Глава 3. Общая физическая и спортивная подготовка студентов

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕФТЕГАЗОВЫХ ВУЗОВ

учебное пособие

Глава 3. Общая физическая и спортивная подготовка студентов - student2.ru

Уфа

Учебное пособие обобщает и систематизирует знания на основе теории и методики физической культуры в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом и программой принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Предназначено для студентов всех факультетов Уфимского государственного нефтяного технического университета, изучающих теоретический раздел программы по дисциплине «Физическая культура».

Глава 3. Общая физическая и спортивная подготовка студентов - student2.ru

Составители: Греб А.В., зав. каф. физвоспитания УГНТУ, к.т.н.

Красулина Н.А., доц., к.х.н.

Валеева Г.В., доц., к.п.н.

Смирнова А. П.. доц.

Зайнетдинов М. А., доц., к.п.н.

Валеев Д. З., доц.

Хужин Р. А.. доц. к.п.н.

Рецензенты: А.С. Верещагин декан ФОНД УГНТУ, д.и.н, профессор

Костарев А.Ю., декан факультета физической культуры БГПУ им. Акмуллы, д.п.н., профессор

©Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………………7

ПЕРВЫЙ КУРС, ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР

Глава 1. Физическая культура в профессиональной подготовке

студентов и социокультурное развитие личности студента……………7

1.1. Физическая культура и спорт как социальный феномен

современного общества………………………………………………………7

1.2. Социальные функции физической культуры……………………….....11

1.3. Средства физической культуры………………………………………...13

1.4. Основные составляющие физической культуры……………………...14

1.5. Краткая история физической культуры………………………………..16

1.6. Организационно-правовые основы физического воспитания студенческой молодежи……………………………………………..………18

1.7. Общая психофизическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов………………………………....20

1.8. Работоспособность и влияние на нее различных факторов……….....22

1.9. Общие закономерности изменения работоспособности

студентов в процессе обучения……………………………………………..24

1.10. Работоспособность студентов по семестрам и в целом

за учебный год……………………………………………………………….26

1.11 Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период………………………………………………………….…………….27

1.12. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния

студентов в экзаменационный период……………………………………..28

1. 13. Использование «малых форм» физической культуры

в режиме учебного труда студентов………………………………………..31

1.14. Особенности проведения учебных занятий

по физическому воспитанию для повышения

работоспособности студентов………………………………………………32

Контрольные вопросы………………………………………………………35

Глава 2. Социально-биологические основы адаптации организма

Человека к физической и умственной деятельности,

факторам среды обитания………………………………………………...36

2.1 Организм человека как единая саморазвивающаяся

биологическая система……………………………………………………...36

2.2. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма……………………………………………………..........38

2.3 Мышечная система и её функции……………………………………....39

2.4. Костная система и её функции…………………………………………42

2.5.. Сердечнососудистая система………………………………………….42

2.6. Дыхательная система и её функции……………………………………44

2.7.Пищеварение……………………………………………………………..47

2.8.Функциональная подготовленность организма к физическим нагрузкам………………………………………………………………….…51

2.9.Физическое развитие……………………………………………………52

2.10.Возрастные изменения длины и массы тела………………………….53

2.11.Двигательная активность и её влияние на адаптационные возможности организма человека к умственным и физическим нагрузкам………………………………………………………….…………54

2.12.Утомление и переутомление при физической

и умственной работе…………………………………………………………56

2.13.Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке…………………………………...........57

Контрольные вопросы……………………………………………………….59

ПЕРВЫЙ КУРС, ВТОРОЙ СЕМЕСТР

Глава 3. Общая физическая и спортивная подготовка студентов

в образовательном процессе………………………………………………60

3.1. Виды физической подготовки………………………………………….60

3.2.Методические принципы физического воспитания…………………...63

3.3.Средства и методы физического воспитания………………………….65

3.4.Основы и этапы обучения движениям…………………………………67

3.5.Развитие физических качеств в процессе физического

воспитания…………………………………………………………………...68

3.6.Зоны интенсивности физических нагрузок……………………………69

3.7.Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями……………………………………………….………………71

3.8.Формы занятий физическими упражнениями…………………………72

3.9.Массовый спорт и спорт высших достижений………………………...74

3.10.Студенческий спорт, студенческие спортивные соревнования……..76

Контрольные вопросы………………………………………………………78

Глава 4. Основы здорового образа жизни студента. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий………………………………………………………………………79

4.1.Понятие «Здоровый образ жизни»……………………………………...79

4.2.Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека………………………………………………………………………81

4.3.Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...82

4.4.Организация режима труда, отдыха и сна……………………………...83

4.5.Организация режима питания…………………………………………..84

4.6.Личная гигиена и закаливание………………………………………….85

4.7.Профилактика вредных привычек……………………………………...86

4.8. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями………………………………………………………………88

4.9.Формы самостоятельных занятий…………………………..…………89

4.10.Содержание самостоятельных занятий……………………………...90

4.11.Особенности самостоятельных занятий для женщин……………....92

4.12.Планирование объёма и интенсивности физических

упражнений………………………………………………………………...92

4.13.Управление процессом самостоятельных занятий…………………93

4.14.Характеристика интенсивности физических нагрузок

для студентов……………………………………………………………….94

4.15.Гигиена самостоятельных занятий…………………………………..96

4.16.Профилактика травматизма…………………………………………100

4.17. Самоконтроль………………………………………………………..101

Контрольные вопросы…………………………………………………….112

Наши рекомендации