Профессиональные союзы и объединения работодателей как субъекты тп
Правовой статус профсоюзов определяется ФЗ от 12 января 1996 г. 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности».
Профсоюзы – это добровольные объединения физических лиц для представительства их профессиональных, производственных, социально-трудовых интересов, а также защиты нарушенных прав в сфере труда.
Законодательство закрепляет правовые гарантии, обеспечивающие осуществление и реализацию правомочий профсоюзами.
Данные гарантии представляют собой дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в проф.союзы при переводе их на другую работу, увольнении и т.д.
Имущественные гарантии деятельности проф.союзов заключаются в виде права собственности на имущество и денежные средства, необходимее для осуществления возложенных на профсоюз задач.
Гарантией соблюдения прав профсоюзов является юридическая ответственность за нарушение законодательства, установленная Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30) и ТК РФ (ст. 378). За такие правонарушения виновные должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, их представители, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность: дисциплинарную, административную или материальную.
Объединение работодателей – это некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и органами государственной власти и местного самоуправления.
ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2008 г. №156-ФЗ закрепляет права и обязанности объединения работодателей. Также их деятельность регламентируется ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
8. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТП.
К субъектам ТП относятся федеральная инспекция труда и юрисдикционные органы: КТС, суд, трудовой арбитраж, примирительная комиссия.
Органы надзора и контроля за охраной труда:
Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами федеральной инспекции труда являются:
· обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
· обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;
· обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Также:
¾ Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах
¾ Федеральный государственный энергетический надзор
¾ Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
¾ Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности
¾ Федеральная служба по труду и занятости
¾ Прокуратура
Органы защиты трудовых прав:
Комиссия по трудовым спорам - первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях).
Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.
В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.
Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
ПРИНЦИПЫ ТП.
1. Принцип свободы труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
2. Запрещение принудительного труда.
Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)
3. Запрещение дискриминации в сфере труда.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-то преимущества в зависимости от пола, расы, социального статуса, национальности.
Не признаются дискриминацией ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда законными требованиями к ним, либо обусловленные особой заботой государства о лицах, нуждающихся в защите.
4. Защита от безработицы.
5. Равенство прав и возможностей работника.
6. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и права на отдых.
7. Обязательность возмещения вреда.
8. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, не меньше МРОТ.
9. Обеспечение права работников и работодателей на объединение.
10. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией.
11. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
12. Социальное партнерство.
13. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;
14. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора.
16. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
ИСТОЧНИКИ ТП.
Источники ТП – акты законодательной и исполнительной государственной власти в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений, они составляют основу системы трудового законодательства.
Основной акт – Трудовой кодекс РФ.
Трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и субъектов.
Указы Президента РФ; Постановления Правительства; Конституция; уставы, законы и иные НПА субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты; законы и иные акты, содержащие нормы ТП, не распространяющиеся на след. лиц:
- военнослужащих при исполнении обязанностей;
- членов Советов директоров организаций;
- лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.(н-р, договор подряда)
- лица, установленные ФЗ.
Закон или НПА, содержащий нормы ТП, вступает в силу со дня, который указан в законе или иной НПА, определяющий введение соответствующего НПА в действие.
Закон РФ и субъектов действуют на территории соответствующих субъектов. Течение сроков в ТП аналогично срокам в гражданском праве.