Требования охраны труда при техническом обслуживании электропоезда

3.2.1. Запрещается при поднятых токоприемниках электропоезда открывать двери, шиты высоковольтной шкафов, и подвагонных ящиков, кожухи и другие защитные ограждения электрооборудования.

3.2.2. При поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике электропоезда разрешается:

ü заменять перегоревшие лампы в кабине управления, в кузове (без захода в высоковольтные шкафы и снятия ограждений), внутри вагонов, буферных фонарей, прожекторные лампы и лампы освещения ходовых частей при обесточенных цепях освещения;

ü протирать стекла кабины внутри и снаружи, лобовую часть кузова, не приближаясь к находящимся под напряжением токоведущим частям контактной подвески на расстояние менее 2 м и не касаясь их через какие-либо предметы заменять в цепях управления предохранители предварительно их обесточив и включив автоматы защиты;

ü проверять тормозное оборудование (по показаниям сигнальных ламп снаружи на кузове электропоезда);

ü проверять на ощупь нагрев букс;

ü продувать концевые рукава тормозной и напорной магистралей;

ü проверять подачу песка под колесную пару.

Выполнение других работ на электропоезде при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещается.

3.2.3. Перед техническим обслуживанием вспомогательных машин и электрических аппаратов, расположенных в высоковольтных шкафах и ящиках, за панелями пульта управления и легкосъемными (без применения инструмента) ограждениями, при нахождении электропоезда на путях под контактным проводом локомотивной бригаде следует остановить электропоезд, принять меры исключающие самопроизвольный уход электропоезда и выполнить следующие действия:

· опустить все токоприемники и визуально убедиться в этом;

· выполнить действия исключающие самопроизвольное поднятие токоприемников;

· все кабины управления и шкафы должны быть заперты, а ключи от них и должны находиться у лица, проводящего осмотр. Наружные двери вагонов должны быть закрыты.

9. (25) Меры безопасности при сдаче электропоезда.

Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. По окончании работы работники локомотивной бригады должны:

· сдать дежурному по пункту оборота, другому назначенному (приказом по предприятию) лицу или передать работникам локомотивной бригады, принимающей электропоезд в пункте смены локомотивных бригад, инвентарный комплект ключей которые по номеру на ключах соответствуют данному электропоезду;

· перед сдачей электропоезда убедиться, что он закреплен от самопроизвольного ухода;

· отметить в журнале технического состояния электропоезда о замеченных неисправностях электрооборудования, приборов безопасности и другие замечания.

5.2. При применении в процессе работы для защиты кожных покровов рук защитных паст, кремов, мазей по окончании работы следует вымыть руки с мылом и смазать борным вазелином или ланолиновым кремом, слегка втирая его в кожу.

10. (35) Пожарная безопасность на ЖДТ. Средства пожаротушения.

Пожарная безопасность на ЖДТ – это комплекс организационно технических и правовых мер по предупреждению пожаров на объектах ЖДТ.

Документы: Инстр ЦТ_ЦУО-175 (по обеспеч пож без-сти) , ЦУО-4607 – Нормы оснащения средствами пожаротуш.

Причины пожаров: Искрение, самовозгорание, неостор обр с огём, Технич изношенность ПС,

Нарушение работы электроустановок, Причины криминогенного характера.

Методы тушения пожаров

- Метод охлаждения,

- Метод разбавления воздуха газами, не поддерживающими горение (Показать фотки с Азотн. баллонами)

- Метод изоляции (показать фотки с дверями)

- Метод химического торможения (добавление ингибиторов горении)

Средства пожаротушения :

Вода, Химическая воздушная пена, Инертные газы, сжатый Азот (Сапсан), песок, земля, пожаростойкие ткани. Сжатый воздух.

Оценки пожаров:

«А» - все твёрдые горючие материалы - тушатся любыми видами огнетушителей

«В» - горючие жидкости – тушатся пенами, порошками, распылённой водой

«С» - горючие газы - тушатся инертными газами, азотом, порошками

«Д» - металлы и их сплавы – тушатся порошками

«Е» - электрооборудование под напряжением – тушится углекислотами и порошками.

Категории помещений :

А – взрывопожароопасные – горючие гази и ЛВЖ

Б - взрывопожароопасные – горючие пыли и ЛВЖ

В – пожароопасные – горючие и трудногорючие жидкости, горючие в-ва – салон поезда

Г – Помещение где обработка горячих материалов (Кузница)

Д – не пожароопасные

Действие лок бригады при возникновении пожара на ЭВС «Сапсан»

Рассказ о структуре пожарной сигнализации ЭВС Сапсан с использованием схемы шин передачи данных.

Действие машиниста ЭВС «Сапсан» при получении в кабину голосового сообщения «Пожар» c одновременным выводом на левый интерфейс значка «Пожар»

С учётом рекомендаций Сименса :

Выделить текст об устранении неисправностей на левом дисплее, узнать номер вагона и зону возгорания. Незамедлительно сообщить об этом начальнику поезда. Помощнику или бортинженеру следовать в указанную зону. Ожидать ответа от начальника поезда (помощника, бортинженера) о фактической ситуации в указанном вагоне, при не подтверждении возгорания квитировать сигнал пожарной тревоги с центрального пульта управления в купе начальника поезда, снова проследовать в вагон, где было срабатывание сигнализации и сбросить там сигнал тревоги нажатием имп кнопки «Откл пож. тревоги». При рецидиве – отключить пож сигнализацию в этом вагоне. Не дожидаясь ответа о фактической ситуации произвести анализ места возможной благоприятной остановки поезда.

Действие локомотивной бригады при возникновении реального пожара на ЭВС «Сапсан»

Если сообщение о срабатывании пожарной тревоги подтверждается визуальными факторами, то ситуация называется пожаром в поезде.

Продолжить движение для пригодного с точки зрения тушения пожара и эвакуации места. Не останавливаться на мосту или в туннеле, при необходимости задействовав при этом «Ход а аварийном режиме» . Отключить систему кондиционирования (КЛИМ), держать связь с начальником поезда. Совместно с начальником поезда в первую очередь организовать эвакуацию пассажиров из опасного вагона в соседние вагоны. Остановить поезд, после остановки поезда зафиксировать его, отключить ГВ (БВ), опустить все т/пр, доложить по р/св ДСП (ДНЦ), СЗ-ДОСС. Принять решение о вызове пожарных подразделений, согласовать с диспетчером снятие напряжения в контактной сети. Запереть кабину и принять меры к эвакуации пассажиров из вагона, к тушению пожара. При наличии в салоне дыма передвижения с огнетушителем к очагу возгорания допустимо только вдоль пола (ползком). При невозможности тушения пожара своими силами Закрыть и блокировать у вагона с возгоранием автоматические и не автоматические раздвижные двери.

Вести общее руководство, сохранять спокойствие, блюсти чётко выстроенную иерархию логических действий : 1) Жизнь и ущерб пассажиров

2) Жизнь и ущерб поездной бригады и личная

3) Сохранность дорогостоящих матер средств ОАО РЖД

(в том числе вопросы восстановления движения и доставки пассажиров к пункту назначения)

Требования инструкции 2528 Р :

3.7. Порядок действий поездной бригады электропоезда "Сапсан" при возникновении пожара:

- При обнаружении в вагоне дыма проводник или другой работник поездной бригады обязан немедленно сообщить об этом локомотивной бригаде, бортинженеру и начальнику поезда для выяснения места и причины появления дыма.

Примечание: Запрещается оставлять невыясненной причину появления дыма!

При обнаружении пожара (возгорания) проводник или другой работник поездной бригады обязан:

- Сообщить о случившемся локомотивной бригаде, бортинженеру, начальнику поезда;

- Объявить пассажирам об эвакуации из вагона, избегая паники организовать установленным порядком эвакуацию пассажиров в соседние вагоны (при необходимости из поезда после его остановки);

- Совместно с другими работниками поездной бригады приступить к ликвидации пожара (возгорания) имеющимися на составе средствами пожаротушения с соблюдением мер безопасности.

3.8. В случае невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения, поездная бригада обязана организовать эвакуацию пассажиров из поезда, следующим порядком:

- Эвакуация пассажиров производиться после полной остановки поезда на "полевую" сторону;

- При эвакуации пассажиров через боковые двери вагонов открыть их только со стороны безопасной для пассажиров и только после полной остановки поезда.

- При необходимости эвакуации через аварийные выходы салона, разбить стекло вагона с помощью специального молотка и установить спасательную лестницу, находящуюся в специальном шкафу вагона.

- При этом начальник поезда обязан лично убедится в полной эвакуации из состава всех пассажиров, по возможности закрыть вручную межвагонные и салонные двери.

3.9. Локомотивная бригада, получив сообщение о пожаре (возгорании) в вагоне поезда обязана:

- Принять меры к остановке поезда в установленном в соответствии с местными условиями месте (не допускается останавливать поезд на искусственных сооружениях и под ними, а также в других местах, препятствующих эвакуации пассажиров и организации тушения пожара), предварительно опустив токоприемники;

- Сообщить поездному диспетчеру (дежурному по станции) о случае пожара, месте остановки и необходимости пожарной помощи;

- Сообщить проводникам вагонов, бортинженеру и другим работникам поездной бригады поезда о случившемся, немедленной доставке огнетушителей к месту пожара и оказании помощи в эвакуации пассажиров из вагона;

- После остановки поезда машинист, исходя из сложившейся обстановки, может потребовать через поездного диспетчера снятия напряжения в контактной сети, зафиксировать в бортовом журнале формы ТУ-152 номер приказа и время снятия напряжения, при необходимости покинуть состав, изъяв кассету регистрации КЛУБ-У, бланки предупреждений и журнал формы ТУ-152, а также, по возможности, другую документацию, находящуюся на поезде, и платы памяти КБСУ с записанной информацией о работе бортовых систем поезда.

3.10. Указания машиниста электропоезда "Сапсан" (при его отсутствии - начальника поезда), являющимся ответственными за организацию тушения пожара, обязательны для всей поездной бригады.

3.11. Дежурный по станции и поездной диспетчер при получении сообщения о пожаре в электропоезде "Сапсан", обязаны прекратить отправление поездов с ограничивающих перегон станций по смежным путям, кроме хозяйственных.

3.12. В случае срабатывания пожарной сигнализации машинист обязан поставить в известность бортинженера о месте и номере вагона.

После визуального осмотра места, в случае ложного срабатывания бортинженер, восстанавливает систему пожарной сигнализации на центральном пульте управления в 5 вагоне, затем восстанавливает пожарную сигнализацию на вагоне, где сработала защита. В случае обнаружения возгорания поездная бригада действует описанным порядком.

Наши рекомендации