Здоровье в иерархии потребностей и ценностей культурного человека
Сохранение здоровья находится в прямой зависимости от уровня культуры. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень иерархической лестнице ценностей. Можно выделить три уровня ценности здоровья:
· биологическое – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма;
· социальное – здоровье как мера социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
· психологическое здоровье – отрицание болезни в смысле ее преодоления.
Направленность поведения человека на обеспечение собственного здоровья, его самочувствие.
Здоровье человека тесно связано с процессами воспитания и обучения. Оно проявляется в действиях, поступках, мнениях и суждениях людей. Отношение к здоровью включает в себе самооценку человека своего физического и психического состояния, которая является регулятором поведения. Каждый человек хочет быть здоровым. Среди причин, побуждающим заботиться о здоровье, первое место занимает «ухудшение здоровья». Второе – «осознание необходимости этого», а затем следуют другие факторы. В повседневной жизни забота о здоровье ассоциируется прежде всего с медициной, лечебными учреждениями и врачебной помощью. Это отмечено, что лица с хорошей самооценкой здоровья в случае болезни чаще обращаются к врачу, чем люди, имеющие плохую самооценку здоровья. В соответствии с этим можно выделить 2 типа ориентации к здоровью. К первому типу относятся, в основном, лица с хорошей самооценкой здоровья. Ко второму типу относятся лица преимущественно с плохой и удовлетворительной самооценкой здоровья. Характер заботы человека о здоровье связан с его личностными свойствами.
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности
Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно 4 группы.
Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения (от 69 до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее гармоничное развитие личности. Вторая группа (от 63 до 68 %) – хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа получила наименование «противоречивых» за то, что в них представлены признаки большого и небольшого значения (от 35 до 59%). Она включает наличие материальных благ, успехи в работе, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (17-28%) – знание о человеческом организме, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
Основной источник информации для студентов – занятия по физическому воспитанию – теоретическому и практическому разделу. Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка. Не участвуют в ней 70% женщин и 50% мужчин. Женщины предпочитают не слишком продолжительные во времени занятия (менее часа), но достаточно регулярные. Мужчинам нравятся более длительные по времени занятия, но проводимые реже. Следовательно, студентам не хватает поисково-познавательной активности.
Содержательные характеристики составляющих
Здорового образа жизни
К основным составляющим здорового образа жизни относят:
· режим труда и отдыха;
· организацию сна;
· режим питания;
· организационно-двигательной активности;
· выполнение требований санитарии, гигиены, закаливание;
· профилактику вредных привычек;
· культуру межличностного общения;
· психорегуляцию организма;
· культуру социального поведения.
Режим труда и отдыха
Человек, который в процессе жизни ведет целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важных физиологических процессов. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, между процессами устанавливается взаимосвязь, которая закрепляется цепью условных рефлексов. Режим дня является нормативной основой жизнедеятельности студентов и, как правило, должен быть индивидуальным. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств. Суточный режим студента, как правило, строиться из 2 половин: 12 часов учебных занятий (6 ч. аудиторных и 4-6 ч. самостоятельных). Воскресные дни содержат 12 ч. резервных.
Организация сна
Сон является наиболее полноценной нормой ежедневного отдыха. Полноценный сон длится 8 часов. При занятиях умственной деятельностью отход ко сну должен быть за 1.5 часа после ее окончания. Мало спящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5.6 ч. сна. Много спящие люди нуждаются в 9 ч. сна и даже более. Наиболее распространенное расстройство сна, когда человек мало и плохо спит, называют бессонницей. Она может быть ситуативной. Снотворные лекарства также могут негативно сказываться на самочувствии человека, если их долго принимать. Снотворные лекарства выключают механизмы сна, ломают и перекраивают его фазы.