Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях

Источники возможного действия эл тока на организм человека :

Конт сеть, 3 фаз сеть пер тока, Освет сеть 220 В, Статич эл-во, Наведённое напряжение, Шаговое напряжение, Атмосферное электричество.

Источники поражения :

Неисправности электрооборудования и сетей И не знание (не соблюдение) правил электробезопасности

Особенности поражения эл током :

- отсутствие внешних признаков опасности (исключит к.провода канав Сименс-АГ)

- тяжесть исхода (до 15 % летальных исходов)

- Не отпускающий эффект

- Эффект отдёргивания – падение с высоты

Электротравма делятся по видам повреждений :

- Тепловая (нагревание, ожоги),

- Биологическая(ожоги глаз, пораж. внутр. орг.),

- Химическая (элетролиз крови)

- Механические (Электроудары)

По видам поражения :

- электротравмы с местным повреждением организма

- электроофтальмия – ожёг глаз

- электроудары – общие поражения организма вплоть до лет исхода

Степень поражения от действия электротока зависит :

- Силы тока, - от рода тока ( перем, постоянный)

- От длительности воздействия - от пути прохождения через тело

- от эквивалентного сопротивления тела человека (от сопротивления его кожи и его состояния)

- от состояния окруж. среды.

Сила тока проходящего через тело человека :

0, 001 А – начало ощущения

0,001 – 0,006 А – безболезненное

0,006 – 0,02 А – болезненное

0,02 – 0,03 А – весьма болезн, эффект приковывания

0,03 – 0,05 А – сильные судороги, затр дыхание, возм ост дых, нагрев тела

0,05 - 0,1 А – Паралич дыхания, возм фиблиряция сердца

0,1 А – 0,5 А – фиблиряция, клиническая смерть

Свыше 0,5 А – то же, но с термическим поражением участков тела

Сопротивление тела человека зависит :

Индивид особенности, Влажности, Состояние кожы, Утомления, Заболевание, Эмоциональное состояние (Ожидаемость), Алкоголь.

На степень поражения эл током влияет :

Перем ток более опасен с напр до 5000 В,

Пост ток более опасен с напр свыше 5000 В

Пост ток приводит к эффекту не отпускающего действия.

Площадь контакта с токовед частью

Путь прохождения тока через тело человека

Первая помощь : Освободить человека от возд эл. Тока, выполнять реанимацию до подхода мед помощи, вызвать мед помощь.

Определить фактическое состояние пострадавшего: Клиническая смерть длятся 4-7 минут

Признаки клин смерти: Нет сознания, дыхания, сердцебиения – пульса, реакции зрачка на свет.

Определить состояние тела человека, отсутствие тяж тел травм, переломов, кровотечений

Реанимация до прихода квалифицированной мед помощи :

Тройной приём Сафара - (рассказ - конспект – начало)

4. (10) Технические способы и ср-ва защиты от возд. элек. тока. Статическое эл-во в электроустановках.

1) Применение малого напряжения (на Сапсане все элементы 440 В и выше – под вагоном)

2) Защита от случайного прикосновения – защитное и сигнальное ограждение

3) Изоляция токоведущих частей – сопротивл. изоляции не менее 5 МоМ с пров 1 раз в 3 года

4) Защитное заземление и зануление (применение в 3-х фазных цепях 3-х проводных и 4-х проводных + ( показать фото с крышевым заземлителем)

5) Защитное отключение. ( показать фото с подвагонным концевиком, шунтир перекл. конц выкл)

6) Защита от статического напряжения ( реверсор в ноль и набл за напр. сглажив контура)

7) Использование средств коллективной и индивид защиты

Средства защиты делятся :

Изолирующие – основные и дополнительные

Ограждающие (ограждения и т.п.,)

Вспомогательные – (световая защита, костюмы и т.п.)

8) Статическое электричество в электроустановках: Анимация( «Концепция заземления» Романа Николаевича) В/В схема В2 на доске.

Перчатки – проверка 1 раз в пол года Штанги – проверка 1 раз в 2 года.

5. (20) Электробезопасность, требование к электроустановкам. Электротехнический персонал, требования к нему.

Электробезопасность– это система правовых, организационных и технических мер, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия эле.тока, эл.дуги, эл.магнитного поля и статич эл-ва.

Организационная мера – профотбор, экзамены и присвоение группы по э/без, допуск к работе, надзор при работе, оформление перерывов в работе, оформление окончания работы.

Эл.установки делятся на 3 вида по электробезопасности :

Ус-ва с малым напряжением до 42 вольт

Ус-ва до 1 к В

Ус-ва свыше 1 кВ

Работы, проводимые на эл.установках подразделяются на :

- работы без снятия напряжения (на виде установок 1)

- работы со снятием напряжения и с возм заземлением (на виде установок 2)

- работы со снятием напряжения и с обязат. Заземлением ( на виде установок 3)

Несчастный случай характеризуется мгновенностью !!!!!

Требования к электроперсоналу :

- знания вопросов работы эл.установок и электробезопасности

- возраст не менее 18 лет

- прохождение мед освидетельствования

- профподготовка

- прохождение инструктажей, стажировка, проверка знаний, допуск к работе

Иметь квалификационную группу по ЭБ:

1 группа – всем, кто приходит на производство

2 группа – персонал, напрямую не управляющий электроустановками

3 группа – электросварщики, электромонтёры на не ответственных работах

4-5 группа – наивысшие для работы с эл уст свыше 1 кВ, среднее технич обр, знать всё ниже перечисленное,

И уметь освободить человека от действ электрического тока, уметь оказывать перв мед помощь.

Лок бригады должны иметь группу по э/б не менее 4-й. (до и свыше 1 кВ)

Электроперсонал проходит проверку знаний по :

- ПУЭ Правила устройства электроустановок

- Правила безопасности

- Правила и инструкции по ОТ

- Правила пожарной безопасности

- Правила пользования защитными средствами

Работы в высоковольтных установках (к примеру на ЛЭП) регламентируются:

- выдача распоряжения и допуск - надзор во время работы

- оформляются перерывы в работе - проводится целевой инструктаж

(45) Меры безопасности при обрыве контактного провода и повреждения крышевого оборудования. (разбор примерного случая с обрывом к/пр на ЭВС Сапсан с т.зр ТБ)

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.4. В случае обрыва и падения контактного провода, провода воздушной линии электропередачи на электропоезд или рядом с ним локомотивная бригада должна сообщить о случившемся поездному диспетчеру и оставаться в кабине управления.

4.7. При повреждении крышевого оборудования на электропоезде и невозможности дальнейшего следования локомотивная бригада должна отключить поврежденную секцию при всех опущенных токоприемниках.

3.3.3. После получения от работника, производившего отключение секционного разъединителя, разрешения на осмотр крышевого оборудования и ключа от замка секционного разъединителя работник локомотивной бригады прежде чем подняться на крышу электропоезда должен:

· убедиться в наличии и исправности (визуально) заземления привода секционного разъединителя на тяговый рельс (согласно технологии работы на путях депо);

· убедиться в исправности (визуально) и исходном выключенном положении секционного разъединителя;

· убедиться в наличии на приводе секционного разъединителя запрещающего плаката "Не включать. Работают люди";

· убедиться в наличии между рельсами занимаемого электропоездом пути напротив привода секционного разъединителя с заземляющим ножом переносного сигнала "Стой! Запрещается проезжать сигнал" прямоугольного щита красного цвета (или красного флага на шесте) днем и фонаря (с красным огнем) на шесте ночью.

Запрещается производить работы на крыше электропоезда в случае неисправности замка привода секционного разъединителя.

3.3.4. Работник локомотивной бригады (при нахождении на земле), должен вести надзор за действиями работника локомотивной бригады поднявшегося на крышу вагона, проходя вслед за ним вдоль вагона электропоезда соблюдая условия безопасного прохода, а также своевременно предупреждать работника на крыше о возможных опасностях. В случае необходимости прохождения со стороны смежного пути, необходимо перейти на противоположную обочину земляного полотна (на безопасное расстояние от крайнего рельса) и от туда вести надзор за действиями работника локомотивной бригады находящегося на крыше.

3.3.5. Заземление отключенной контактной подвески по приказу энергодиспетчера производится двумя работниками дистанции электроснабжения.

Допускается заземлять отключенную контактную подвеску для осмотра крышевого оборудования электропоезда одному электромонтеру района контактной сети (дистанции электроснабжения), имеющему группу по электробезопасности не ниже IV, в присутствии машиниста или помощника машиниста электропоезда.

3.3.6. В соответствии с «Методическими рекомендациями по предупреждению электротравматизма локомотивных бригад при осмотре крышевого оборудования каждая заземляющая штанга должна быть установлена не ближе одного мачтового пролета от электропоезда. На электрифицированных участках железных дорог переменного тока расстояние между этими двумя заземляющими штангами должно быть не более 200 м. На электрифицированных участках железных дорог постоянного тока каждая заземляющая штанга должна быть установлена в пределах ее видимости, но не далее 300 м от электропоезда и не ближе одного мачтового пролета от него.

3.3.7. Подъем работника локомотивной бригады на крышу электропоезда разрешается только после отключения и заземления контактной подвески и получения разрешения работника района контактной сети (дистанции электроснабжения).

Запрещается подъем на крышу электропоезда, если контактная подвеска находится под рабочим напряжением или если рабочее напряжение снято, но контактная подвеска не заземлена.

3.3.8. По окончании осмотра крышевого оборудования электропоезда и спуска на землю работников, производивших осмотр, работник района контактной сети (дистанции электроснабжения) в присутствии локомотивной бригады должен снять с контактной подвески заземляющие штанги, отсоединить их от тяговых рельсов и дать энергодиспетчеру (устно) уведомление следующего содержания:

Работы на крышевом оборудовании электропоезда на пути N.... по приказу N.... окончены в .....час .... мин:

люди выведены:

заземления сняты.

3.3.9. После подачи работником района контактной сети (дистанции электроснабжения) уведомления об окончании работ на крышевом оборудовании электропоезда контактная подвеска над электропоездом считается находящейся под рабочим напряжением.

3.3.10. Все выходы локомотивной бригады на крышу электропоезда должны регистрировать в журнале технического состояния электропоезда с указанием причин выхода на крышу и результатов проведенных работ.

Запись должна быть заверена подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.

6. (50) Меры безопасности при нахождении на инфраструктуре ЖДТ

1.6. На территории станции, депо, пункта технического обслуживания электропоездов, в цехах и помещениях депо и пунктах экипировки работники локомотивной бригады должны:

· проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

· переходить железнодорожные пути (далее - пути) по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить пути, соблюдая требования пунктов 1.7 - 1.8 настоящей Инструкции;

· соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

· следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

· переходить смотровые канавы по переходным мостикам.

1.7. Работники локомотивной бригады, при нахождении на территории станции, депо, пункте технического обслуживания электропоездов, в цехах и помещениях депо, пункта экипировки запрещается:

· переходить или перебегать через путь перед поездом, следующим без остановки, если расстояние от места перехода до приближающегося поезда менее 400 м, а также отходить на соседний путь (внутрь колеи пути или на край его балластной призмы) на время пропуска проходящего поезда;

· подлезать под вагоны, залезать на автосцепки вагонов или под них при переходе через пути;

· переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков, а также становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

· становиться или садиться на рельсы;

· находиться в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!", во время маневров подвижного состава, ввода локомотивов, мотор-вагонного подвижного состава (далее МВПС) и другого подвижного состава в депо, пункты технического обслуживания и вывода их из депо;

· касаться электроприборов, их зажимов, арматуры общего освещения и опор контактной сети;

· заходить за защитные ограждения электрооборудования без разрешения ответственного руководителя;

· находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения.

1.8. При нахождении на путях работники локомотивной бригады, должны соблюдать следующие требования безопасности:

· проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, МВПС и вагоны. Не менее чем за 400 м до приближающегося поезда следует отойти на обочину земляного полотна на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, 4 м - при установленных скоростях движения 121 - 160 км/ч и не менее 5 м - при установленных скоростях движения 161 - 200 км/ч;

· переходить пути под прямым утлом, перешагивая через рельс, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах и предварительно убедившись в том, что в этом месте нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава, при этом работники локомотивной бригады должны быть одеты (установленным порядком) в сигнальные жилеты;

· переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. При подъеме на вагон и сходе с вагона руки должны быть свободными. При этом следует держаться за поручни и располагаться лицом к вагону. Перед сходом с вагона предварительно осмотреть место схода, убедиться в исправности поручней и подножек, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава. В темное время суток место схода следует осветить. Эти требования должны соблюдаться при подъеме на локомотив, МВПС и сходе с них;

· проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками составляет не менее 10 м;

· обходить группу вагонов или локомотив, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

· обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.9. Выходя на путь из помещения, а также из-за угла здания, затрудняющего видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в ночное время подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

Наши рекомендации