Классификация систем обслуживания

ПЛАНИРОВАНИЕ, ОБСЛУЖИВАНИЕ И РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ

Планировка рабочих мест

Планировка рабочих мест — это пространственное размещение рабочих мест, элементов их оснащения — оборудования, технологической и организационной оснастки, а также предметов труда и самого работника.

Различают:

1)общую (внешнюю) планировку рабочих мест – их пространственное распо­ложение;

2)частную планировку - рациональное размещение в пределах рабочего места всех его элементов.

Для обеспечения рациональной планировки рабочих мест необходимо учитывать:

•особенности технологического и трудового процессов;

•специализация рабочего места;

•состав и особенности используемого оборудования, технологической и организационной оснастки;

•действующая система обслуживания рабочих мест;

•применяемые примы и методы труда;

•требования техники безопасности и охраны труда.

Требования к общей планировке рабочих мест:

1.Наиболее экономное использование производственных площадей.

2.Рациональная взаимосвязь между рабочими местами.

3.Расположение рабочих мест по ходу технологического процесса и обеспечение прямоточности грузовых потоков.

4.Минимизация протяженности грузопотоков и расстояний переходов работников.

5.Соблюдение санитарных норм в расположении рабочих мест, обеспе­чение безопасности труда. А именно. Площадь рабочего места: на каждого работающего не менее 4,5м2 производственной площади и не менее 15м объема производственно­го помещения. Подходы к рабочим местам должны быть кратчайшими и по возможности не должны пересекаться с транспортными путями. Входы и выходы в помещениях должны быть свободны, хорошо обозримы и безопасны. Свет должен падать на работника сбоку слева или сзади слева. Необходимо рабочие места с вредными условиями труда отделять от рабочих мест с нормальными условиями.

Рабочая зона — участок трехмерного пространства в пре­делах досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях с учетом поворота работника на 180° и перемещением его вправо и влево на один-два шага. В этой зоне должны размещаться орудия труда, постоянно используемые в работе. Остальная площадь рабочего места составляет вспомогательную зону, где располагаются предметы, применяемые реже.

Оптимальная зона досягаемости — пространство, ограниченное во­ображаемой дугой, очерчиваемой (в горизонтальной или вертикальной плос­кости) при вращении руки, согнутой в локтевом суставе при свободно опущенном плече. Зона максимальной досягаемости — пространствоо, ограниченного размахом полностью вытянутой руки при ее вращении в плечевом суставе. Зоны дося­гаемости определяются для различных рабочих поз (сидя, стоя и т.д.)

Для обеспечения хо­роших условия обзора и исключения большое зрительное напряжение необходимо учесть, что угол мгновенного зрения в рабочей зоне составляет 18°, угол эффективной видимости — 30°, угол зоны обзора, в рамках которого отчетливо воспри­нимаются форма предмета и его местоположение, при фиксированном по­ложении головы по горизонтали равен 120°, по вертикали— 86° (39° — вверх, и 47° — вниз).

Функции системы обслуживания рабочих мест

От эффективности организации системы обслуживания рабочих мест за­висит производительность труда, ритмичность производства, качество работ и продукции. Система обслуживания — это регламентированное обеспечение элементов рабо­чих мест всем необходимым для бесперебойно­го и эффективного функционирования.

1.Функции по обслуживанию средств труда:

-инструментальная (обеспечение инструментом, заточка и ремонт инструмента);

-наладочная (наладка и подналадка оборудования);

-энергетическая (обеспечение рабочих мест всеми видами энергии);

-поддержания в рабочем состоянии оборудования (профилактическое обслуживание оборудования, его ремонт);

-ремонтно-строительная (текущий ремонт производственных поме­щений и оргоснастки).

2.Функции по обслуживанию предметов труда:

-складская (прием, учет, хранение, комплектование и выдача мате­риалов, деталей, инструмента);

-транспортная (работы погрузочно-разгрузочные, по доставке к ра­бочим местам предметов и средств труда и вывозу с рабочих мест готовой продукции);

- контрольная (контроль качества сырья, материалов, продукции).

3.Функции по обслуживанию работников:

-информационное обслуживание, производственный инструктаж, распределение работ, выдача производственных заданий;

-санитарно-гигиеническое обслуживание;

-хозяйственно-бытовое обслуживание, общественное питание;

-медицинское обслуживание; '

-культурное обслуживание;

-охрана труда.

Классификация систем обслуживания

По степени централизации:

-централизованное обслуживание это сосредоточение функ­ций обслуживания в руках одного центра в рамках цеха, производства, от­дела или предприятия;

-при децентрализованном обслуживании функции обслуживания вы­полняются самими основными работниками, либо вспомогательным персоналом, находящимся в тех подразделениях, которые он обслуживает. Достоинство: более высокая оперативность решения задач обслуживания рабочих мест. Не­достатки: низкий уровень механизации труда, нерациональ­ное использование труда вспомогательных рабочих (и основных, если они выполняют эти функции);

-при смешанном {комбинированном) обслуживании часть функций обслуживания выполняется централизовано, а часть — децентрализовано.

По форме выполнения функций обслуживание рабочих мест может быть:

-стандартное - характерно для поточно-массового производства в условиях жесткой ритмичности основного произ­водства - обслуживание по заранее разработанным стандартным расписаниям и планам: стандартный ремонт оборудования, принудительная замена режущего и мерительного инстру­мента и приспособлений, наладка и подналадка оборудования, регулярное пополнение рабочих мест предметами труда и т.д. Основные производственные рабочие полностью освобождаются от выполнения вспомогательных функций, что позволяет более рационально использовать их рабочее время. Предотвращаются какие-либо простои рабочих или оборудования по причине необеспеченно­сти рабочих мест любыми видами услуг. Это наиболее экономичная форма I обслуживания, требующая, однако

-планово-предупредительное (ППО) преобладает в условиях крупносерийного и среднесерийного производства - все работы по функциям обслуживания рабочих мест производятся вспомога­тельным персоналом на основе планов-графиков, увязанных с произ­водственными планами, заданиями. Система требует значительных трудовых и материальных затрат. Но обеспечивает ритмичность работы вспомогательных служб, минимальную возможностью простоев, более высокое качеством обслужи­вания.

-дежурное - преобладает в единичном и мелкосерийном производстве, осуществляется по мере необходимости по вызовам с рабочих мест и по сменно-суточным заданиям. Отсутствует заранее составленный график и регламент. Система проста с точки зре­ния ее организации, но отличается малой экономичностью обслуживания, возможностью возникновения простоев основных производственных рабо­чих.

Наши рекомендации