Задачи акмеологические

Предмет и понятийный аппарат акмеологии.

Акмеология– наука о совершенствовании.

Акмеология- это наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня этого развития. Высшая ступень зрелости, ее вершина – "акме" – это многомерное состояние человека, охватывающее определенный период его развития, характеризующее, насколько он состоялся как гражданин, специалист своего дела, как лично.

Предмет акмеологии

на данном этапе ее развития представляет собой закономерности, психологические и акмеологические механизмы, условия и факторы, содействующие прогрессивному развитию зрелой личности и ее высоким профессиональным достижениям.

АКМЕОЛОГИИ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

классифицируются на:
1)понятия, являющиеся обозначением высших стадий, уровней, качеств развития и их характеристик («акме», «зрелость», «профессионализм» и др.);

2)понятия, выражающие разные характеристики изменяющейся системы («субъект», «стратегия», «алгоритм», «организация» и др.);

3)понятия, выражающие социальный и профессиональный способ использования человеком своих жизненных, природных, организационных и временных ресурсов («индивид», «работоспособность», «профессиональное долголетие» и др.);

4)понятия личностно-ориентированные («личность», «субъект деятельности», «Я-концепция», «готовность» и др.);

5) понятия, обозначающие полноту самореализации личности в жизни («самореализация», «самовыражение», «самоопределение» и др.);

6) понятия, обозначающие характеристики деятельности на высших стадиях развития («высокая продуктивность», «эффективность», «креативность» и др.).

Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания.

Акмеология как и любая другая область научного познания имеет не только общенаучные принципы, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль. Было доказано, что в акмеологии есть как минимум три научно-методологических ориентиров, а именно:

-естественнонаучная ориентация,
-общественно-гуманитарная ориентация,
-технологическая ориентация.

Естественнонаучная ориентация в акмеологии выражается в том, что она использует дисциплинарные стандарты, которые сложились в классическом естествознании (эксперименты, закономерности, математическая достоверность). При анализе акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизических компонентов

профессионального мастерства) используются знания в области возрастной физиологии, генетики, психофизиологии труда.
Общественно-гуманитарная ориентация заключается в том, что принадлежа к наукам о человеке, акмеология обособляется от общественных наук и формируется в качестве самостоятельной дисциплины. То есть, еще до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги изучали вопрос профессионализма, творчества, обучения взрослых, однако исследования, проведенные непосредственно акмеологию являются глубокими и специфическими.
Технологическая ориентация акмеологии проявляется в непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, информатикой), а также используются в акмеологии алгоритмические стандарты.
Акмеология как наука с комплекса человекознания имеет разнообразные межпредметные связи с другими науками. Родовой наукой для акмеологии является психология психологические знания постоянно используются в акмеологических исследованиях. В частности, используются материалы таких направлений психологии, как: психология личности, дифференцированная и генетическая психология, психология развития, психология труда и профессий, социальная и возрастная психология, психология творчества.
Акмеология имеет тесные связи и с философией и с педагогикой. Она также связана с такими науками как: история и культурология, социология и экономика, экология и политология.

Задачи акмеологии.

Задачи акмеологические

отражают стратегические цели акмеологии, специфику ее предмета и объектов, ее состояние как науки на нынешнем этапе. В настоящее время самом общем виде можно выделить несколько групп важнейших акмеологических задач: а) научное освещение феноменологии акме, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, обоснование научного статуса акмеологии, ее места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик акме; б) определение общих и частных закономерностей движения к акме; определение того общего, что присуще всем достигшим выдающихся результатов как индивидов, субъектов труда и личностей; выявление особенного в достижении акме; в) выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии; г) разработка собственно акмеологических методов исследования и решения практических задач; д) разработка акмеологических технологий прогрессивного развития личности и ее профессионализма; е) разработка акмеологических моделей (прежде всего профессионализма и профессионала), обоснование акмеологических эталонов развития; ж) разработка проблем различных направлений акмеологии. Важными акмеологическими задачами являются так же разработка общих алгоритмов продуктивной деятельности, создание акмеологических служб, определение путей внедрения достижений акмеологии в социальную практику.

4.Специфика и сущность акмеологической диагностики. (СОКРАЩАЙТЕ!)

Необходимость в диагностических исследованиях повышается в кризисных или переходных состояниях общества, когда усиливается изменчивость во всех сферах жизни. Методология изучения этих изменений должна одновременно включать в себя как диагноз состояния так и разработку прогнозов, моделирования процессов изменения действительности. В общем смысле диагностика (от греч. Diagnostikos - способен распознавать) - это научная система о принципах и методах познания в многообразном единичного, выделение этих единичных явлений в определенный класс.

В теоретико-методологическом аспекте, диагностика - особый вид познания, который находится между истинным знанием сущности и особенностей процесса жизнедеятельности а также распознаванием единичных явлений и проблемных ситуаций. Постановка диагноза предполагает сравнение, в результате которого выносятся заключения о состоянии объекта и процессы его изменения. Оценка состояния объекта зависит от классификации средств диагностики, а именно: -

по источнику и методам получения информации о состоянии объекта (статистические, документальные, объективные, субъективные, опросные, смешанные источники информации) -

по типу проблемных ситуаций: конкретно-историческая проблемная ситуация (определяется экономическим уровнем общества и соответствующими общественными отношениями, человек выступает как член общества и как гражданин); социально-групповая проблемная ситуация (соответствует тем условиям и организации жизнедеятельности, которые в течение определенного времени оказывают влияние на содержание и структуру жизнедеятельности представителей различных общественных слоев и групп); локальная жизненная ситуация соответствует личной уровню жизнедеятельности, она состоит из психофизиологических, социально-психологических, культурно-образовательных факторов жизнедеятельности личности; -

по направлению управленческой деятельности (диагностические средства, которые ориентированы на решение организационных изменений, задач подбора, расстановки кадров, формировании состава коллектива; классификация диагностических средств по стратегическим целям управления, развитие, функционирование, реформирование организации)

Итак, выделяют три типа диагноза.

Диагноз устанавливает отклонения объекта от нормы. В качестве нормы акмеология предлагает: профессиограммы, акмеограмы, эталонные или идеальные представления о субъекте действительности.

Диагноз, который определяет принадлежность объекта к тому или иному классу, типа, группы.

Диагноз, который описывает объект как уникальный состояние признака, т.е. его специфические особенности.

Диагностика в акмеологии выполняет следующие практические задачи: -

с помощью методов диагностики осуществляется оценка состояния объекта, оказываются проблемные ситуации, -

проводится сравнительный анализ проблемных ситуаций, выделяется приоритетное направление, наиболее актуальные и оптимальные решения -

диагностика прослеживает процесс изменений к конструктивному результату, -

сущность диагностики выражается в необходимости доведения ее результатов к прогнозированию, проектирование, программирование, -

по последствиям диагностического исследования должен создаваться определенный механизм информационно-аналитической взаимодействия всех субъектов, участвующих в решении проблем объекта (мониторинговая деятельность).

Диагностика в акмеологии обладает определенными особенностями: -

объект диагностического анализа очень сложный и многомерный, -

условием решения диагностических задач является продолжительность во времени и комплексность в пространстве, -

достижения полноты диагностической информации требует использования различных методов, -

сложность диагностической интерпретации состояний, анализируются очень специфическими.

Объектами акмеологической диагностики могут быть любые стороны личностно-профессионального развития людей и их групп. Предмет диагностики - это изучение действия механизмов и факторов, обуславливающих процессы изменений. Основной проблемой диагностики является идентификация объекта.

Диагностика той или иной проблемной ситуации в личностно-профессиональном развитии человека или группы людей может быть выражена в следующем:

степень изменчивости, отношение человека к интенсивности изменений

направленность изменений (зоны изменений и максимальное воздействие, отношение к этому человека)

степень и локализация напряжения и потенциальных конфликтных ситуаций

степень и формы активности в зонах напряжения (пассивная, конфликтная, конструктивная)

оценка средств, которые используются в зонах напряжения (заимствованных образцов и ресурсов извне, создание новых средств на базе собственных ресурсов)

оценка приоритетов и отношений человека к изменениям в области ценностных установок (ориентация на изменения или сохранения).

Профессионал как объект диагностики рассматривается с позиции динамики как активная личность, способная к достижению цели, которая обладает фундаментальными потенциями и способностями к активной творческой деятельности. С целью лучшего представления о профессиональных отношения личности в акмеологии введено екстериорний, интериорний и интроиорний уровне жизнедеятельности.

Екстериорний уровень жизнедеятельности - это пространство профессиональной деятельности на уровне общества, где человеку предоставляются определенные роли, позиции, функции, статусы в основном в связи с вертикальной профессионально-должностным градацией. Основные изменения связаны с образованием, трудом, территориальными перемещениями, связанные с карьерным ростом. Этот уровень жизнедеятельности создается обществом; в зависимости от степени его стабильности или нестабильности, научно-технической и социокультурной отсталости или модернизации. Исходя из этого, возникают различные проблемы решения фундаментальных основ жизнедеятельности: образования труда, социализации, коммуникации, жизнеобеспечения.

Интериорний уровень жизнеобеспечения - это то пространство неформальных отношений и связей человека (принадлежность к разным социокультурных групп, субкультурам: политическим, видпочинковим, спортивным, этнокультурным, религиозным и другим формам горизонтальной социальной мобильности). На сегодняшний день источником динамики в обществе служит интериорний уровень - уровень "Мы". Он имеет существенное преимущество над общественным или личным.

Интроиорний уровень жизнедеятельности - уровень "Я", то есть уровень внутреннего и духовного мира личности, ее индивидуальной культуры, а также пространство ближайшего окружения человека (родственники, семья, дети, друзья, любимые). Этот уровень порождает основные векторы и способы развития личности во всех сферах жизнедеятельности.

Такая диагностическая модель уровней жизнедеятельности помогает понять с позиции динамики следующие проблемы области личностно-профессионального развития человека в той или иной области, в частности:

Что меняется в профессиональной деятельности

Кто осуществляет эти изменения

Где возникают и как распространяются изменения

Выделяют следующие основные методологические принципы, которые лежат в основе диагностики специфики и особенностей профессиональной деятельности работников: -

экологический (человек как субъект в целостной системе жизнедеятельности) -

динамической концептуализации (закономерности процесса развития - формирование; становления; кризис, распад; преобразования) -

равноценности, а не иерархии социального и индивидуального начал в выборе направленности содержания процессов жизнедеятельности; -

индивидуальная ответственность и социальное участие в выработке социально примечательных решений, -

лонгитюдности и эксперимента: многообразных изменений личностно деятельностных проблем во времени и пространстве жизнедеятельности людей, -

антропологический - это проблемы индивидуального личностного развития человека, -

единства науки и практики, то есть диагностическое исследование делается всегда под конкретные практические цели и задачи, -

психологический, что позволяет учитывать особенности этнонациональной психологии в поведении, деятельности, ценностных установках людей.
5) Методы акмеологических исследований (эксперимент, диагностические методы).

Эксперимент в акмеологии разделяют-
по условиям: лабораторный (он проходит в специально созданных условиях под достаточно строгим контролем) например, акмеологическая поддержка небольших групп специалистов с четкими задачами; естественной (происходит в условиях, близких к реальным условиям труда, когда его участники не знают, что они находятся в эксперименте) например, в организации проходит процесс повышения квалификации и сотрудники предприятия принимают в нем участие, а до и после внедрения новых технологий профессионального роста в естественных условиях у сотрудников проявляют отдельные стороны их профессионального мастерства; -

по объекту: натуральный (осуществляется в реальных условиях и обстоятельствах трудовой деятельности), например эксперимент по рационализации труда, и модельный или "мыслительных" (осуществляется на модели), например, с помощью компьютера исследуются различные варианты учебных программ для преподавания в системе профтехобразования, -

по цели: констатирующий (отражает наличие состояний трудовой деятельности и психические процессы, которые сложились) например, обследование профессиональной памяти до специального акмеологического тренинга преобразующий или формирующий (направлен на внесение изменений, на улучшение условий функционирования системы) например, проведение акмеологического тренинга с целью расширения сознания и самосознания сотрудников.

Диагностические методы (тестовые методики в акмеологии, психобиографический метод, акмеологическая экспертиза).

В акмеологии используют все основные диагностические методы, которые используются в психологии, педагогике социальной психологии и социальной педагогике. Диагностические методы в акмеологии можно классифицировать по различным формально-логическим основам. В частности, по степени алгоритмування процедуры исследования диагностические методы делят на: -

строго алгоритмовани, стандартизированные, которые допускают широкое применение математических методов, они направлены на диагностику качеств личности (тест Кеттелла, тесты интеллекта Айзенка). Они легко поддаются машинной обработке, широко распространены, но при их использовании присутствует трафарет, а личность, ее профессионализм всегда уникальны, -

проективные по своему применению близкие к искусству, они построены по принципу исследования индивидуальности личности во всей ее многогранности (эти тесты принципиально индивидуальные). Они направлены на интерпретацию ответов личности на внешне нейтральные вопросы. Наиболее известные проективные тесты - тест Роршаха - исследование личности на основе анализа результатов интерпретации ею разнообразных пятен, провоцирующих выявление фантазии при создании зрительных образов. (Роршах швейцарский врач-психиатр делал различные чернильные кляксы на бумаге и просил своих пациентов ответить на вопрос - что они видят. Каждая личность, исходя из своей сущности по-разному реагирует на одни и те же стимулы. У каждого человека было свое видение. Автор теста наработал определенные правила и тенденции. частности, люди с высоким интеллектом видят в пятнах подвижные явления, предметы, больные с суженным восприятием окружающего видят фрагменты в целостных пятнах). К проективных тестовых методик относятся также ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест "Рука".

Указанный разделение состоит в том, что с одной стороны акмеологическая диагностика является наукой но наряду с этим она является искусством.

Наши рекомендации