безопасность эксплуатации внутризаводского транспорта
Для обеспечения безопасности эксплуатации средств горизонтального транспорта необходимо выполнение следующих условий:
- ограждение приводных и натяжных станций и исключение доступа к ним посторонних лиц;
- установка на концах пути подвижной каретки натяжной станции концевых выключателей, автоматически выключающих привод транспортёра при перегрузке или обрыве канатов, цепей или лент;
- установка на муфтах, соединяющих электропривод с транспортёром, предохранительного пальца, срезающегося при превышении тягового усилия на 25% больше номинального;
- присоединение к пусковому устройству реле времени и звуковой сигнализации, обеспечивающих задержку пуска транспортного устройства на 1 - 2 минуты после сигнала;
- установка в легкодоступных местах на расстоянии не более 25 метров друг от друга кнопок "Стоп" или троса аварийного выключателя, натянутого вдоль транспортёра;
- ограждение конвейеров и транспортёров, движущихся со скоростью более 0,2 м/сек.;
- установка на наклонных участках транспортёров ловителей, исключающих возможность обратного движения;
- ограждение транспортёров, проходящих над рабочими местами, проездами и проходами, сетками, способными выдержать груз в случае его падения;
- устройство переходных мостиков с перилами в местах пересечения проходов и конвейеров.
При эксплуатации подъёмно-транспортных механизмов опасность возникает при неправильном выполнении захватно-чалочных операций, применении канатов, не соответствующих прилагаемой нагрузке, непрочном захвате поднимаемого груза, износе тела захватного крюка.
1)Особое внимание уделяется прочности цепей и канатов и надёжности работы тормозов. Канаты, перед установкой на грузоподъёмную машину, проверяются расчётомна соответствие коэффициенту запаса прочности: Р/S ≥ К, где
К - коэффициент запаса прочности.
Р- разрывное усилие каната в Ньютанах, указывается в паспорте на канат,
S - наибольшее натяжение ветви каната в Ньютанах.
2)Все подъёмные механизмы с механическим приводом оборудуют ограничителями высоты подъёма, автоматически отключающими электродвигатель при приближении крюка на расстояние менее 200 мм от крайнего верхнего положения.
3)Мостовые краны, тельферы и другие механизмы, передвигающиеся на ограниченных участках, снабжаются концевыми выключателями.
4)Все грузоподъёмные механизмы снабжаются надёжными тормозными устройствами, удерживающими груз на любой высоте.
58.Инженерно-технические средства безопасности и планы ликвидации аварий.
К инженерно-техническим средствам защиты относят:
Основные
- управляющие автоматизированные системы, исключающие частично или полностью прямое участие человека в производственном процессе. Элементные схемы таких систем предусматривают наличие автоматических подсистем защиты оператора и автоматическое отключение машин и механизмов при нарушении режимов технологии или оптимальных параметров работы исследовательской установки.
- ограждения разных конструктивных исполнений, предусматривающие наличие блокировки и автоматической сигнализации, механизацию производственных процессов, дистанционное управление процессами, применение роботов техники, систем контроля надежности эксплуатируемого оборудования, вентиляционных устройств и др.
- установки кондиционирования воздуха, вентиляционные устройства, стационарные устройства для борьбы с шумом и вибрацией, средства защиты от избыточного тепла.
- сигнализация разного назначения
Оперативная сигнализация – обеспечивает постоянный контроль параметров технологического процесса.
Предупредительная сигнализация оповещает оператора о возможности отклонения параметров процесса от оптимальных, об опасности или ее возникновении.
Опознавательная сигнализация предназначена для определения оператором опасных зон, частей машин и механизмов.
Вспомогательные
- технические средства индивидуальной защиты от опасных или вредных производственных факторов, приспособления, знаки безопасности или знаки, предупреждающие о наличии опасности.
Планы локализации и ликвидации аварий должны предусматривать:
- порядок оповещения людей и возникшей опасности;
- мероприятия, направленные на эвакуацию и спасение людей и оборудования;
- конкретные действия при повреждении различных участков, оборудования и т.д.;
- распределение обязанностей и действий ИТР и рабочих газифицированных цехов, газовых служб предприятия;
- список лиц с указанием номеров телефонов, которые должны немедленно известить об авариях, и порядок их оповещения.
Ответственность за составление планов, своевременности внесения в них дополнений и изменений, пересмотр и переутверждение планов (не реже 1 раза в три года) несет главный инженер предприятия. Весь персонал должен быть ознакомлен с планом. План должен быть вывешен в цехах на видном месте. На каждом предприятии с оперативным персоналом должны проводиться тренировочные занятия с последующей оценкой действий персонала.