Институты социальной защиты: содержательные характеристики и сравнительный анализ
Благотворительность, волонтерство и меценатство в системе СР. Общественные организации как субъект практики СР: типы, особенности функционирования.
Благотворительность – оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи.
Формы выражения благотворительной деятельности передача имущества, в том числе денег, бескорыстное выполнение работ, оказание услуг и иная поддержка.
Работа с незащищенными слоями населения, детьми, престарелыми и инвалидами.
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Широко распространена волонтерская социальная работа, осуществляемая в свободное от основной деятельности время и без всякого вознаграждения. Главное условие выбора ее какпрофессии и жизненного предназначения, мотивация к участию в социальной работе на волонтерской основе или в дополнение к основной работе – гуманистические убеждения и идеалы, альтруистическая направленность личности.
Институт негосударственной поддержки национального культурного достояния – в России это институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность - меценатами. Благодаря функционированию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие такую деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие национального культурного достояния, не рассчитывая на получение прибыли. Меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны.
Государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свойсоциальный статус законным образом.
Различие между понятиями "меценатство" и "спонсорство". Спонсорство означает любое вложение финансовых и материально-технических в любое дело. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния.
Меценатство отличается от благотворительной деятельности по своим социальным и культурным целям. Мотивы благотворительности связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.
Субъектами социальной работы являются те, кто оказывает помощь, поддержку, осуществляет защиту. В качестве субъектов социальной работы выступают общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров), социальные институты, призванные решать и решающие те или иные задачи, проблемы, стоящие перед объектами социальной работы. Существующие в настоящее время субъекты социальной работы имеют разную степень включенности в практику социальной работы, так высокая степень включенности характерна для государственного сектора; средняя - у негосударственного и коммерческого сектора.
Эффективность функционирования общественных организаций определяется множеством факторов, в том числе и особым пограничным и полиэтничным статусом региона. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию политики позволит улучшить эффективность деятельности организаций по социализации личности и включению в процесс демократизации, как на региональном, так и на общероссийском уровнях.
6. Социальная работа как система деятельности.
Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную систему, состоящую из следующих элементов (компонентов):
1. объекты и субъекты социальной работы;
2. институты социальной работы;
3. основные сферы социальной работы;
4. методы и формы социальной работы.
Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации1.
В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиентом социальной службы. Однако чаще всего под понятием «клиент» понимаются определенные категории населения, нуждающиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.
В качестве клиентов могут выступать любая отдельная личность, группа, семья, социальные структуры, организации, общины (например, секта) или население какой-либо территории полностью или частично. Как правило, это — клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него возможности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обладать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.
Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникальная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойственные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жизни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индивидуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.
Для обозначения общих проблем, объединяющих обратившихся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно отнести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, людей с различными формами зависимостей.
В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с которыми им предоставляются социальные услуги.
В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изменениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни клиента и его личности позволяет ему более четко определить характер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:
1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
2. клиент должен видеть в социальном работнике специалиста, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.
Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализировать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за принятие решений социальный работник должен брать на себя только в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболевание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опыта, недостаточных ресурсов или иных причин.
В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:
1. сфера производства;
2. сфера здравоохранения;
3. сфера образования;
4. сфера культуры;
5. культурно-досуговая сфера;
6. силовые структуры;
7. пенитенциарная система;
8. социально-этническая среда;
9. сфера бытового обслуживания.
Субъектами социальной работы могут выступать:
1. организации, учреждения, в том числе государство со своими структурами, социальные службы различного подчинения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения;
2. общественные, благотворительные организации и их учреждения;
3. специалисты различных социальных служб, а также представители общественных, благотворительных организаций и частных социальных служб, профсоюзов;
4. преподаватели социальных учебных заведений и их подразделений;
5. научные работники (исследователи).
В качестве ведущего субъекта социальной работы на федеральном уровне выступает Министерство здравоохранения и социального развития, которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.
Содержание социальной работы на федеральном уровне определяется законодательной и социальной политикой государства в масштабе всей страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более содержательный характер. Местный уровень определяется адресной социальной деятельностью.
Среди субъектов социальной работы можно выделить административно-управленческие структуры, которые на различных стадиях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную политику.
Важное значение имеет деятельность различных общественных объединений на местах, которые активно решают социальные проблемы как группы самопомощи.
Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется помощь населению (официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно-общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи.
К специально созданным институтам помощи и защиты (формализованные институты социальной работы) относят: государственные институты социальной защиты населения, образование, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.
Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.
Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать содействие государственным и негосударственным организациям.
Существует и другое деление институтов социальной работы — на общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным институтам относят учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориальных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений — оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.
Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).
Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить характер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных программ. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.
Основные сферы социальной работы — это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддержки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и слоев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.
Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для решения задач социальной работы. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.
7. Институты социальной работы.
Институты социальной защиты: содержательные характеристики и сравнительный анализ
Анализ мирового опыта позволяет вычленить пять базовых института социальной защиты:
1. Государственная социальная помощь лицам, которые из-за отсутствия необходимой трудоспособности, места работы, источников доходов не в состоянии самостоятельно обеспечить свое материальное существование. Объем представляемой помощи не связан с величиной прошлого дохода или сложившимся общим уровнем жизни населения.
Социальная помощь имеет в значительной степени благотворительный характер. Пенсии и пособия в рамках социальной помощи предоставляются только установленным законодательством категориям граждан. Определяющая характеристика данного института защиты – социально-алиментарные внедоговорные отношения государства по оказанию помощи уязвимым категориям населения (инвалиды детства; лица других ранних сроков наступления инвалидности; граждане, не имеющие необходимого страхового стажа для получения пенсий). Получение физическим лицом социальной помощи происходит независимо от его участия в общественной полезной трудовой деятельности (за счет перераспределения имеющихся в государстве ресурсов в пользу нуждающихся). Выплаты этой системы принимают форму дополнения к доходу после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход. Главное основание для предоставления социальной помощи – отсутствие средств в объеме прожиточного минимума.
В системе социальной помощи размеры пенсий, пособий устанавливаются с учетом имеющихся доходов членов семьи с тем, чтобы их совокупный объем достигал установленного прожиточного минимума. Правовая основа института социальной помощи проистекает из природы прав человека в области социального обеспечения и базируется на конституционном праве людей на жизнь.
Финансовыми источниками данного института социальной защиты служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы или/и за счет особого целевого социального налога.
Государственная социальная помощь предоставляется тем гражданам, чей уровень и условия жизни не соответствуют государственным социальным гарантиям. Типичными получателями социальной помощи обычно являются:
· семьи, в том числе воспитывающих детей, чей средне-душевой доход ниже устанавливаемого государством прожиточного минимума, например, в форме льгот при оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, при пользовании общественным транспортом, льготных цен на лекарства, выплат «детских» пособий и т.д.;
· нетрудоспособные граждане, не имеющие трудового дохода и приобретенных прав по системам обязательного социального страхования, которым предоставляется социальная помощь в следующих формах: социальные пенсии, содержание в интернатах, домах престарелых, бесплатные медицинские услуги.
Инфраструктура системы социальной помощи в России включает в себя 800 региональных центров социального обслуживания инвалидов и престарелых, 1400 учреждений неотложной социальной помощи (беженцам, лицам без определенного места жительства, одиноких престарелых), которые обслуживают более 3 млн. человек в год. Правовое регулирование вопросов в системе социальной помощи происходит на основе федеральных законов: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».
2. Государственное социальное обеспечение военнослужащих, служащих органов внутренних дел и налоговой полиции, государственных служащих, а также ряда других категория граждан с учетом специфического характера их трудовой деятельности по выполнению важных функций государства.
Предоставление государственного социального обеспечения не обуславливается предварительной уплатой каких-либо взносов или наличием нуждаемости у лиц, которым предоставляется обеспечение в данной форме.
Финансовые источники данного института социальной защиты – прямые ассигнования из федерального и региональных бюджетов, формируемые за счет общих и, в некоторых случаях, специальных налогов (см. Таблицу 3).
3. Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость или места работы). Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счет взносов работодателей.
Сущность социального страхования состоит в распределении экономических последствий социальных рисков между всеми участниками трудовой деятельности с помощью резервирования финансовых средств, представляющих собой часть расходов на рабочую силу, или как ее еще называют «резервируемой и перенесенной во времени» части заработной платы, и выплачиваемой в случае наступления страховых ситуаций (периодов утраты трудоспособности или места работы) в форме пособий, пенсий, оплаты медицинских и реабилитационных услуг.
Пенсии и пособия в рамках систем социального страхования представляются по праву застрахованного, обусловленному самим фактом и степенью участия каждого застрахованного и его работодателя в финансировании данных систем. Условия и гарантии социального страхования определяются законами и нормативными правовыми актами, т.е. носят обязательный, публично-правовой характер.
Определяющие характеристики социально-правовых отношений: принцип замещения утраченной заработной платы (дохода для самозанятого населения), а значит размеры пенсий и пособий увязаны с предыдущими заработками и взносами, что в свою очередь обуславливает наличие определенного страхового периода, без всякой проверки нуждаемости (см. Таблицу 3).
Управляющими и организующими субъектами (страховщиками) могут выступать: государственные структуры и структуры публично-правового статуса, общества взаимного страхования, а также специальные финансово-кредитные учреждения, страховые фонды и страховые кассы.
Определение уровня обязательных страховых платежей зависит от сложившихся в обществе уровней социальных гарантий для работающих в случаях наступления для них социальных рисков и определяется как результат компромиссных решений, достигаемых в ходе договорных процессов между основными социальными субъектами (работодателями и работниками), в которых, как правило, принимает участие государство (устанавливает минимальные нормы защиты).
Формирование принципиально новой для нашей страны системы социального страхования происходит на законодательной основе. Приняты новые законы: Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (2001 г.), «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.), «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.); Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998).
4. Добровольное дополнительное (профессиональное) социальное страхование наемных работников в рамках отдельных отраслей экономики или в рамках отдельных компаний, создание которых проводится в рамках долгосрочных отраслевых (рамочных) или коллективных соглашений.
Характер добровольных дополнительных систем социального страхования, как правило, частный, но их деятельность регулируется специальным законодательством, которым предусматривается система социальных гарантий для застрахованных: сохранение приобретенных прав застрахованного при перемене места работы, формы контроля за состоянием актуарного баланса страховой организации. Организационно-правовыми формами данного института социальной защиты служат пенсионные системы отдельных предприятий, в которых пенсионные активы не отделены от собственных средств предприятий, а также формы, при которых пенсионные активы отделены от собственных средств предприятий и управляются самостоятельными пенсионными кассами, фондами, кассами поддержки и страховыми компаниями.
В целях гарантии реализации приобретенных пенсионных прав имеется резервный пенсионный фонд, из которого осуществляются выплаты в случае неплатежеспособности предприятия или самостоятельной пенсионной кассы (фонда, страховой компании).
Дополнительное (профессиональное) социальное страхование может быть организовано в обязательной форме, например, страхование жизни и здоровья государственных служащих, занятых на работах, связанных с повышенным риском (судьи, работники прокуратуры и МВД), опасными условиями профессионального труда (спасатели, пожарные, водолазы, испытатели самолетов и автомобилей и т.д.).
Управление дополнительным социальным страхованием может быть организовано с помощью системы уполномоченных органов: негосударственных пенсионных фондов, обществ взаимного страхования, управляющих компаний и депозитариев.
Размер и порядок уплаты страховых взносов устанавливается по согласованию сторон: страхователями и застрахованными; они могут быть увязаны с заработной платой застрахованных или являться фиксированной величиной. Выплата пособий и пенсий осуществляется согласно установленной договоренности сторон, например, в виде регулярных (порционных) выплат, а их размер зависит от накопленных страховых прав (см. Таблицу 3).
5. Добровольное личное (частное) страхование граждан, организованное на договорной основе, что ограничивает его рамки и функционирование фиксированными периодами времени, определенными видами риска и ограниченными финансовыми возможностями отдельных физических лиц. Оно основано на принципах и с помощью механизмов личного страхования (эквивалентности страховых взносов и выплат, а также увязки страховой премии с вероятностью возникновения риска для конкретных граждан в течение определенного периода времени). Определяющие характеристики – наличие страхового договора, самоответственность граждан, а поэтому зависит от индивидуальных возможностей и осознанных потребностей в социальной защите.
Основные организационно-правовые формы – частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, банки, паевые инвестиционные фонды.
Таким образом, каждый из пяти вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения (см. Таблицу 3).
Характеристики и механизмы институтов социальной защиты | Основные институты систем социальной защиты | ||||
социальная помощь | государственное социальное обеспечение | обязательное социальное страхование | добровольное дополнительное социальное страхование | добровольное личное страхование | |
методы регулирования основания возникновения социальных гарантий и прав | по закону: социально-алиментарные притязания нетрудоспособных и нуждающихся граждан в случаях признания их нуждающимися | по закону: лицам, занятым на государственной службе при наличии определенного трудового стажа | по закону: наличии определенного страхового стажа, либо инвалидности, либо утраты кормильца | на основе договорных отношений: при наличии определенного страхового стажа и коллективного (отраслевого) договора | на основе индивидуального договора страхования и уплаты страховых сумм |
принципы организации | солидарная ответственность всего общества за нетрудоспособных и нуждающихся граждан в минимальном уровне дохода | ответственность государства – как работодателя за пенсионное обеспечение своих наемных работников | самоответственность работников, солидарная взаимопомощь работодателей и работников и ответственность государства | солидарная взаимопомощь профессиональных групп работодателей по защите работников от рисков профессионального труда | самоответственность граждан, соблюдение в полном объеме принципа эквивалентности взносов и выплат |
механизмы функционирования | оценка нуждаемости – размеры доходов и собственности всех членов семьи, а также финансовых возможностей государства | оценка финансовых средств федерального и региональных бюджетов, численности пенсионеров, размеров пенсий | оценка социальных (массовых) видов риска утраты заработков в связи с утратой трудоспособности, старости, из-за болезни или несчастных случаев или утраты кормильца и периодов дожития пенсионеров | оценка профессиональных (по группам профессий) рисков утраты заработков из-за утраты (постоянной) трудоспособности и периодов дожития пенсионеров | оценка индивидуальных рисков болезни, утраты трудоспособности и дожития |
финансовые источники | бюджетные источники, формируемые с помощью налогов | бюджетные источники, формируемые с помощью налогов | обязательные страховые взносы работодателей и работников | добровольные страховые взносы работодателей (работников) | добровольные страховые взносы граждан |
порядок исчисления размеров пособий и пенсий | размеры социальных пенсий сопоставимы с прожиточным минимумом (около 20% от средней заработной платы) | размер пособий и пенсий зависит от продолжительности трудового стажа на государственной службе и составляет 55-70% | размер пособий и пенсий зависит от продолжительности страхового стажа, размера заработной платы, возраста выхода на пенсию и составляет 40-60% | размер пособий и пенсий зависит от продолжительности трудового стажа на предприятии (в отрасли) и составляет 20-30% | размер страховых выплат зависит от объема страховых взносов и продолжительности сроков выплат |
необходимые условия функционирования | значительные объемы средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов | значительные объемы средств, выделяемых из федерального и региональных бюджетов | наличие правовых, финансовых и организационных механизмов обязательного социального страхования | стабильная и эффективная деятельность предприятий | наличие средств у населения для резервирования и стабильная экономическая ситуация в стране, правовое государство, развитые институты личного страхования |
формы управления | государственное управление | государственное управление | самоуправление представителей работников и работодателей | самоуправление представителей работников и работодателей | частные страховые компании |
сильные стороны институтов социальной защиты | социальные гарантии защиты в старости нетрудоспособного и нуждающегося населения | высокий и стабильный уровень пенсий | социальная справедливость, солидарная взаимопомощь, дифференцированный подход при определении уровней пенсий с учетом продолжительности страхового стажа и размеров заработной платы (накопленных объемов страховых взносов) | дополнительный механизм защиты в старости и инвалидности с учетом специфики трудовой деятельности и состояния трудоспособности работников | возможность дополнительного материального обеспечения с учетом индивидуальных финансовых возможностей и жизненных приоритетов |
слабые стороны институтов социальной защиты | низкий уровень пенсии, высокий удельный вес административных расходов | бюджетный источник финансирования, стремление к расширению | не охватывает лиц, не имеющих необходимого страхового стажа | ограниченность финансовыми возможностями отдельных предприятий | распространение ограниченно финансовыми возможностями граждан, используется средне- и высокодоходными слоями населения |
8. Характеристика объекта и субъекта социальной работы.
Субъект социальной работы – тот, кто осуществляет социальную помощь. Это могут быть государственные организации (органы социального страхования, социальной защиты), общественные организации (различные благотворительные союзы, организации, фонды) и частные лица - специалисты в сфере социальной работы различных квалификаций (социальный терапевт, социальный геронтолог, социальный эколог) или добровольные помощники - волонтеры. Социальная работа имеет двусторонний характер. В основе оказываемой социальной помощи лежит система взаимодействий социального работника с клиентом, равно как и со значимым социальным окружением клиента.
Классификация субъектов социальной работы
1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся:
во-первых, государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, исполнительные органы управления СР на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
во-вторых, социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону;
в-третьих, администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.
2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации. Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Московский Дом милосердия, благотворительные фонды «Сопричастность», «Душа человека», «Метрополь» (г. Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург), «Алтай-СПИД». В России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот.
3. Люди, занимающиеся практической СР профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – особая группа, они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами. Недипломированных, но профессионально занимающихся СР специалистов больше, особенно в странах (в том числе в России), в которых относительно недавно введена новая профессия «социальный работник».
4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов (слушателей) в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5. Исследователи СР: научные работники анализируют состояние СР, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики. В России практически уже создано несколько исследовательских школ СР: философская, социологическая, психологическая. Их представители, разрабатывая проблематику СР, уделяют особое значение отдельным ее направлениям.
Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.
Обязанности государства вытекают из Конституции РФ: «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».