Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов. Правила ввода в эксплуатацию (регистрация, разрешение на пуск в работу)

Нормативные документы содержат следующие требования, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузоподъемного оборудования:

- обеспечение надежности конструкции оборудования (выбор запаса прочности, материалов, защита от коррозии и т.д.);

- применение предохранительных устройств (ограничители высоты подъема груза, концевые выключатели механизмов передвижения, тормоза, аварийное выключение т.п.);

- регистрацию наиболее ответственного оборудования в органах технадзора;

- периодическое освидетельствование, техническое обслуживание и ремонт;

- лицензирование деятельности, связанной с грузоподъемными машинами;

- выдача разрешения на пуск и производство работ кранами;

- назначение ответственных лиц;

- обучение, проверка знаний руководителей и персонала;

- ведение соответствующей технической документации.

Регистрации в органах технадзора подлежат следующие грузоподъемные машины:

- краны всех типов, за исключением (краны всех типов с ручным приводом механизмов; мостового типа и передвижные грузоподъёмностью до 10 т, стрелового типа грузоподъёмностью до 1 т, учебные краны мостового типа и башенные;

электрические тали и лебёдки для подъёма груза или людей).

- краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

- грузовые электрические тележки с кабиной управления, передвигающиеся по надземным рельсовым путям.

Грузоподъёмные машины подлежат регистрации (перерегистрации) после:

- реконструкции;

- ремонта, если на машину был составлен новый паспорт;

- передачи машины другому владельцу;

- перестановки крана мостового типа на новое место.

Грузоподъёмная машина подлежит снятию с регистрации:

- при её списании;

- при передаче её другому владельцу;

- при переводе её в разряд нерегистрируемых.

Регистрация грузоподъемной машины в органах технадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины с приложением дополнительно необходимых документов для определенных типов кранов.

Разрешение на пуск в работу грузоподъёмной машины, подлежащей регистрации, выдаётся государственным инспектором технадзора при её регистрации на основании результатов полного технического освидетельствования.

Разрешение на пуск в работу грузоподъёмных машин, не подлежащих регистрации в органах технадзора, выдаётся лицом по надзору на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.

Грузоподъёмные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

- частичному - не реже одного раза в 12 месяцев;

- полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используе­мых машин, которые должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет.

Внеочередное полное техническое освидетельствование должно проводиться после:

- монтажа, вызванного установкой машины на новом месте;

- ремонта машины с применением сварки

- реконструкции грузоподъёмной машины и т.д.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъёмная машина должна подвергаться:

- осмотру;

- статическому испытанию;

- динамическому испытанию.

Статическое испытание грузоподъёмной машины проводится нагрузкой, на 25% превышающей её грузоподъёмность, и имеет целью проверку её прочности.

(испытывают в положении, соответствующем наибольшей грузоподъёмности, груз поднимается на высоту 100-200 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 минут - поднятый груз не опустился на землю, а также не обнаружено трещин, остаточной деформации и других повреждений металлоконструкций и механизмов).

Динамическое испытание грузоподъёмной машины проводится грузом, на 10% превышающим грузоподъёмность машины, и имеет целью проверку действия её механизмов и тормозов.

(многократные подъёмы и опускания груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных инструкцией по эксплуатации).

Результаты ТО грузоподъёмной машины записываются в её паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования.

На каждом подъёмно-транспортном механизме наносятся:

- порядковый номер,

- предельная грузоподъёмность,

- номер регистрации

- срок переосвидетельствования.

65. Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов

Техническое освидетель­ствование имеет целью установить, что: кран и его установка соответствуют Правилам и паспортным данным; кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу. Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъ­емных кранов.

Краны в течение нормативного срока службы должны подвер­гаться периодическому техническому освидетельствованию: частич­ному - не реже одного раза в 12 месяцев; полному - не реже одного раза в 3 года.

Редко используемые краны должны подвергаться полному техни­ческому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органом технадзора.

Полное, очередное и внеочередное техническое освидетельствова­ние должно производиться экспертом технадзора или экспертом орга­низации, имеющей соответствующее разрешение органа технадзора на данный вид деятельности.

При полном техническом освидетельствовании кран должен подвер­гаться: осмотру; статическим испытаниям; динамическим испытаниям

Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность.

При статических испытаниях мостового крана он устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз подни­мается краном на высоту 100-200 мм и выдерживаётся в таком поло­жении в течение 10 минут. По истечении 10 минут груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии дефор­мации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не дол­жен допускаться к работе до выяснения специализированной органи­зацией причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана.

Динамические испытания крана проводятся грузом, масса кото­рого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия механизмов и тормозов.

Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт лицом, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтвер­ждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с Правила­ми, руководством по эксплуатации и выдержал испытания.

67. Горение и пожароопасные свойства веществ и материалов

Горение- это хими­ческая окислительная реакция, которая сопровождается выделением тепла и свечением. Для возникновения и протекания процесса горе­ния необходимо наличие горючего вещества, окислителя и источ­ника воспламенения.

В зависимости от агрегатного состояния исходных веществ и продуктов горения различают гомогенное горение, гетерогенное го­рение и горение взрывчатых веществ. Горение взрывчатых веществ связано с переходом вещества из конденсированного состояния в газ. Движение пламени по газовой смеси называется распространени­ем пламени. В зависимости от скорости распространения пламени горение может быть диффузионным (несколько метров в секунду), дефлаграционным или взрывным (несколько десятков и сотен метров в секунду/ и детонационным (тысячи метров в секунду). Основными факторами, характеризующими опасность взрыва, являются: максимальное давление и температура взрыва; скорость нарастания давления при взрыве; давление во фронте ударной волны; дробящие и фугасные свойства взрывоопасной среды.

Максимальное давление взрыва (Ртах) - наибольшее давление, возникающее при дефлаградионном взрыве газо-, паро- или пылевоз- душной смеси в замкнутом сосуде при начальном давлении смеси 101,3 кПа. Скорость нарастания давления при взрыве (dP/dt) - производ­ная давления взрыва по времени на восходящем участке зависимости давления взрыва газо-, паро-, пылевоздушной смеси в замкнутом со­суде от времени. Детонация - есть процесс химического превращения системы окислитель - восстановитель, представляющий собой совокупность ударной волны, распространяющейся с постоянной скоростью и пре­вышающей скорость звука, и следующей за фронтом зоны химиче­ских превращений исходных веществ. Показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов опре­деляют с целью получения исходных данных для разработки систем по обеспечению пожарной безопасности и взрывобезопасности.тПри определении пожаровзрывоопасности веществ и материалов различают:

• газы - вещества, давление насыщенных паров которых при тем­пературе 25°С и давлении 101,3 кПа превышает 101,3 кПа; жидкости - вещества, давление насыщенных паров которых при температуре 25°С и давлении 101,3 кПа меньше 101,3 кПа. К жидкостям относят также твердые плавящиеся вещества, температура плавления или каплепадения которых меньше 50°С; твердые вещества и материалы - индивидуальные вещества и их смесевые композиции с температурой плавления или каплепаде­ния больше 50°С, а также вещества, не имеющие температуру плавле­ния ; пыли - диспергированные твердые вещества и материалы с раз­мером частиц менее 850 мкм. По горючести вещества и материалы подразделяют на три группы: негорючие (несгораемые) - вещества и материалы* не способ­ные к горению в воздухе. Негорючие вещества могут быть дожаров- зрывоопасными (например, окислители или вещества, выделяющие горючие продукты при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом); трудногорючие (трудносгораемые) - вещества и материалы, способные гореть в воздухе при воздействии источника зажигания, но не способные самостоятельно гореть после его удаления; горючие (сгораемые) — вещества и материалы, способные само­возгораться, а также возгораться при воздействии источника зажига­ния и самостоятельно гореть после его удалении

68. Классификация жидкостей в зависи­мости от температуры вспышки.

Горение жидкостей происходит только в паровой фазе. Скорость испарения и количество паров жидкости зависят от ее природы и тем­пературы. Количество насыщенных паров над поверхностью жидко­сти зависит от ее температуры и атмосферного давления. В состоянии насыщения число испаряющихся молекул равно числу конденсирую­щихся, и концентрация пара остается постоянной. Горение паровоздуш­ных смесей возможно только в определенном диапазоне концентраций, т. е. они характеризуются концентрационными пределами распростра­нения пламени (НКПРП и ВКПРП).

Процесс воспламенения и горения жидкостей можно представить следующим образом. Для воспламенения необходимо, чтобы жид­кость была нагрета до определенной температуры (не меньше НТПРП). После воспламенения скорость испарения должна быть доста­точной для под держания постоянного горения. Эти особенности горения жидкостей

характеризуются температурами вспышки и воспламенения. Температура вспышки соответствует нижнему температурному пределу воспламенения.

В зависимости от численного значения температуры вспышки жид­кости подразделяются на легковоспламеняющиеся (ЛВЖ) и горючие (ГЖ).

К легковоспламеняющимся жидкостям относятся жидкости с температурой вспышки не более 61°С в закрытом тигле или 66°С в открытом тигле. Для ЛВЖ температура воспламенения обычно на 1-5°С выше температуры вспышки, а для горючих жидкостей эта раз­ница может достигать 30-35°С.

В зависимости от температуры вспышки ЛВЖ подразделяются на три разряда.

Особо опасные ЛВЖ - с температурой вспышки от -18°С и ниже в закрытом тигле или от -13°С и ниже в открытом тигле. К особо опасным ЛВЖ относятся ацетон, диэтиловый спирт, изопентан и др.

Постоянно опасные ЛВЖ - это горючие жидкости с температурой вспышки от -18°С до +23°С в закрытом тигле или от -13°С до +27°С в открытом тигле. К ним относятся бензил, толуол, этиловый спирт, этилацетат и др.

Опасные при повышенной температуре ЛВЖ - это горючие жид­кости с температурой вспышки от 23°С до 61°С в закрытом тигле. К ним относятся хлорбензол, скипидар, уайт-спирит и др.

Температура вспышки жидкостей, принадлежащих к одному классу (жидкие углеводороды, спирты и др.), закономерно изменяется в гомологическом ряду, повышаясь с увеличением молекулярной массы, температуры кипения и плотности. Температуру вспышки определяют экспериментальным и расчетным путем.

Экспериментально температуру вспышки определяют в приборах закрытого и открытого типа. При этом заданную массу жидкости на­гревают с определенной скоростью, периодически зажигая выделяю­щиеся пары и визуально оценивая результаты зажигания.

Ориентировочно температуру вспышки можно определить по правилу Орманда и Гровена:

Т'всп = Ткип*m

где Т„п - температура кипения, К; m - коэффициент, равный 0,736.

69. Классификация помещений и зданий по взрывопожар­ной и пожарной опасности.

Определение категорий помещений, по­жарных отсеков, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности осуществляется в соответствии с НПБ 5-2005 «Категорирование помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» в зависимости от количества и взрывопожароопасных свойств находящихся (обращающихся) в них веществ и материалов с учетом особенностей технологических про­цессов размещенных в них производств.

По взрывопожарной и пожарной опасности помещения подраз­деляются на категории А, Б, В1-В4, Г1, Г2, Д, издания - на категории А, Б, В, Г и Д.

Категория помещения Характеристика веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении
А (взрывопожа- роопасная) Горючие газы (далее - ГГ), легковоспламеняющиеся жидко­сти (далее - ЛВЖ) с температурой вспышки не более 28°С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых раз­вивается расчетное избыточное давление взрыва в помеще­нии, превышающее 5 кПа Вещества и материалы, способные взрыватьря и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышает 5 кПа
Б (взрывопожа- роопасная) Горючие пыли или волокна, ЛВЖ с температурой вспышки бо­лее 28°С, горючие жидкости (далее - ГЖ) в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превы­шающее 5 кПа
В1-В4 (пожароопас­ные) ЛВЖ, ГЖ и трудногорючие жидкости, твердые горючие и труд­ногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом взрываться и гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б
П ГГ, ЛВЖ, ГЖ, твердые горючие вещества и материалы, исполь­зуемые в качестве топлива
Г2 Негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопро­вождается выделением лучистого тепла, искр и пламени
д Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии, горю­чие вещества и материалы в таком количестве, что удельная по­жарная нагрузка на участке их размещения в помещении не пре­вышает 100 М Дж/м2

70. Классификация взрывоопасных и пожароопасных зон производственных помещений.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ) преду­сматривает классификацию производственных помещений и наружных установок по взрывоопасным и пожароопасным зонам.

При этом класс взрывоопасных и пожароопасных зон, в соответ­ствии с которым производится выбор электрооборудования, опреде­ляют технологи совместно с электриками проектной или эксплуати­рующей организации, исходя из характеристики взрывоопасности и пожароопасности окружающей среды.

Взрывоопасная зона - помещение ограниченное пространст­во в помещении или наружной установке, в котором имеются или мо­гут образоваться взрывоопасные смеси.

Взрывоопасная смесь - смесь с воздухом горючих газов, паров ЛВЖ, горючих пыли или волокон с нижним концентрационным пре­делом воспламенения не более 65 г/м3 при переходе их во взвешенное состояние, которая при определенной концентрации способна взо­рваться при возникновении источника инициирования взрыва.

Согласно ПУЭ, по содержанию горючих газов и паров легковос­пламеняющихся жидкостей предусмотрено три класса взрывоопасных зон помещений (B-I, B-Ia, B-I6); для наружных установок - один класс (В-1г); по содержанию взрывоопасных пылей - два класса (В-П и B-IIa). Наиболее опасными являются зоны классов B-I и B-II.

Зоны класса B-I- зоны, расположенные в помещениях, в которых выделяются горючие газы или пары ЛВЖ в таком количестве и с та­кими свойствами, что они могут образовать с воздухом взрывоопас­ные смеси при нормальных режимах работы, например при загрузке или разгрузке технологических аппаратов, хранении или переливании ЛВЖ, находящихся в открытых емкостях, и т. п.Зоны класса В-Ia - зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых при нормальной эксплуатации взрывоопасные смеси горючих газов (независимо от нижнего концентрационного предела воспламе­нения) или паров ЛВЖ с воздухом не образуются, а возможны только в результате аварий или неисправностей.Зоны класса B-Iб - те же зоны, что и в классе В-Ia, но отличаю­щиеся одной из следующих особенностей:Зоны класса В-1г - пространства у наружных установок: техноло­гических установок, содержащих горючие газы или ЛВЖ (за исклю­чением наружных аммиачных компрессорных установок), надземных и подземных резервуаров с ЛВЖ или горючими газами (газгольдеры), эстакад для слива и налива ЛВЖ, открытых нефтеловушек, прудов- отстойников с плавающей нефтяной пленкой и т. п.Зоны класса B-II - зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых выделяются переходящие во взвешенное состояние горючие пыли или волокна в таком количестве и с такими свойствами, что они спо­собны образовать с воздухом взрывоопасные смеси при нормальных режимах работы (например, при загрузке и разгрузке технологических аппаратов).

Зоны класса B-IIa - зоны, расположенные в помещениях, в кото­рых опасные состояния, свойственные зонам класса B-II не имеют места при нормальной эксплуатации, а возможны только в результате аварий или неисправностей.

Наши рекомендации