Профессиональные союзы и объединения работодателей как субъекты тп

Правовой статус профсоюзов определяется ФЗ от 12 января 1996 г. 10-ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности».

Профсоюзы – это добровольные объединения физических лиц для представительства их профессиональных, производственных, социально-трудовых интересов, а также защиты нарушенных прав в сфере труда.

Законодательство закрепляет правовые гарантии, обеспечивающие осуществление и реализацию правомочий профсоюзами.

Данные гарантии представляют собой дополнительные трудовые гарантии лицам, избранным в проф.союзы при переводе их на другую работу, увольнении и т.д.

Имущественные гарантии деятельности проф.союзов заключаются в виде права собственности на имущество и денежные средства, необходимее для осуществления возложенных на профсоюз задач.

Гарантией соблюдения прав профсоюзов является юридическая ответственность за нарушение законодательства, установленная Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 30) и ТК РФ (ст. 378). За такие правонарушения виновные должностные лица госу­дарственных органов, органов местного самоуправления, работо­датели, их представители, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность: дисциплинарную, административную или материальную.

Объединение работодателей – это некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и органами государственной власти и местного самоуправления.

ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27 ноября 2008 г. №156-ФЗ закрепляет права и обязанности объединения работодателей. Также их деятельность регламентируется ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

8. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ КАК СУБЪЕКТЫ ТП.

К субъектам ТП относятся федеральная инспекция труда и юрисдикционные органы: КТС, суд, трудовой арбитраж, примирительная комиссия.

Органы надзора и контроля за охраной труда:

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Деятельность федеральной инспекции труда и ее должностных лиц осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

· обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

· обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

· обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

· доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Также:

¾ Государственный надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ на опасных производственных объектах

¾ Федеральный государственный энергетический надзор

¾ Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

¾ Государственный надзор за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности

¾ Федеральная служба по труду и занятости

¾ Прокуратура

Органы защиты трудовых прав:

Комиссия по трудовым спорам - первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях).

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Трудовой арбитраж представляет собой орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

ПРИНЦИПЫ ТП.

1. Принцип свободы труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

2. Запрещение принудительного труда.

Принудительный труд - выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия)

3. Запрещение дискриминации в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-то преимущества в зависимости от пола, расы, социального статуса, национальности.

Не признаются дискриминацией ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда законными требованиями к ним, либо обусловленные особой заботой государства о лицах, нуждающихся в защите.

4. Защита от безработицы.

5. Равенство прав и возможностей работника.

6. Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и права на отдых.

7. Обязательность возмещения вреда.

8. Обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, не меньше МРОТ.

9. Обеспечение права работников и работодателей на объединение.

10. Обеспечение права работников на участие в управлении организацией.

11. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

12. Социальное партнерство.

13. Установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

14. Обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

15. Обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора.

16. Обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

ИСТОЧНИКИ ТП.

Источники ТП – акты законодательной и исполнительной государственной власти в сфере регулирования трудовых и связанных с ними отношений, они составляют основу системы трудового законодательства.

Основной акт – Трудовой кодекс РФ.

Трудовое законодательство относится к совместному ведению РФ и субъектов.

Указы Президента РФ; Постановления Правительства; Конституция; уставы, законы и иные НПА субъектов РФ; акты органов местного самоуправления; локальные нормативные акты; законы и иные акты, содержащие нормы ТП, не распространяющиеся на след. лиц:

- военнослужащих при исполнении обязанностей;

- членов Советов директоров организаций;

- лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.(н-р, договор подряда)

- лица, установленные ФЗ.

Закон или НПА, содержащий нормы ТП, вступает в силу со дня, который указан в законе или иной НПА, определяющий введение соответствующего НПА в действие.

Закон РФ и субъектов действуют на территории соответствующих субъектов. Течение сроков в ТП аналогично срокам в гражданском праве.

Наши рекомендации