Тема3. Теоретические основы организации мастера производственного обучения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

Профессионально-педагогический колледж

ОТЧЕТ

О прохождении учебной практики

студента 5 курса группы ПОЭ-951 очного отделения

Тонковидов Артем Виталиевич

Место прохождения практики:

ГБПОУ СО «Саратовский строительный лицей».

Сроки практики с 19. 11.2015г. по 23.12.2015г.

Дата сдачи отчета

Студент

_____________ /____________________/
(подпись) (расшифровка подписи)

Руководитель практики от колледжа

_____________ /____________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

Оглавление

Введение3

Тема1.Концептуальные основы и содержание образовательных стандартов и примерных программ НПО.7

Тема2.Теоретические и нормативно-методические основы планирования учебно-производственного процесса педагогического сопровождения группы обучающихся, требования к оформлению соответствующей документации.12

Тема 3.Теоретические основы организации мастера производственного обучения.17

Тема4.Логика подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию. Комплексное методическое обеспечение производственного обучения.19

Список используемой литературы25

ВВЕДЕНИЕ

Практика учебная (по профилю специальности) пройдена в учебном учреждении ГБПОУ СО «Саратовский строительный лицей».

Целью практики учебной является закреплением и углублением знаний, полученных в рамках обучения по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям), специализация: 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий в Профессионально-педагогическом колледже СГТУ имени Гагарина Ю.А., получение первичных профессиональных и практических навыков самостоятельной педагогической деятельности в качестве мастера производственного обучения.

Основными задачами практики является:

1. Ознакомлением с педагогической деятельностью;

2. Проведение педагогического наблюдения и диагностики, интерпретация полученных результатов;

3. Организация различных видов внеурочной деятельности и общения обучающихся;

4. Планирование деятельности по педагогическому сопровождению группы обучающихся;

В процессе прохождения практики проанализированы:

1. Нормативные и первичные документы, регламентирующие педагогическую деятельность;

2. Внеурочная и внеклассная деятельность группы;

3. Организация методической работы

Директор: Абеляшев Василий Иванович

Зам. директора по учебно-производственной работе:

Васильева Валентина Викторовна, тел. (8452) 75-22-08

Зам. директора по общеобразовательным предметам:

Рожкова Елена Викторовна, тел. (8452) 75-22-08

Зам. директора по учебно-воспитательной работе:

Климова Наталья Викторовна, тел. (8452) 75-22-08

Зам. директора по административно-хозяйственной работе:

Свириденко Анатолий Васильевич, тел. (8452) 75-22-08

Характеристика объекта практики

Наименование характеристики Характеристика
Название ГБПОУ СО «Саратовский строительный лицей»
Год создания 26 сентября 2013 г.
Юридический адрес ул. Соколовогорская,8 , г. Саратов, 410038
Отраслевая принадлежность Образовательная деятельность
Основные этапы развития Подготовку и обучение студентов проводит высококвалифицированный инженерно-педагогический коллектив, который является гордостью лицея. Преподаватели и мастера производственного обучения вместе со студентами принимают активное участие в большинстве мероприятий, проводимых министерством образования Саратовской области, Центром развития творчества детей и юношества с целью реализации творческих и художественных способностей у подростков. Особую активность педагоги и студенты проявляют в проведении и подготовке различных ярмарок, выставок, конкурсов профессионального и педагогического мастерства, в которых, как правило, занимают призовые места. Большое внимание в лицее уделяется физическому воспитанию подростков. Студенты нашего лицея постоянно занимают призовые места во многих спортивных мероприятиях, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки министерства образования.  
Специализация «Машинист крана», «Мастер сухого строительства», «Мастер общестроительных работ», «Автомеханик»
Организационная правовая форма Федеральное государственное бюджетное учреждения
Форма собственности Федеральная форма собственности
Цели Является создание условий для творческой профессиональной самореализации и личностного роста обучающихся посредством обеспечения качества педагогической деятельности.
Задачи 1. Обеспечение качества образования по всем направлениям образовательной деятельности в соответствии с потребностями личности учащегося, общества, государства. 2. Обеспечение функционирования целостной системы воспитания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей, интересов, специфики социокультурной среды. 3. Совершенствование и внедрение научно-методического обеспечения предметов и профессий.  
Миссия Подготовка квалифицированного специалиста к самостоятельному выполнению видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС)

Тема 1. Концептуальные основы и содержание образовательных стандартов и примерных программ НПО.

Во время прохождения практики была исследована нормативно-правовая документация, лицензия (Приложение А), свидетельство о государственной аккредитации, (Приложение Б) федеральные государственные образовательные стандарты (Приложение В), учебные планы (Приложение Г) и программы, учебно-методическое и информационное обеспечение, сведения о кадровом и материально-техническом оснащении образовательного процесса.

Настоящий ФГОС среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 23.01.03 Автомеханик для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации.Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 Автомеханик имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащихс использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Нормативный срок обучения: на базе основного общего образования 2 года 10 месяцев.

Во время практики были составлены карта компетенций по дисциплинам:

Автоматизация электротехнических установок и комплексов.

Индекс компетенции Формулировка
1. (ПК-9) способности разрабатывать простые конструкции электроэнергетических и электротехнических объектов
2. (ПК-10) готовности использовать информационные технологии в своей предметной области
3. (ПК-12) способности графически отображать геометрические образы изделий и объектов электрооборудования, схем и систем
4. (ПК-14) готовности обосновывать принятие конкретного технического решения при создании электроэнергетического и электротехнического оборудования
5. (ПК-15) способности рассчитывать схемы и элементы основного оборудования, вторичных цепей, устройств защиты и автоматики электроэнергетических объектов

Теоретическая механика

Индекс компетенции Формулировка
1. (ОК-1) владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; -
2. (ОК-6) стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
3. (ПК-5) владением основными методами, способами и средствами получения, хранения переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
4. (ПК-6) способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
5. (ПК-10) владением методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных прикладных расчетных и графических пакетов

Охрана труда

Индекс компетенции Формулировка
1. (ОК-1) Компетенции сохранения здоровья
2. (ОК-8) Способность работать самостоятельно
3. (ОК-9) Способность принимать решения в пределах своих полномочий

Математика

Индекс компетенции Формулировка
1. (ОК-5) Владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
2. (ОК-15) Владение методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Материаловедение

Индекс компетенции Формулировка
1. (ПК-2) владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта; владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка; навыками линейно- конструктивного построения и основами академической живописи; элементарными профессиональными навыками скульптора; современной шрифтовой культурой; приемами работы в макетировании и моделировании; приемами работы с цветом и цветовыми композициями.
2. (ПК-3) разрабатывает проектную идею, основанную на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи; возможные приемы гармонизации форм, структур, комплексов и систем; комплекс функциональных, композиционных решений.

Профессиограмма (Приложение Д) – это документ, содержащий описание содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества. Профессиограмма подробное описание психофизиологических, психологических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям.

Ознакомился с должностной инструкцией мастера производственного обучения в Саратовском строительном лицее (Приложение Е).

Тема 2. Теоретические и нормативно-методические основы планирования учебно-производственного процесса педагогического сопровождения группы обучающихся, требования к оформлению соответствующей документации.

Ознакомился с перспективным планированием работы мастера производственного обучения Саратовский строительный лицей. (Приложение Ж)

Общие правила подбора и составления перечня учебно-производственных работ. В данной работе принимают участие все мастера производственного обучения конкретной специальности. Перечни обсуждаются методической комиссией и утверждаются заместителем директора УО ПТО по учебно-производственной работе. Составляются перечни обычно на полугодие, иногда - на весь учебный год. Приступая к подбору учебно-производственных работ, необходимо руководствоваться их соответствием рабочей учебной программе и ПКХ. Умело подобранные работы и правильная организация их выполнения способствуют профессиональному становлению будущих молодых рабочих. Учебно-производственные работы должны носить политехнический характер, соответствовать требованиям современного производства, способствовать приобретению общетрудовых умений, охватывающих многие виды трудовой деятельности в различных производственных условиях. К обще трудовым умениям политехнического характера относят, например, планирование выполнения приемов работы и операций в рациональной технологической последовательности; рациональную организацию труда, рабочего места; определение оптимальных режимов технологических процессов, дающих высокую эффективность и качество; использование материалов письменного инструктирования; применение высокопроизводительных механизированных инструментов и приспособлений, универсальных средств автоматики и контрольно-измерительных приборов и инструментов.

Развивающий характер обучения, в свою очередь, предусматривали приобщение учащихся к творческому труду, к совершенствованию средств производства, технологических процессов и организации производства.
Положение устанавливает порядок разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых лицеем, и предназначено для введения единых требований к рабочим программам всех учебных предметов, входящих в учебный план лицея. Под рабочей учебной программой понимается учебная программа, разработанная на основе примерных образовательных программ для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованных, с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Рабочая учебная программа по учебному предмету может быть единой для учителей данного предмета, работающих в школе, и обязательной для административного контроля качества её реализации. Качество реализации учебной рабочей программы контролируется администрацией лицея. В учебно-тематическом плане отражаются темы содержания курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Организационные формы обучения и контроля определяются особенностями класса, особенностями самого изучаемого предмета.

Учебный план – это нормативный документ, отражающий основные требованию к содержанию образования по конкретной профессии и специализации. В учебном плане определен перечень, объем, последовательность и сроки изучения предметов, виды и продолжительность производственного обучения, основные формы организации учебного процесса и контроля знаний, умений и навыков учащихся, поэтапную и итоговую аттестацию в различные периоды обучения.

Тематический план – это документ, который разделяет обучение на отдельные темы, расположенные в порядке, определяемом сложностью учебного материала. В тематическом плане указано количество времени в часах, выделенное на изучение каждой темы. В работе мастера производственного обучения используется два вида тематических планов: Типовой тематический план – в котором учитывается типовая последовательность учебных тем и ориентировочное количество часов для изучения каждой темы.

Рабочий (фактический) тематический план – отличается от типового тем, что в нем учитывается профессия по которой ведется подготовка в учебном заведении, материально-техническое и дидактическое оснащение, индивидуальные условия, в которых работает мастер или преподаватель, а также от опыта работы и квалификации педагога.

Учебные программы по производственному обучению – это нормативный документ, определяющий какими профессиональными знаниями, трудовыми приемами, способами и видами деятельности должны овладеть учащиеся по каждой теме или виду работ.

Учебники и учебные пособия – один из основных источников знаний по учебному предмету или виду производственной деятельности. Учебник отличается от учебного пособия тем, что он составлен в полном соответствии с программой, а учебное пособие может от нее отступать. Требования к учебным пособиям не отличаются от требований к учебникам. Мастер производственного обучения или преподаватель сам решает какую учебную книгу принять за основу.

Составил план-конспект учебно-производственного занятия.

Тема урока:Автогенератор.

Цель урока: сформировать понятие об автогенераторе, рассмотреть принцип действия автогенератора.

Время: 90 минут.

№№ Этапы урока Время, мин.
организационная часть урока 5 минут
основная часть урока - контроль знания учащихся - актуализация опорных знаний - изложение нового материала - закрепление нового материала 70минут
заключительная часть урока - подведение итогов занятия - объявление оценок - выдача домашнего задания - ответ на вопрос учащихся   15минут

Ход урока:

Вопросы для устного опроса:

1.Что такое автогенератор?

2.Способ работы?

Автомобильный генератор обеспечивает требуемый ток для заряда аккумулятора и работы электроприборов. После подзарядки аккумулятора разность его напряжения и генератора становится небольшой, что приводит к снижению зарядного тока. Источником электропитания по-прежнему является генератор, а аккумулятор сглаживает пульсации напряжения генератора. При включении мощных потребителей электроэнергии (например, обогревателя заднего стекла, фар) и небольшой частоте вращения ротора (малые обороты двигателя) суммарный потребляемый ток может быть больше, чем способен отдать генератор.

Тема3. Теоретические основы организации мастера производственного обучения.

Ознакомился со списочным составом учебной группы.

Список группы А-922

1. Герман Кирилл Андреевич

2. Киреев Игорь Куспаевич

3. Романов Дмитрий Васильевич

4. Серенков Вадим Борисович

5. Смирнов Евгений Дмитриевич

6. Никитин Роман Сергеевич

7. Орлов Артем Андреевич

8. Алешин Сергей Игоревич

9. Дергунов Евгений Анатольевич

10. Бещетнов Александр Дмитриевич

11. Кузьмичев Евгений Евгеньевич

12. Сафонов ИльяСергеевич

13. Железнов Юрий Романович

14. Кравчук Виталий Викторович

15. Кулев Михаил Русланович

Посетил несколько занятий учебно-производственного обучения.

Во время наблюдения за группой, сложилось положительное мнение. Интерес к учебе в группе средний. Ребята учатся с удовольствием, проявляют интерес, стараются при выполнении заданий. Группа спокойная, явных нарушителей дисциплины не заметил.

Подготовил и провел три пробных занятия учебно-производственного обучения.

Подготовил и провел три занятия по специальной форме урока – лабораторно-практического занятия.

Изучил профессиональный модуль ОП.01 Электротехника. Формы промежуточной аттестации дифференцированный зачет. Учебная нагрузка обучающихся (час): максимальная 82часов;самостоятельная учебная работа 26часов;обязательная аудиторная: всего занятий за весь период обучения 56часов;в том числе лабораторных и практических заданий 24 часов. Распределение обязательной (аудиторной) нагрузки по курсам и семестрам/триместрам (час. в семестр/триместр): 1 курс 2 семестр 56 часов.

Наши рекомендации