Требования техники безопасности к антенно-мачтовым сооружениям

Правила техники безопасности

При обслуживании антенно-фидерных трактов радиосистем передачи.

Содержание

1. Опасные и вредные производственные факторы, характерные для производственных процессов на радиопредприятиях.

2. Основные направления правил ТБ.

3. Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.

4. Техника безопасности при обслуживании антенно-фидерных трактов радиосистем передачи:

· Требования ТБ к антенно-мачтовым сооружениям.

· Условия безопасного обслуживания антенно-мачтовых устройств.

5. Литература.

6. Вопросы для самопроверки.

Опасные и вредные производственные факторы,характерные для производственных процессов на радиопредприятиях:

- опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

- повышенный уровень электромагнитного излучения;

- повышенный уровень шума на рабочем месте;

- повышенная температура воздуха рабочей зоны.

Правила ТБ охватывают:

· организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;

· технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ;

· квалификацию исполнителей и необходимые средства защиты.

Все работы на АФТ проводятся в соответствии с ПРАВИЛАМИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ РАБОТАХ НА ОБЪЕКТАХ РАДИОСВЯЗИ //Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь 08.08.2008 N 34.Организация работ по охране труда на объектах радиосвязи должна осуществляться в соответствии с ТКП 003-2005 (02140) "Организация работ по охране труда в отрасли "Связь", утвержденным приказом Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. N 229, и Типовым положением о службе охраны труда организации, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002 г. N 82 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 89, 8/8286).

Поскольку техническое обслуживание электроустановок радиопредприятий связано с особой опасностью воздействия электрического тока и электромагнитных излучений, правила ТБ предъявляют повышенные требования к оборудованию радиопредприятий.

Организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ

Организационными мероприятиями, обеспечивающими безопасность работы в электроустановках, являются:

а) оформление работы нарядом - допуском, распоряжением или перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации;

б) допуск к работе;

в) надзор во время работы;

г) оформление перерывов в работе, переводов на другое рабочее место, окончания работы.

Обслуживание антенно-мачтовых устройств связано с опасностью падения с высоты, воздействия ЭМИ и электрического тока. В процессе обслуживания и ремонта антенно-мачтовых сооружений и фидерных сооружений следует руководствоваться правилами эксплуатации оборудования, соблюдать требования безопасности при выполнении работ на высоте.

ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ К АНТЕННО-МАЧТОВЫМ СООРУЖЕНИЯМ

На антенных поляхпередающих радиостанций, телецентров, телевизионных ретрансляторов нахождение лиц, не связанных с их обслуживанием, не разрешается.

Антенны, фидерные линии располагаются на башнях и мачтах, занимая иногда значительные площади, называемые антенными полями. Для передвижения людей и проезда транспортных средств на территории полей устраиваются проходы и проезды. Проходы и проезды, а также опасные зоны обозначаются указателями. Опасной зоной считается, площадь, расположенная вокруг мачты или башни, очерченная радиусом, равным 1/3 высоты сооружения. Если в опасной зоне расположены проходы, то они должны снабжаться навесами для защиты проходящих людей от возможных травм при падении кусков льда или при случайном падении элементов конструкций и инструментов, если на мачтах ведутся работы, а также для защиты от воздействия ЭМИ.

Башни и мачты являются сложными инженерными сооружениями и должны отвечать всем требованиям техники безопасности.

Если мачты или башни выполнены из металла и по условиям эксплуатации не требуется изолировать их от земли, то они должны соединяться с защитным заземляющим устройством. Если мачты должны быть изолированы от земли, то их устанавливают на опорные изоляторы, но снабжают разъединителями, которые при необходимости позволяют заземлить мачты. Опорные изоляторы защищаются разрядниками, рассчитанными на 1,3 пикового амплитудного напряжения в основании антенны при 100 % -ной модуляции передатчика. Чтобы исключить возможность поражения электрическим током, изолированные мачты-антенны ограждают и вывешивают предупредительные плакаты: «Стой! Опасно для жизни». Высота ограждений должна быть не менее 1,5 м; для подхода к мачте обслуживающего персонала в ограждениях имеются запирающиеся калитки.

Высокие мачты и башни снабжаются системой сигнального светового ограждения (СОМ). Поскольку электропитание COМ осуществляется от сети переменного тока напряжением 220 В, создается опасность воздействия электрического тока. Поэтому нулевой провод кабеля питания соединяется с металлической мачтой, т. е. в качестве меры зашиты от воздействия электрического тока в данном случае используется зануление. Светильники СОМ располагают таким образом, чтобы обеспечивалось их обслуживание с площадок, люлек или лестниц.

Металлические башни и мачты снабжаются лестницами для подъема мачтовика-антенщика. Лестницы имеют плоские ступени из рифленой стали или двyx-трех стальных стержней шириной не менее 450 мм; расстояние между ступенями не должна превышать 350 мм. Лестницы с углом наклона менее 750 оборудуются перилами. Если угол наклона превышает 75° (например, вертикальное расположение), то лестницы снабжаются ограждениями в виде дуг, соединяющихся между собой вертикальными полосами. При высоте мачты более 10 м устраиваются площадки для отдыха через каждые 6-8 м. Пол площадки изготавливают из рифленых дырчатых или гофрированных листов, а саму площадку ограждают перилами высотой не менее 1 м. Если по технологическим причинам площадки для отдыха устроить нельзя, то лестницы снабжаются люками размерам 500Х5ОО мм. Крышки люков должны быть удобными и легко открываться.

Кроме лестниц для подъема на мачты и башни используются лифты или специальные подъемные сооружения. Лифты снабжаются ограждениями, ловителями, концевыми выключателями и дверными замками, которые обеспечивают безопасность при эксплуатации. Каждый лифт оборудуется звуковой, сигнализацией или телефонной связью с техническим персоналом, обслуживающим лифт. Каркасы кабин лифтов, корпуса электродвигателей и другие нетоковедущие части лифтов, которые могут случайно оказаться под напряжением, надежно заземляются.

Для подъема на мачты служат также лебедки с ручным и электрическим привадам. Лебедки с ручным приводом снабжаются безопасными рукоятками. Безопасная рукоятка обеспечивает подъем и спуск только при ее вращении. В настоящее время находят применение лебедки типов Т-68 (однотонные) и Т-69 (трех тонные) .

Лебедка с электрическим приводом управляется из машинного помещения. Для удобства наблюдения и определения времени отключения лебедки на подъемных канатах делаются хорошо видимые отметки. Если рабочий не смог вовремя остановить лебедку, то она останавливается автоматически с помощью концевых выключателей, которые отключают электродвигатель лебедки, если расстояние между грузом и верхним блоком становится менее 2 м. Лебедка снабжается колодочным тормозом, который действует автоматически, как только происходит отключение электродвигателя. Связь электродвигателя с лебедкой осуществляется с помощью зубчатой или червячной передачи, которая более безопасна, чем ременные или фрикционные передачи. Лебедки надежно закрепляются на прочном основании из бревен; основание в свою очередь крепится к забитой в землю свае, якорю или лежню. Для обслуживания нескольких мачт иногда используют одну передвижную лебедку, снабженную колесами или салазками. При установке лебедка прочно крепится к якорю. Устанавливать лебедку следует от центра мачты не ближе чем на 1/3 высоты мачты, т. е. вне опасной зоны. Если лебедка устанавливается в опасной зоне, то над лебедкой следует укрепить навес, чтобы предохранить обслуживающий персонал от падения каких-либо предметов с мачты.

К лебедкам крепятся канаты, с помощью которых поднимают людей или грузы. В настоящее время находят применение стальные оцинкованные канаты с сердечником из органических материалов. Канат должен иметь коэффициент запаса прочности не менее 9 при подъеме людей и не менее 4 при подъеме грузов лебедками с ручным приводом (для лебедок с электрическим приводом этот коэффициент должен быть не менее 5,5). Канаты для подъема людей изготавливаются двойной свивки. Диаметр каната должен быть не менее 7,7 мм при грузоподъемности до 150 кг и не менее 8,7 мм при подъеме мачтовика и груза массой до 200 кг.

Для обеспечения безопасности канат должен представлять собой единое целое, соединение (сростки) каната из нескольких кусков не допускается. Длина каната выбирается такой, чтобы при нижнем положении груза на барабане лебедки перед зажимным устройством оставалось не менее трех витков каната. Канат прочно закрепляется в барабане лебедки так, чтобы исключалось его перетирание. При верхнем положении груза, когда канат навивается на барабан, витки не должны выступать за борта барабана, чтобы не могло произойти их соскальзывание.

Для подъема мачтовика-антенщика на мачту к подъемному канату прикрепляется люлька. Конструкция люльки предусматривает безопасное и удобное выполнение работ по всей высоте мачты, а также вдоль оттяжек. Крепление люльки к подъемному канату должно исключать ее опрокидывание. Если опрокидывание все-таки произойдет, то для предупреждения падения мачтовика-антенщика предусматривается его крепление к люльке.

Все подъемные устройства перед пуском в эксплуатацию, а затем не реже 1 раза в год подвергаются техническому освидетельствованию. Техническое освидетельствование проводится руководителем антенной группы, мачтовиком-антенщиком и общественным инспектором по охране труда. Во время проверок проводят внешний осмотр устройств, а также статическое и динамическое испытания. Если выявляются недостатки, которые могут явиться 'причиной аварии, то подъемное cpeдство не допускается к эксплуатации. Подъемный канат считается непригодным, если обнаруживается, что число обрывов провода в шаге свивки превышает допустимое. При проведении статических испытаний к люльке, находящейся в нижнем положении подвешивается груз, в 1,5 раза превышающий грузоподъемность, указанную в паспорте. Статические испытания проводятся в течение 10 мин. Динамические испытания заключаются в поднятии на полную высоту и опускании груза (не менее 2 раз) массой, на 10% больше предельной.

Результаты технического освидетельствования заносятся в акт состояния подъемных устройств и утверждаются главным инженером радиопредприятия.

Наши рекомендации