Оценка медицинской обстановки
С целью определения влияния поражающих факторов источников ЧС на жизнедеятельность населения, работу организации и действия сил и средств ликвидации ЧС, обоснования и принятие мер защиты, осуществляется выявление и оценка обстановки, складывающейся при ЧС.
Под выявлением медицинской обстановки понимается сбор и обработка исходных данных о ЧС, определение размеров зон ЧС и нанесение их на карту района или план действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.
Под оценкой медицинской обстановки понимается решение основных задач по определению влияния поражающих факторов источников ЧС на работу организаций, жизнедеятельность населения и действия сил при ликвидации ЧС.
Оценка обстановки включает:
- решение основных задач по организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;
- организацию и порядок использования сил и средств для ликвидации ЧС;
- максимальное обеспечение мер по уменьшению людских и материальных потерь.
Оценка медико-тактической обстановки в очаге АОХВ – это учет тех факторов, которые влияют на организацию медицинского обеспечения населения.
К таким факторам относятся:
1) класс токсичности АОХВ;
2) группа, к которой относится химическое соединение по клиническим проявлениям;
3) тип очага;
4) характер формирования санитарных потерь;
5) мероприятия по профилактике поражений и организации медицинской помощи пораженным лицам в ЧС.
Оценка медико-тактической обстановки при авариях на АЭС обусловлена:
1) масштабом аварии;
2) характером радиационного воздействия;
3) фазой аварии;
4) зоной радиационного загрязнения;
5) ожидаемыми биологическими эффектами радиационного воздействия;
6) необходимыми мерами по профилактике радиационных поражений;
7) организацией медицинской помощи пораженным лицам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для принятия решений в случае чрезвычайных ситуаций будущему врачу необходимо знать сущность чрезвычайных ситуаций, их классификацию. Вместе с тем, необходимо знать медицинские и медико-санитарные последствия ЧС, фазы развития и поражающие факторы, методы прогнозирования и оценку медицинской обстановки, складывающейся в результате ЧС.
Реальная оценка чрезвычайной ситуации поможет правильно сориентироваться в данной ситуации и применить действия, наиболее эффективные для спасения пострадавших.
ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ЛИТЕРАТУРА:
Гражданская оборона: Учеб. пособ. / Под ред. В.Н. Завьялова. – М.: Медицина, 1989.
Избранные лекции по медицине катастроф / Под ред. проф. С.В. Трифонова. – М., 2001.
Основные понятия и определения медицины катастроф: Словарь / Под ред. проф. С.Ф. Гончарова. - М., ВЦМК «Защита», 1997.
Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф: учебник. – М., 2002.
Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. – М., 2002.
Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Курс лекций// Учебное пособие для медвузов. М.: ГОЭТАР-Медиа, 2011.
ПЛАН
Введение
1. Задачи и основы организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
2. Организационная структура РСЧС
3. Режимы функционирования РСЧС
4. Задачи и состав сил и средств РСЧС
5. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС
6. Всероссийская служба медицины катастроф
Заключение
Вопросы для самоконтроля знаний студентов
1. Основные задачи РСЧС.
2. Принципы построения и функционирования РСЧС.
3. Основные направления деятельности органов управления, сил и средств РСЧС по подготовке государства к ведению гражданской обороны в мирное время.
4. Организационная структура РСЧС.
5. Режимы функционирования РСЧС и порядок их введения.
6. Основные мероприятия, выполняемые в режимах функционирования РСЧС.
7. Задачи, состав сил и средств РСЧС.
8. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
9. Понятие о Всероссийской службе медицины катастроф (ВСМК) - функциональной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Введение
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС), а в случае их возникновения для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды в Российской Федерации 25 ноября 1992 г. Правительство России утвердило Положение о Государственном комитете РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), а на основании Постановления Правительства РФ от 18.04.92 г. № 261 создана Российская государственная система по предупреждению и действиям в ЧС (РСЧС). В январе 1994 г. ГКЧС преобразуется в Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ (МЧС).
В соответствии с федеральным законом от 21.12.94 г. № 68 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет ораны управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, полномочия которых входит в решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. А с 1995 г. РСЧС получила название «Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС» (Постановление Правительства РФ № 11 13 от 05.11.95 г.).